Светлана Соловьева
Методика ознакомления детей старшего дошкольного возраста с конструированием из бумаги в технике оригами
▼ Скачать + Заказать документы
Методика ознакомления детей старшего дошкольного возраста с конструированием из бумаги в технике оригами
Методика ознакомления детей старшего дошкольного возраста с конструированием из бумаги в технике оригами разработана с учетом требований ФГОС ДО.
Прежде чем приступить к занятиям оригами с детьми, мы постарались сами освоить основы техники складывания бумаги : термины и знаки, принятые в оригами приемы работы с бумагой, способы получения базовых форм; овладеть складыванием классических моделей. Это не представило большого труда, информацию нашли в литературе по оригами, где всё описано доступным и понятным языком и иллюстрировано подробными схемами, в интернете видео с подробными инструкциями.
Публикация «Методика ознакомления детей старшего дошкольного возраста с конструированием из бумаги в технике оригами» размещена в разделах
Большинство игрушек создают из цветной бумаги квадратной или прямоугольной формы, применяя в определенной последовательности сгибания заготовки. При складывании сначала бумагу перегибают на столе от себя ровно пополам (поперек или по диагонали) так, чтобы точно совпали углы и стороны противоположных частей заготовки. Затем сгиб проглаживают ребром ладони, а потом ногтем большого пальца правой руки от середины к краям с одной и другой стороны, придерживая бумагу левой рукой. Полученная заготовка называется базовой формой и служит основой для дальнейшего сгибания бумаги по прямым или диагональным линиям в соответствии с характером изображения.
Принципы построение педагогического процесса при реализации методики ознакомления детей старшего дошкольного возраста с конструированием из бумаги в технике оригами :
1) принцип системности работ;
2) принцип от простого к сложному;
3) принцип индивидуального подхода;
4) принцип коллективизма (взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
5) принцип самостоятельности (ребенок имеет право выбора, право принятия самостоятельного решения) [33];
6) принцип интеграции (взаимодействие художественного руда оригами с другими видами деятельности детей : трудовая, игровая, театрализованная);
7) принцип тематических циклов [42].
При реализации методики ознакомления детей старшего дошкольного возраста с конструированием из бумаги в технике оригами использовали различные формы работы:
1) работа с детьми: индивидуальная, групповая;
2) работа с родителями: индивидуальная (консультации, беседы, групповая (семинары-практикумы, родительские собрания);
3) совместные с детьми и родителями: творческие посиделки, кружок «Бумажные чудеса», выставки детских и семейных работ.
Методика ознакомления детей старшего дошкольного возраста с конструированием из бумаги в технике оригами построена в соответствии с учетом взаимосвязи с образовательными областями ФГОС:
- познавательное развитие : техника безопасности (знакомство со свойствами бумаги, работа с ножницами); знакомство с окружающим миром (детали предметов, объектов растительного и животного мира); знакомство с символами, схемами, условными обозначениями; знакомство с базовыми формами;
- речевое развитие: развитие мелкой моторики рук, диалогической (обратиться с просьбой, взаимодействие в игре) и монологической (рассказ о своей фигурке) речи;
- социально-коммуникативное развитие: использование сюжетно-ролевых, театрализованных и дидактических игр; посещение театра, выставок, музеев; наблюдения и экскурсии на природу; взаимодействие между детьми и взрослыми в процессе выполнения работы и дальнейших действий с фигурками;
- художественно-эстетическое развитие: знакомство с техникой изготовления конструирования из бумаги в технике оригами; знакомство с живописью, архитектурой, скульптурой; использование музыкального сопровождения [28].
В методике ознакомления детей старшего дошкольного возраста с конструированием из бумаги в технике оригами выделены следующие этапы обучения: начальный, основной и заключительный.
Цель: объединить усилия детского сада и семьи в разностороннем развитии детей при помощи конструирования из бумаги в технике оригами.
Задачи:
- научить детей конструировать из бумаги в технике оригами;
- развивать воображение, фантазию и художественный вкус детей;
- формировать бережное отношение к предметам и материалу (бумаге, привычку содержать в порядке рабочее место;
- воспитывать дисциплинированность, усидчивость, аккуратность, целеустремленность детей;
- влиять на формирование самостоятельности, уверенности в себе, инициативы;
- расширять представления детей о разнообразии животного мира, активизировать их познавательную и речевую активность;
- развивать эстетическое восприятие, умение компоновать готовые оригами в панно, учить наслаждаться красотой и дарить её другим.
Формы педагогического взаимодействия:
- регламентированная деятельность (организованное занятие);
-кружковая работа: занятия по конструированию из бумаги в технике оригами в кружке «Бумажные чудеса».
- совместная деятельность воспитателя и детей;
- совместная деятельность детей и родителей;
- индивидуальная работа детей.
Начальный этап обучения:
1. Знакомство детей с искусством оригами : знакомство со страной Япония – родиной оригами, создание тематических альбомов; чтение книг, показ фильмов, мультфильмов, игры «Кто пришёл к нам в гости», «Волшебное превращение»; рассказы воспитателя «Из чего делают бумагу»; беседы с детьми «Зачем нам нужна бумага», «Что можно сделать из бумаги»; экспериментальная деятельность «Свойства бумаги», занятия-путешествия «Увлекательное путешествие в мир бумаги».
2. Изготовление простейших базовых форм из бумаги по технике оригами : «книжка», «конфетка», «мороженое»; составление картотеки пооперационных карт-схем, образцов работы (Приложение 2).
3. Подготовка места к выставке будущих поделок оригами.
4. Проведение родительского собрания с целью ознакомления и привлечения родителей к участию в процессе обучения детей конструированию из бумаги в технике оригами, и самих родителей.
5. Проведение консультаций для родителей («Для чего нужны занятия по конструированию из бумаги в технике оригами», «Роль занятий по конструированию из бумаги в технике оригами для развития ребенка», «Искусство оригами», «что можно сделать из бумаги»).
6. Подбор методической литературы, разработка перспективного плана занятий в общем плане, а также занятий кружка «Бумажные чудеса»; разработка и подготовка дидактического материала для игр-занятий; разработка презентаций к занятиям (Пошаговая инструкция сложения «Собачки» разных уровней сложности); составление мнемотаблиц с использованием техники оригами.
7. Создание в группе «Уголка оригами» (размещение пооперационных карт 3-х уровней сложности, схем, картотеки пальчиковой гимнастики).
Основной этап обучения:
1. Чтение, разучивание стихов о животных, насекомых и цветах.
2. Экспериментирование с бумагой, создание коллажей.
3. Изготовление простейших поделок из бумаги по технике оригами в виде животных и презентация их на выставке.
4. Театрализованные игры с поделками оригами.
5. Изготовление панно с использованием поделок оригами (выбор композиции, изготовление поделки оригами, компоновка его на фоне, дорисовка деталей, оформление композиции дополнительными наклейками).
6. Изготовление подарочных и поздравительных открыток.
7. Отгадывание загадок с помощью поделок оригами.
8. Ролевые игры с поделками оригами (придумывание сюжета, имен, передача настроения и характера героя и т. д.)
9. Проведение экологических занятий с использование поделок оригами.
10. Выполнение домашних заданий вместе с родителями (Приложение 3).
11. Семинар-практикум для родителей «Совместные занятия по конструированию из бумаги в технике оригами дома».
12. Создание буклета для родителей «Через занятия по конструированию из бумаги в технике оригами к творческому развитию».
13. Создание в группе мини-музея «Бумажные чудеса» (поделки из бумаги : сделанные родителями, детьми, подарки).
Заключительный этап:
1. Подготовка к конкурсу «Мама, папа, я – волшебная семья» (украшение группы, дети дома изготовляют с родителями поделки оригами и приносят их в группу на выставку).
2. Проведение конкурса.
3. Вручение грамот победителям, а ими являются все дети т. к. они прикоснулись к волшебному миру оригами, а значит, сами стали волшебниками.
При реализации методики ознакомления детей старшего дошкольного возраста с конструированием из бумаги в технике оригами использовались различные приемы.
Один из наиболее понравившихся детям прием «Игрушка-трансформер».
Это понятие понятно, доступно и привлекательно для детей, так как практически у всех дома есть такие современные игрушки, поэтому принцип трансформации хорошо знаком детям. Трансформеры – это такие фигуры, которые легко изменяются и даже незначительное изменение приводит к превращению в абсолютно новую модель. Следовательно, каждую новую фигуру можно «обыгрывать» самостоятельно. По окончанию самого процесса складывания очередной фигурки, перед детьми ставится новая цель:
1. Найдите новые образы.
2. Используя только такую деталь, сделайте кукольный театр.
3. Сделайте открытку или картину, используя только такую деталь?
Для реализации поставленных целей детям необходимо внимательно всмотреться в получившуюся фигурку: поворачивая, сгибая, отгибая различные части в поиске нового образа. Получив результат, дети заносят в карту или зарисовывают схему, составляют алгоритм изготовления «Трансформера». В процессе конструирования из бумаги в технике оригами в рамках проектной деятельности у детей появляется возможность осмысления и систематизации, полученных знаний, овладения символической деятельностью. Проанализировав свои открытия дети по желанию: индивидуально, в парах, в группах, реализуют поставленную перед ними цель, задачу или делают совершенно новое творческое открытие.
Особое место в руководстве изобразительной деятельностью занимают игровые приемы. Игровые приёмы — это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно-игрового замысла путём постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленных на обучение и развитие детей [6].
Игровые приёмы оказывают влияние на эффективность обучения и развития детей на занятиях изобразительной деятельностью, формируют отношение детей к обучению, способствуют качественному освоению изобразительных учений и развитию творчества [19].
Воздействие игровых приё мов осуществляется:
во-первых, путем создания с их помощью мотивов, направляющих деятельность детей на выполнение поделки для каких-либо игровых персонажей. Во-вторых, игровые приёмы могут создавать мотивы конкретных действий детей на занятиях по изобразительной деятельности (восприятие изображаемого предмета, показа воспитателем способов действия и др., вызывая интерес к игровым персонажам и действиям с ними [29].
Использование моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчать работу мышления и воображения. При использовании игровых моментов воспитатель не должен превращать весь процесс обучения в игру, так как она может отвлечь детей от выполнения учебной задачи, нарушить систему в приобретении знаний, умений и навыков [30].
Условия, необходимые для применения игровых приемов на занятиях по оригами : Содержание игровых задач и игровых действий должно соответствовать знаниям детей об окружающем и их интересам. В противном случае интерес детей на занятии будет носить поверхностный сиюминутный характер. При разработке игровых приемов важно думать не только о содержании и логике игровых действий, но и о соответствии их логике и смыслу реальных жизненных ситуаций. Игровой прием будет тем интереснее и эффективнее, чем разнообразнее по содержанию игровые действия. При разработке игровых приемов педагогу нужно знать ведущие мотивы игры, т. е. ту сферу действительности, которая интересует дошкольника : предметы и действия с ними; люди, их деятельность и отношения; события [24].
Необходимо, чтобы сам воспитатель эмоционально и заинтересованно (как дети) реагировал на происходящее, проявляя самые разнообразные чувства: удивление, восхищение, радость или сочувствие, огорчение, печаль (соответственно содержанию изображаемой ситуации). При этом следует помнить о чувстве меры в их проявлении, разумном сочетании игровых и деловых отношений, плавном, незаметном переходе от игры к прямому обучению и наоборот. Воспитателю необходимо помнить, что игру на занятии он использует не ради развлечения, а с целью руководства деятельностью, чтобы процесс обучения был радостным, способствовал развитию чувств, воображения, творчества. Поэтому игровые приемы обучения должны быть нацелены на решение конкретных задач занятия и соответствовать этим задачам [14]
Складывание фигурок сопровождалось познавательными рассказами различной направленности.
Создавая бумажные модели, ребенок знакомится с различными геометрическими фигурами: треугольником, квадратом, трапецией и т. д. (в некоторых ситуациях на это специально обращалось внимание детей, закрепляет сведения об их строении (стороны, углы, вершины и т. д., узнает признаки их сходства и различия; учится легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, находить вертикаль, горизонталь, диагональ, узнает многое другое, что относится к геометрии и математике.
Кроме того, дети знакомились с традициями Японии – родины оригами, - осваивая азы техники складывания, которая считается традиционной в Стране восходящего солнца. При изготовлении некоторых классических фигурах дошкольники узнали о конкретных обычаях, существующих в Японии. Например, что в каждом доме у японцев обязательно есть шар, сделанный своими руками, «Касудама», шар, приносящий счастье, как ласково называют его японцы. Таким образом, занятия оригами несут в себе культурологические сведения [25].
При складывании фигурок воспитатель сообщали детям информацию экологического характера, особенно если это фигурки животных и цветов. Это очень важно потому, что отношение к природе, сложившееся в детстве, останется навсегда, поэтому необходимо с малых лет воспитывать дружелюбное и в то же время осторожное отношение к животным, неравнодушие к их бедам, нетерпимость к жестокому обращению [21].
Тема конструирования из бумаги по технике оригами оказалась очень интересна мне, моему ребенку, моим воспитанникам, их родителям, а также заинтересовала воспитателей других групп. Все они, без исключения, быстро и охотно включались в работу на занятиях, а после выполнения задания очень эмоционально реагировали на результат своего труда – бумажную поделку. Маленькие творцы с удовольствием демонстрировали поделки своим родителям, бабушкам, братьям и сёстрам. Это увлекательное занятие захватило и родителей, дети с гордостью приносили поделки, сделанные вместе с родственниками дома.
При оценке коллективной композиции мы учитывали не только качество поделки, но и то, насколько дети соблюдали правила совместной работы, проявляли ли в ходе нее уважение к товарищам. Отмечались дети, проявившие наибольшую инициативу, активность и творчество. Такая деятельность имеет большое значение в формировании эстетического вкуса, творческой фантазии, конструктивного мышления детей. Особую радость ребенку доставляет тот момент, что он видит ощутимый результат своего труда – игрушку, с которой можно поиграть либо украсить свою комнаты. Полученный результат труда поднимает самооценку, воспитывает самостоятельность, желание развиваться дальше.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что занятия конструирования из бумаги в технике оригами оказывают неоценимую услугу в разностороннем развитии детей, помогают воспитателю найти контакт с ребенком и наладить сотрудничество с ним в других видах деятельности, а также способствуют взаимодействию педагога с родителями.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Афонькин, С. Ю. Все об оригами [Текст] / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина – М. : Кристалл, 2004. – 272 с.
2. Биндюкова, О. В. Волшебный мир оригами [Электронный источник] / О. В. Биндюкова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 5. – С. 276-280. – Режим доступа: https://e-koncept.ru/2013/54056.htm. – 12.03.2018.
3. Бич, Р. Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия [Текст] / Р. Бич. – М. : Эксмо, 2013. – с. 256.
4. Богатеева, З. А. Чудесные поделки из бумаги [Текст] : Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / З. А. Богатеева. – М. : Просвещение, 2002. – 208 с.
5. Будякова, Т. Искусство оригами как средство воспитания и коррекции личности дошкольника [Текст] / Т. Будякова, И. Филатова, О. Люленкова, М. Быстрова // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 1. – С. 35-37.
6. Василенко, М. Ю. Дополнительные программы Оригами и рисование для дошкольников [Текст] / М. Ю. Василенко. // Дошкольное воспитание – 2018. – № 1. – С. 48- 50.
7. Василенко, М. Ю. Оригами и рисование для дошкольников [Текст] : Дополнительные программы / М. Ю. Василенко. – М. : Сфера, 2018. – 128 с.
8. Выгонов, В. В. Оригами для малышей [Текст] / В. В. Выгонов. –
М. : Экзамен, 2016. – 32 с.
9. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] : Учебное пособие для студентов вузов / Г. Г. Григорьева. – М. : Академия, 2000. – 344 с.
10. Дегтева, В. Н. Оригами с детьми 3-7 лет [Текст] / В. Н. Дегтева. – М. : Мозаика-Синтез, 2012. – 128 с.
11. Дорли, Р. Творческая мастерская. 55 мастер-классов для маленьких исследователей [Текст] / Р. Дорли. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2015. – 240 с.
12. Дорогов, Ю. И. Секреты оригами для дошкольников [Текст] / Ю. И. Дорогов, Е. Ю. Дорогов. – Ярославль : Академия развития, 2004. – 144 с.
13. Дыбина, О. В. Творим, изменяем, преобразуем. Игры-занятия для дошкольников [Текст] / О. В. Дыбина. – М. : Сфера, 2016. – 128 с.
14. Егорова, Е. П. Особенности обучения дошкольников искусству оригами [Электронный источник] / Е. П. Егорова // Образование и воспитание. – 2016. – №2. – С. 19-21. – Режим доступа: https://moluch.ru/th/4/archive/29/820/ – 04.04.2018.
15. Кириченко, Л. Оригами. Игрушки из бумаги [Текст] / Л. Кириченко. – М. : Полигон, Астрель, 2011. – 80 с.
16. Комарова, Т. С. Развитие художественных способностей дошкольников [Текст] / Т. С. Комарова. – М. : Мозаика-Синтез, 2013. – 160 с.
17. Косминская, В. Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду [Текст] : Учеб. пособие для студентов / В. Б. Косминская, Е. И. Васильева, Н. Б. Халезова. – М. : Просвещение, 1977. – 253 с.
18. Куцакова, Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду [Текст] / Л. В. Куцакова. – М. : Сфера, 2017. – 240 с.
19. Лаврентьев, А. Н. История дизайна [Текст] / А. Н. Лаврентьев. - М., 2006, с. 98.
20. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию [Текст] / Под ред. Т. С. Комаровой. – М. : Просвещение, 1991. – 256 с.
21. Митчелл, Д. Оригами. Животные из бумаги [Текст] / Д. Митчелл. – М. : Ниола-Пресс, 2013. – 31 с.
22. Мусиенко, О. Т. Оригами в детском саду [Текст] / О. Т. Мусиенко. М. : Академия, 2005. – 96 с.
23. Нисканен, Л. Г. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников [Текст] // Л. Г. Нисканен, О. А. Шаграева, Е. В. Родина и др. ; Под ред. Л. Г. Нисканен. – М. : Академия, 2002. – 208 с.
24. Новикова, И. В. Конструирование из бумаги в детском саду [Текст] / И. В. Новикова. – М. : Академия, 2012. – 96 с.
25. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников [Текст] // С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенк. ; Под ред. С. А. Козловой. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – С. 1-50.
26. Оригами это просто [Текст] // Моё любимое хобби. – 2013. – № 2. – 45 с.
27. Парамонова, Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду [Текст] / Л. А. Парамонова. – М. : Академия, 2002. – 192 с.
28. Погодина, С. В. Шаг в искусство. Парциальная программа по изобразительному творчеству дошкольников [Текст] / С. В. Погодина. – М. : ВАКО, 2015. – 144 с.
29. Погодина, С. В. Шаг в искусство. Методические рекомендации по реализации программы [Текст] / С. В. Погодина. – М. : ВАКО, 2016. – 128 с.
30. Попова, Г. Оригами. Художественно-творческая деятельность. Тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет [Текст] / Г. Попова, А. Перепелкина, Л. Голубева, И. Рябкова. – М : Учитель, 2015. – 96 с.
31. Проснякова, Т. Забавные фигурки. Модульное оригами [Текст] / Т. Проснякова. – М. : Аст-Пресс, 2010. – 105 с.
32. Ремезова, Л. А. Развитие конструктивной деятельности у старших дошкольников с нарушением зрения [Текст] / Л. А. Ремезова. – Самара : Издательство ООО «НТЦ», 2002. – 136 с.
33. Сакулина, Н. П., Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. – М. : Просвещение, 1973. – 208 с.
34. Сержантова, Т. Б. 366 моделей оригами [Текст] / Т. Б. Сержантова. – М. : Айрис-Пресс, 2016. – 192 с.
35. Смородкина, О. Г. Большая книга оригами для всей семьи [Текст] / О. Г. Смородкина. – М. : Сова, Астрель, 2009. – 160 с.
36. Соколова, Н. Г. Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим миром с помощью техники оригами [Текст] / Н. Г. Соколова. – М. : Айрис-Пресс, 2004. – 56 с.
37. Соколова, С. В. Театр оригами. Игрушки из бумаги [Текст] / С. В. Соколова. – М : Эксмо, СПб: Валери СПД, 2003. – 165 с.
38. Соловьева, Н. Г. Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим миром с помощью техники оригами [Текст] / Н. Г. Соловьева. – М. : Академия, 2004. – 56 с.
39. Спицына, Л. В. Организация проектной деятельности старших дошкольников посредством занятия оригами [Электронный источник] / Л. В. Спицына // Педсовет. Сообщество взаимопомощи учителей. – Июнь 2015. – Режим доступа: https://pedsovet.su/dou/46351_igrushki_transformery. – 24.03.2018.
40. Тарабарина, Т. И. Оригами и развитие ребенка [Текст] : Популярное пособие для родителей и педагогов. / Т. И. Тарабарина. – Ярославль : Академия развития, 2013. – 224 с.
41. Туркина, А. М. Связь изобразительной деятельности с наблюдением в природе [Текст] // А. М. Туркина // Экологическое воспитание дошкольников : Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Авт. -сост. С. Н. Николаева. - М. : ООО «АСТ», 1998. - С. 212-215;
42. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст] // Г. А. Урунтаева. – М. : Академия, 2013. – 336 с.
43. Ушакова, О. С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры. Упражнения. Конспекты занятий [Текст] / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина, Л. Г. Шадрина, Л. А. Колунова, Н. В. Соловьева, Е. В. Савушкина, Л. В. Танина. – М. : Сфера, 2015. – 176 с.
44. Финк, М. Творческая мастерская в детском саду. Рисуем, лепим, конструируем [Текст] / М. Финк, А. Бостельман; под ред. И. Лыковой; перевод. О. Циндяйкина. – М. : Национальное образование, 2016. – 108 с.
45. Целищева, Н. П. Оригами как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста [Электронный источник] / Н. П. Целищева // Педагог. – Март 2017. – Режим доступа: https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=4465. – 25.03.2018.
46. Ягодарова, В. А. Оригами в экологическом воспитании дошкольников [Электронный источник] / В. А. Ягодарова // Познание. – Август 2016. – Режим доступа: https://zhurnalpoznanie.ru/servisy/publik/publ?id=2734 – 25.03.2018.