Литвин Елена
Технологии развивающих игр В. В. Воскобовича в развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В. В. ВОСКОБОВИЧА В РАЗВИТИИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Аннотация
Статья раскрывает целесообразность, эффективность использования развивающих игр В. В. Воскобовича для развития детей дошкольного возраста.
Ключевые слова
Публикация «Технологии развивающих игр В, В, Воскобовича в развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Развивающие игры, познавательное развитие, самостоятельность, заинтересованность дошкольников.
Сейчас дошкольники стали сильно отличаться от дошкольников советского времени. Сегодня не случайно так много внимания уделяется развитию интеллектуальных способностей детей. Именно в младшем дошкольном возрасте у них, как правило, начинает развиваться вербальный, то есть «приобретенный» интеллект.
Чаще всего, когда речь идет о детях, их воспитании и развитии, мы взрослые становимся очень серьезными. И большинство педагогических приемов напоминают книгу уставов и положений об игре.
Но ведь игра – это дело веселое. Поэтому яркой особенностью игры является ведущая деятельность, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом.
Игра — главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.
В современном мире достаточно большое количество игр, да они яркие красочные с интересными названиями, но зачастую большинство из них ни какой особо функции не несут, не развивают, не обучают.
Как педагоги перед нами тоже стал такой выбор, какую технологию развивающих игр использовать для эффективной работы с детьми младшего дошкольного возраста?
Ознакомившись с большим количеством игровых технологий наш взгляд, остановился на ранее не знакомой нам технологии развивающих игр В. В. Воскобовича.
Нас привлекло, что основная идея технологии заложена в основу игр и становится максимально действенной, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. Особенность ее в том, что в этой игре реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка и у нее широкий возрастной диапазон участников игры.
Авторская методика Воскобовича отличается высокой эффективностью и доступностью. Ее легко и быстро осваивают как педагоги, так и родители дошкольников. В процессе игры создается особая доверительная атмосфера между ребенком и взрослым, благотворно влияющая на гармоничное развитие малыша.
С помощью игр можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя ребенок осваивает цифры или буквы; узнает и запоминает цвет или форму; учиться считать, ориентироваться в пространстве; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение. К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи. Такая вариативность определяется конструкцией игры и сочетанием материалов, из которых она сделана.
Ознакомившись с методикой, мы решили попробовать внедрить игровую технологию Воскобовича в педагогический процесс. Мы поняли, что нет необходимости перестраивать свою работу – технологию можно постепенно внедрять в уже существующие порядки и уклады группы. Для этого мы разработали перспективный план работы с учетом индивидуальных способностей детей по играм Воскобовича «Развивающие игры».
Своим опытом работы мы поделились с педагогами. Мы объяснили педагогам, что использование комплектов игр и игровых пособий Воскобовича позволяет организовать предметно-развивающую среду, соблюдая принципы ее построения, обозначенные в федеральных государственных образовательных стандартах к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования : многофункциональность, трансформируемость, педагогическая целесообразность.
Существуют определенные особенности развивающих игр Воскобовича :
— игры разработаны исходя из интересов детей. Занимаясь с такими игровыми пособиями, дети получают истинное удовольствие и открывают для себя все новые и новые возможности;
— широкий возрастной диапазон. В одну и ту же игру могут играть дети от 2-х до 7 лет и старше. Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений;
— многофункциональность и универсальность. С помощью игр можно решать большое количество образовательных задач (знакомятся с цифрами или буквами, цветом или формой, счетом и т. д. ;
— систематизированный по возрастам и образовательным задачам готовый развивающий дидактический материал;
— методическое сопровождение. Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрированными рисунками.
Для ребенка интересны игры Воскобовича. В процессе игры ребенок открывает для себя новое и испытывает эмоциональное удовлетворение от процесса. Много игр Воскобовича содержат методические пособия с иллюстрированными сказками, где нужно выполнять различные задания и отвечать на вопросы. В игровой форме дети вместе с героями сказок осваивают не только новые знания. Но и навыки общения.
Используя игры Воскобовича В. В., возникла необходимость оформить "Интеллектуально-игровой центр", где мы разместили все пособия и игры, которые хорошо вписались в нашу развивающую среду, благодаря их хорошему оформлению и многофункциональному применению. В этом центре дети закрепляют знания, полученные на непрерывной образовательной деятельности, в виде разминки, в свободное время, что обеспечивает максимальное накопление информации о величине, цвете, пространственном понятии, совершенствуется процесс восприятия, вырабатывается координация руки, глаза. Предметно-развивающая среда, продумана таким образом, что весь материал дает возможность каждому ребенку действовать самому, обеспечивает развитие познавательных интересов дошкольников.
Фиолетовый лес представляет собой сказочную поляну, на которой есть своя область и свой герой. А также здесь дети знакомятся с временами года и их последовательностью, закрепляют представления о частях суток, учатся замечать и объяснять происходящие в природе сезонные и суточные изменения. Формируют представления о самых простых природных взаимосвязях (одни животные и растения обитают в лесу, другие – в озерах, третьи на - лугу).
Коврограф позволяет в игровой форме решать самые разнообразные задачи: совершенствовать умение выделять признаки сходства и различия предметов, объединять предметы в группу по общему признаку, выделять части группы, находить «лишние» элементы, выделять в речи признаки сходства и различия предметов по цвету, размеру, форме. Развивать умение непосредственно сравнивать предметы по длине, ширине, высоте; раскладывать по 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними. Формировать представления о геометрических фигурах: квадрате, прямоугольнике, овале, цилиндре, конусе, призме, пирамиде. Развивать умение устанавливать пространственно- временные отношения (впереди – сзади - между, справа – слева, вверху – внизу, раньше – позже и т. д.); совершенствовать умение двигаться в нужном направлении, определять положение того или иного предмета на плоскости.
Развивающие игры, такие как «Двусторонний квадрат» и «Прозрачный квадрат» развивают умения складывать предметные формы по схемам и собственному замыслу или описанию взрослого, придумывают новые приемы конструирования хорошо знакомых фигур, давать им названия.
В нашей группе Коврограф, Фиолетовый лес и развивающие игры Воскобовича часто используются как часть занятия. Очень часто мы используем физминутки, с героями, придуманными В. Воскобовичем. Для побуждения ребенка к занятиям по "Развивающим Играм Воскобовича" достаточно организовать один раз объяснение правил и задач.
Таким образом, применяя данную технологию, мы можем достичь главной цели дошкольного образования – сохранить и укрепить здоровье детей, воспитать общую культуру, развить физические, интеллектуальные и личностные качества, сформировать предпосылки к учебной деятельности, которые обеспечат социальную успешность.
Мы считаем, что целенаправленная и систематическая работа по играм В. В. Воскобовича, постоянное и постепенное усложнение игр позволит подержать интерес детей к игре, а также поможет добиться положительной динамики и повышения уровня сформированности творческих и интеллектуальных способностей у всех детей.
Список использованной литературы
Никулина Т. А. Использование развивающих игр В. Воскобовича в рамках образовательной области «познавательное развитие» в практике дошкольных образовательных организаций // Молодой ученый. — 2019. С. 280-282.
Вочкобович В. В., Харько Г. Г., Балацкая Т. И. Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста 3–7 лет «Сказочные лабиринты игры». — СПб. : Гириконт. 200 Воскобович В. В. Сказка «Нетающие льдинки озера Айс» СПб, 1997.
Воскобович В. В. Сказка «Малыш Гео, Ворон Метр и я, дядя Слава». СПб, 1999. Смоленцева А. А.
Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. — М., 2007.
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников /Под. ред. А. А. Столяра. — М., 2002.