Гульнара Сотникова
Семинар-практикум «Использование обучающих и развивающих мультфильмов в процессе ознакомления детей с ПДД»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар - практикум «Использование обучающих и развивающих мультфильмов в процессе ознакомления детей с ПДД»
1 слайд - Добрый день, уважаемые коллеги! Я, Сотникова Гульнара Габделбаровна. Работаю с детьми среднего дошкольного возраста.
Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах села и города. Может возникнуть вопрос: зачем объяснять детям особенности движения транспорта, правила перехода улицы, если они все равно переходят дорогу, только держась за руку взрослого? Не преждевременна ли работа по изучению правил дорожного движения уже в детском саду? Быть может, не стоит забивать голову детям этими правилами, пока еще они не ходят самостоятельно по улице и не пользуются самостоятельно городским транспортом?
Публикация «Семинар-практикум „Использование обучающих и развивающих мультфильмов в процессе ознакомления детей с ПДД“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Семинары, деловые игры с педагогами
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких пешеходов, которых уже сейчас подстерегают серьёзные трудности и опасности. Поэтому изучение Правил дорожного движения целесообразно начинать ещё в дошкольном возрасте.
Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
Сегодня ребенок всюду ходит за ручку с мамой, а завтра он станет самостоятельным пешеходом и пассажиром городского транспорта. Совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице и во дворе, тем меньше станет несчастных случаев. Эту задачу призваны решать как родители, так и мы с вами - педагоги дошкольных образовательных учреждений.
2 слайд - Большое внимание в своей работе уделяю знакомству детей с правилами безопасного поведения на улицах города и нашего села в качестве пешеходов. За период работы накоплен небольшой материал по формированию у детей среднего дошкольного возраста знаний о ПДД по средствам обучающих и развивающих мультфильмов.
Исходя из этого, я разделила свою работу на несколько блоков:
1) Познакомить детей с названием машин; уметь различать виды транспорта.
2) Дать представление о значении слов дорога, тротуар, автомобиль.
3) Познакомить детей со светофором, его назначении, о расположении сигналов светофора.
4) Дать понятия детям о значении слов «пешеход», «пешеходный переход»; учить правильно, переходить улицу; формировать у детей представление об ориентировке на дороге («посмотри налево», «посмотри направо»)
Чтобы научить детей азбуке безопасности и Правилам дорожного движения, в первую очередь педагог должен сам быть хорошо осведомлен в этом вопросе и заинтересован в решении такой проблемы, как детский дорожно-транспортный травматизм. Именно поэтому работа в данном направлении ведется не только с детьми, но и с педагогами и родителями.
3 слайд – Тема семинара - практикума : «Использование обучающих и развивающих мультфильмов в процессе ознакомления детей с ПДД».
4 слайд – Презентация педагогического опыта.
Цель: закреплять и дополнять представления о правилах дорожного движения.
Задачи:
• Совершенствовать знания детей о дорожных знаках и их назначении.
• Продолжать учить детей правилам дорожного движения и технике безопасности.
• Учить свободно, ориентироваться на улицах города в качестве пешехода.
5 слайд - Проблемы в начале и в конце обучения.
Проблема в начале обучения состояла в том, что у детей не достаточно сформированы навыки правильного поведения на дороге.
Проблема в конце обучения заключалась в том, что действия взрослых, окружающих детей, не всегда являются примером правильного поведения на дороге в качестве пешеходов.
6 слайд - 7 слайд - Демонстрация основных методов и приемов:
Решение проблемных ситуаций
Просмотр обучающих и развивающих мультфильмов
Моделирование
Настольные игры
Макетирование
Сюжетно-дидактические игры.
На современном этапе предлагаются различные подходы к воспитанию у детей безопасного поведения на улице. Я Вам расскажу о тех подходах и игровых технологиях, которые использую в своей работе.
В образовательной деятельности с детьми: включаю беседы, ситуативные разговоры о правилах поведения на дороге, в транспорте, подвижные игры: «Поезд», «Воробушки и автомобиль», «Такси», «Светофор»; включаем строительные игры: строим гараж и ворота для машин, перевозим грузы - строительный материал; рассматриваем светофор. Рассматриваем картины с изображением ситуаций: катание детей на велосипедах, игра детей в мяч на дороге. Картины с изображением общественного транспорта: автобус, троллейбус, маршрутное такси, поезд, легковые и грузовые автомобили. Картины с изображением светофора, пешеходного перехода. Моделировали дорожные знаки, светофор, транспорт с помощью геометрических фигур. Использовали дидактические игры по обучению правил дорожного движения «Классификация транспорта», «Где едут машины», «Подбери груз к машине», «Угадай по описанию», «Правильно, не правильно»; сюжетно – ролевые игры: «Шофер», «Птицы и автомобиль», «Автомобиль и пешеходы».
На прогулке знакомлю детей с улицей, наблюдаем за подъезжающими машинами к детскому саду. Рассматриваем различные виды транспорта, т. е. развиваю у детей наблюдательность, внимание к движению на дороге, закрепляю представления детей о правилах дорожного движения через игровую деятельность, изобразительную деятельность, чтение художественной литературы (читала детям загадки о транспорте, стихи, сказку: Э. Мошковской «Отойдите!», К. Чолиева «Шуршат по дорогам веселые шины», О. Бедарева «Если бы», В. Кожевникова «Светофор», Я. Пишумов «Пешеходный свет», К. Чуковский «Айболит» и через просмотр обучающих и развивающих мультфильмов «Светофор и машинки», «Песенка Светофора», «Азбука безопасности тетушки Совы», «Машинки и правила дорожного движения», «По дороге со Смешариками».
Всем известно, что в дошкольном возрасте игра это основной вид деятельности. Ребёнок хочет играть и он, играя, познаёт окружающий мир. Игра даёт возможность ребёнку проявить себя. Играя, он не только обучается, но и закрепляет полученные умения и навыки, что способствует формированию положительных привычек.
8 слайд – Одним из методов являются Обучающие и развивающие мультфильмы
Поэтому правильные мультфильмы могут стать хорошими помощниками в воспитании и формировании этих привычек. У некоторых персонажей малыши перенимают манеры поведения, их умение взаимодействовать с окружающим миром. Некоторые же учат доброте, искренности, покладистости и сопереживанию. И, пожалуй, самое главное: герои мультфильмов учат не сдаваться, бороться со злом, и справляться со всеми трудностями.
Мультфильм может развить воображение, память и мышление ребенка. Это происходит в процессе восприятия и анализа происходящего, сравнения, установления логики последовательности событий, а также рассуждений по итогам просмотренного.
Обучение и расширение кругозора. Сегодня создано много таких мультфильмов, которые учат ребенка считать и читать, различать цвета, формы и фигуры, а еще красочно повествуют об окружающем нас мире. Кроме этого есть уникальная возможность, просматривая мультфильм изучать не только иностранный язык, но и правила дорожного движения.
Во время просмотра мультика, малыши пополняют свой словарный запас, учатся говорить грамотно, и красиво формулировать свои мысли.
Хорошие мультфильмы развивают креативность детей. При просмотре ярких, неординарных картинок включается фантазия, нестандартное мышление и может быть началом творчества ребенка.
По большому счету, влияние мультфильмов сказывается положительно на развитии ребенка.
Польза мультфильмов :
Увлеченные просмотром мультфильмов, сами того не замечая, дети усваивают основные нормы безопасного поведения на улице или дороге. Наблюдая за героями мультфильмов, ребенок сравнивает их поведение со своим, с поведением родителей и знакомых. Ситуации, в которые попадают положительные и отрицательные герои формируют понимание ребенком взаимоотношения между людьми. Благодаря мультфильмам ребенок быстро учится отличать зло от добра, плохие поступки и хорошие.
Мультфильмы помогают сформировать такие понятия:
- умение выслушать;
- поддержка;
- взаимопомощь;
- уважение;
- любовь;
- дружба.
Почему же дети пересматривают мультфильмы несколько раз?
Мы не можем понять, почему дети 10 раз подряд с восхищением пересматривают один и тот же мультфильм. Это происходит из-за того, что ребенок пытается самостоятельно проанализировать какую-то проблему. Как пример - ребенок боится чего-то, а при помощи повторения сюжета мультфильма, где главный герой сражается со своим страхом, ребенок пытается осилить свой собственный. Или же ребенок учится распознавать ложь, и ценить доверие.
Поучительные мультфильмы.
Они помогут ребенку понять какую-то ситуацию, посмотрев и оценив ее со стороны. Придти к правильным выводам. Как пример мультфильм "Мойдодыр" учит смотреть за своей гигиеной, "Гуси-лебеди" - не убегать от мамы, так и мультфильм «Светофор и машины» и другие по Правилам дорожного движения, который не только вызывает положительные эмоции у детей, но и оставляет в памяти яркие образы, помогая им лучше запомнить основные правила по безопасности дорожного движения. Подобные мультфильмы полезно показывать детям с 3-х лет.
9 слайд – Предметно – развивающая среда
Изготовили макет дороги с пешеходным переходом, машинами, стенд «Азбука безопасности» т. е. создали предметно - развивающую среду, способствующую изучению и закреплению детьми правил дорожного движения.
10 слайд –
Благодаря проделанной работе: дети имеют представление об ориентировки в пространстве. Понимают и употребляют понятия «здесь», «там», «вверху», «внизу», «близко», «далеко». Знают о назначении светофора в целом и всех его цветов: красного, желтого, зеленого, часто во время игры слышу как они поют песенку из мультфильма «Песенка Светофора». Ориентированы в том, чем отличаются проезжая часть дороги и тротуар. Знают правила поведения на улице. У детей сформированы знания о том, какой транспорт передвигается по дороге, а какой по рельсам, по железной дороге. Имеют представление, чем отличаются грузовые и легковые автомобили. Дети имеют знания о том, что есть специальные машины, знают основные части транспорта. У детей имеются знания о работе шофера, машиниста. Дети ориентированы, как правильно вести себя в транспорте, на улице, на проезжей части, на зимней дороге, на тротуаре. Знают элементарные правила дорожного движения (переходить дорогу только на зеленый свет, крепко держась за руку взрослого, переходить дорогу по пешеходному переходу). Мной эта тема не будет закрыта, я буду дальше работать и усовершенствовать свои знания и знания детей.
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности и в течение всего года.
11 слайд –
Завершить наш семинар-практикум мне хочется словами Философы говорят, что "жизнь измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них" уверена, что эмоциональная память сохранит атмосферу нашего семинара.
Берегите себя и своих близких. Спасибо за внимание!