Наталья Зорина
Технологии ознакомления детей дошкольного возраста с временными представлениями
▼ Скачать + Заказать документы
Технологии ознакомления детей дошкольного возраста с временными представлениями.
Квест-игра для подготовительной группы "Мерки измерения времени"
Цель:
формировать у детей элементарные временные представления.
Задачи:
1. Закрепить полученные элементарные представления о времени : его текучести, периодичности, необратимости, последовательности дней недели, месяцев, времён года.
2. Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем.
Публикация «Технологии ознакомления детей дошкольного возраста с временными представлениями» размещена в разделах
3. Развивать мышление, память.
Методы и приё мы:
1. Художественное слово (загадки, стихотворения).
2. Дидактические игры.
3. Вопросы.
4. Методические пособия.
5. Сюрпризный момент.
Словарная работа:
развивать умение детей пользоваться выражением «мера измерения времени».
Индивидуальная работа:
o уделять внимание застенчивым и малоактивным детям;
o при необходимости увеличить нагрузку более способным и активным детям.
Предварительная работа :
o беседа;
o наблюдение;
o чтение художественной литературы;
o заучивание загадок, стихотворений, песен;
o рассматривание картин, иллюстраций;
o игры: дидактические, словесные, развивающие, подвижные;
o изо - деятельность: рисунки, аппликации.
Наглядные пособия:
o Макеты
o Слайды
o Дидактические пособия
Оборудование:
o Бейджики
o Мяч
o Дидактический материал
o Карточки с цифрами 1,2,3,4,5,6,7.
o Письмо в конверте
o Карточки с ребусом
Ожидаемый результат:
1. Заинтересованность, непринуждённость детей.
2. Активное участие детей на протяжении всей деятельности.
3. Проявление детьми знаний и умений.
4. Позитивное настроение детей.
КВЕСТ - ИГРА "Мерки измерения времени"
Воспитатель. - Ребята, сегодня Артём пришел в детский сад первым.
Расскажи Артем что с тобой произошло? Рассказ Артёма. (показывает
детям письмо).
Воспитатель. - Мы решили его не открывать, а подождать всех детей.
Давайте вместе прочитаем его? (ответы детей)
(Воспитатель читает письмо)
"Здравствуйте, будущие первоклассники. Пишет вам Старик -
Годовик! Дорогие дети, у меня случилась беда, я ничего не помню.
Помогите мне пожалуйста вернуть память, чтобы я мог вспомнить
чем измеряется время. Чтобы разобраться во всём, вы должны
попасть в Страну Времени, где вы сможете найти все мерки
измерения времени и поможете мне Старику - Годовику вернуть
память. Только есть одно условие: в волшебной стране можно
находиться только 30 минут".
Воспитатель. - Ребята, а вы знаете кто такой Старик - Годовик?
(ответы детей)
Воспитатель. - Ребята давайте сегодня мы с вами отправимся в
интересное путешествие. А вот на чем, угадайте?
Братцы в гости снарядились.
Друг за друга уцепились
И помчались, в путь далек,
Лишь оставили дымок.
(Дети. - Поезд).
Воспитатель. - Верно, давайте представим, что мы едем на поезде,
занимайте свои места, поехали. (Дети друг за другом двигаются по
группе, в направлении к избушке).
Воспитатель. - Мы приехали. Посмотрите, избушка. В этом домике и
живёт Старик - Годовик, и он оставил нам задания, с которым вы
должны справиться.
Воспитатель. - Ребята у вас на столах лежат листочки, а на них
расположены точки. Соедините все точки, что у вас получилось (ответы
детей (поезд).
Воспитатель. - На этом поезде мы совершим наше сказочное
путешествие.
Звучит песня (Бьют часы на старой башне.)
Воспитатель. - О чём поётся в этой песне? (ответы детей).
Воспитатель. - Дети скажите, а что такое время?- (ответы детей)
- ВЫВОД: Время это жизнь. Время всегда движется вперёд.
Воспитатель. - Как вы думаете, его можно увидеть? (ответы детей)
Воспитатель. - Вот видите: его не видно, не слышно, но оно есть. Вся
жизнь, все события протекают во времени, которое нельзя повернуть
назад, его нельзя остановить, его нельзя задержать. Оно всегда движется
только вперёд, в будущее.
Воспитатель. - Ребята, как вы думаете, время можно чем-то измерить?
(ответы детей)
Воспитатель. - И мы подъехали к первой станции, которая
называется ГОД.
Воспитатель. - Твоя жизнь, сколько длится лет? …. А твоя? -
(ответы детей) (6-7 лет)
Воспитатель. - А моя жизнь - 45 лет. Как вы думаете, чья жизнь длиннее,
кто больше время прожил на земле, кто меньше? - (ответы детей)
Воспитатель. - Чем измеряется жизнь (Годами) - (ответы детей)
- ВЫВОД: Год – мерка измерения времени.
Воспитатель. - Мы прибыли ко второй станции - ВРЕМЕНА ГОДА :
Воспитатель. - В году у времени 4 имени. Назовите их. (ответы детей)
Воспитатель. - Закройте глаза, прослушайте и определите к какому
времени года подходят звуки природы, в разные времена года.
(включается аудиозапись)
Воспитатель. - Слышите? Как вы думаете, какое это время года?
Дети. - Зима
Воспитатель. - Какие зимние месяцы вы знаете?
Дети. - Декабрь, январь, февраль.
Воспитатель. - Покажите на картине это время года. - Почему ты так
думаешь?
Дети. - Потому что, дети лепят снеговика, катаются на санках, играют
в снежки.
Воспитатель. - Давайте послушаем дальше. Что вы слышите? Это капель,
тает снег, ручьи текут. Как вы, думаете какое это время года?.
Дети. - Весна
Воспитатель. - Какие весенние месяцы вы знаете?
Дети. - Март, апрель, май.
Воспитатель. - Покажите на картине. Почему вы выбрали эту картину?
Дети. - Птицы прилетели, снег тает.
Воспитатель. - Знакомы вам эти звуки? Птицы поют, сверчок. Это какое
время года?
Дети. - Лето.
Воспитатель. - Какие летние месяцы вы знаете?
Дети. Июнь, июль, август.
Воспитатель. - Покажите на картине. Почему вы выбрали эту картину?
Дети. - Бабочки летают, трава зелёная.
Воспитатель. - Следующий звук. Что мы слышим? Дождь идёт, ветер
сильный, холодно. Какое время года?
Дети. - Осень.
Воспитатель. - Какие осенние месяцы вы знаете?
Дети. Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель. - Покажите на картине. - Почему выбрали эту картину?
Дети. - Дождь идёт, листья пожелтели.
Воспитатель. - Вы очень хорошо справились с заданием.
Игра «Соберитесь по сезонам» (Имея в руках карточки цветом,
соответствующим времени года, дети сбираются в четыре группы;
объясняют свое действие – Почему так сделали, называют свое время
года, закрепляют название сезонных месяцев.)
Воспитатель. - Ребята – Времена года тоже идут друг за другом,
поменять их местами нельзя. В каждом времени года по3 месяца. А
сколько всего месяцев?
Дети. -12 месяцев.
Воспитатель. - Третья станция- месяцы:
12 братьев друг за другом ходят, друг
друга не находят. (Месяцы)
12 братьев разно называются и разными делами
занимаются. (Месяцы)
Воспитатель. - Давайте вспомним названия месяцев - Назовём по
порядку:(называют)
ИГРА с мячом «Друг за другом»
Друг за другом мы идём
Дружно, весело поём
Надо думать, не зевать
Только верно отвечать:
Воспитатель задаёт детям вопросы.
1. Какой месяц год начинает? (Январь)
2. Какой месяц год завершает? (Декабрь)
3. В каком месяце пойдёшь в школу? (Сентябрь)
4. В каком месяце Мамин день? (Март)
5. Назови все летние месяцы.
6. Назови весенние месяцы.
7. Какой месяц идет после января?
8. Какой месяц находится между мартом и маем?
9. Назовите последний месяц весны.
10. Назовите первый месяц лета.
11. Какой месяц находится перед августом?
12. Как называется последний месяц зимы? (Февраль)
13. Какой месяц стоит между декабрем и февралем? (Январь)
Воспитатель. - Какой ВЫВОД можем сделать? Месяц тоже мерка
измерения времени.
Воспитатель. - Едем дальше.
Воспитатель. - Четвё ртая станция - НЕДЕЛЯ:
Воспитатель. - Кто знает, сколько недель в одном месяце(4 недели)
А в каждой неделе сколько дней? (7 дней)
Разминка
В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник – рисовал, (изображаем рисование)
В среду долго умывался, («умываемся»)
А в четверг в футбол играл, (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)
Очень долго танцевал, (кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье, (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал, (дети садятся на корточки, руки под щеку
засыпают).
Воспитатель. - Вот мы и вспомнили все дни недели.
ВЫВОД: Неделя, тоже мерка измерения времени.
Воспитатель. - Ребята, а что ещё бывает по7 (ответы детей)
(7цветов Радуги, сказка "Цветик - семицветик", "Волк и семеро козлят", "Белоснежка и семь Гномов, Артёму 7 лет.
Воспитатель. - Пятая станция-СУТКИ: - Послушайте стихотворение:
Днё м светло и солнце светит:
Во дворе играют дети:
То взлетают на качелях,
То кружат на каруселях.
Небо стало розоватым –
Солнце клонится к закату,
Сумрак к саду лёг на плечи –
Значит наступает вечер.
Вслед за первую звездою
Выйдет месяц молодой,
Солнце за рекою село,
Ночь пришла, вокруг стемнело.
Воспитатель. - Уважаемые ребята, о какой мерке измерения времени
стихотворение? - (ответы детей)
Воспитатель. - Правильно, сутки
Воспитатель. - Назови части суток? (утро, день, вечер, ночь) - (ответы
детей)
Воспитатель. - Назови соседей утра? (ночь, день) - (ответы детей)
Воспитатель. - Назови соседей ночи? (вечер, утро) - (ответы детей)
Воспитатель. - Назови соседей вечера? (день, ночь) - (ответы детей)
Значит сутки, тоже мерка измерения времени
Воспитатель. - Шестая станция-ЧАС:
Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать,
Когда вставать,
Когда работу начинать (Будильник, часы)
Игра «Ходят стрелочки по кругу»,
Воспитатель. - Здесь вам пригодятся знания о часах и времени.
(На ковре по кругу разложены карточки с цифрами от 1 до 12. Дети
встают около карточек. Воспитатель стоит в центре и произносит
вместе с детьми стихотворные строки) :
- Мы - часы, наш точен ход,
(Дети ходят по кругу, взявшись за руки.)
- Ходят стрелочки по кругу
- И хотят догнать друг друга.
- Стрелки, стрелки, не спешите,
- Вы нам время подскажите!
(Дети садятся на корточки рядом с ближайшей карточкой).
Воспитатель. - Пять часов!
(Должны встать дети, сидящие возле карточек с цифрами 5 и 12) .
Игра повторяется несколько раз.
Воспитатель. - Сутки состоят из часов
Воспитатель. - Ребята – Час - тоже мерки измерения времени.
(Звенит будильник)
Воспитатель. - Ребята, прозвенел будильник. Это значит, что мы успели
справиться со всеми испытаниями за 30 минут. Но, что я вижу, опять
письмо! Прочитаем его ребята? (ответы детей)
Воспитатель читает письмо.
"Приветствую вас, будущие первоклассники! Только в волшебной
стране вы смогли побывать на всех станциях и помогли мне вернуть
память, вспомнить мерки измерения времени. Вы прошли все
испытания. Я рад, что обратился именно к вам. Вы настоящие
детективы! Ребята, напомните мне их, пожалуйста - (ответы детей).
Спасибо вам, дети! Как я вам и обещал, вас ждёт награда! Её вы
найдёте в своей группе. И на прощания вам хочу пожелать:
Дорожите каждой минутой своего времени.
Чтоб каждый час проходил с пользой.
Чтоб каждый день приносил вам радость.
Чтоб каждую неделю были новые достижения.
Чтоб каждый месяц вам запомнился приятными впечатлениями.
Чтоб с каждым годом вы взрослели, крепчали и умнели.
Цените и берегите своё время, правильно используйте его, планируйте
свои дела в соответствии со временем. Всего вам хорошего!"
В конце ребята находят награду и воспитатель вручает детям.
Воспитатель. - Уважаемые ребята, вы действительно молодцы! Вы меня
приятно удивили и порадовали своими знаниями. Мы с вами назвали
мерки измерения времени и выполнили все задания Старика - Годовика.
Воспитатель. - Наше волшебное путешествие закончилось. Всем большое
спасибо за активное участие в игре!