Юля Абрамова
Ознакомление с социальным миром путем ознакомления детей среднего дошкольного возраста со сказками
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта: познавательно – образовательный, творческий
Продолжительность: среднесрочный
Актуальность:
Важное значение для развития ребенка, особенно в дошкольном возрасте имеет сказка. Сказка вбирает и хранит в себе народную мудрость, особенности национального характера, общечеловеческие ценности и идеалы.
Влияние сказки на формирование личности ребенка выражается:
- в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды;
Публикация «Ознакомление с социальным миром путем ознакомления детей среднего дошкольного возраста со сказками» размещена в разделах
- в способности владеть инициативой в общении, умении организовывать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликнуться на состояние собеседников;
- в социальной компетентности.
Сказки - наиболее любимый ребенком литературный жанр, имеющий большое значение в развитии ребенка.
При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.
Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.
Чтение сказок - одно из важнейших средств - всестороннего гармонического развития личности.
Цель проекта:
Приобщение детей к народному творчеству. Совершенствование умения отвечать на вопросы по содержанию произведений, выстраивать логическую последовательность описываемых событий.
Задачи проекта:
1. Активизация словарного запаса, формирование добрых взаимоотношений – четкое разграничение понятий «добро» и «зло».
2. Воспитание положительных нравственных качеств личности. Привитие любви к литературе, художественному творчеству, бережного отношения к книгам.
3. Развитие творческих способностей учащихся, воображения, внимания, сообразительности, речи.
4. Способствовать развитию мышления и познавательной активности к русским народным сказкам.
5. Получение положительного эмоционального отклика воспитанников на просмотр отечественных мультфильмов.
6. Формирование умения у воспитанников анализировать просмотренные сказки, сравнивать увиденные ситуации с собственными поступками.
7. Оформление выставки стенгазет в рамках Проекта.
Участники:
Дети, воспитатели группы, их родители (законные представители).
Предполагаемые результаты:
Формирование дружеских отношений в группе; желание трудиться, действовать сообща; желание делиться впечатлениями о проделанной работе и достигнутых результатах; воспитание умения самовыражения через творческие поделки, рисунки, через инсценированные; развитие связной плавной грамотной речи.
Трудности в реализации проекта:
- Материально-техническая база в группе – отсутствие телевизора, мультимедийной установки;
- Недостаток времени для реализации Проекта;
- Отсутствие контакта (поддержки) со стороны родителей воспитанников (их законных представителей) в приобщении детей к просмотру мультфильмов отечественного производства;
- Негативная реакция воспитанников на просмотр мультфильмов отечественного производства.
Основные формы работы в реализации проекта:
- Совместная разработка Проекта;
- Совместная подборка видеоматериалов по тематике Проекта;
- Совместное проведение мероприятий в рамках Проекта.
Основные формы работы в реализации проекта с родителями (их законных представителей) воспитанников:
- Консультации по тематике проведения Проекта;
- Совместная работа по подборке видеоматериалов или материалов по социальному развитию воспитанников, необходимых для реализации Проекта;
- Открытые мероприятия в рамках Проекта;
- Тематические выставки.
Основные формы реализации проекта с детьми:
- Чтение художественной литературы;
- Просмотр сказок, обсуждение сюжета;
- Инсценированные сказок;
- Творческие мастерские;
- Выставки по тематике проекта.
- Консультации для родителей;
- Наглядная информация для родителей:
- Разработка рекомендаций по вопросу влияния мультипликации на всестороннее развитие ребенка;
- Создание картотеки мультфильмов по тематике Проекта;
- Выставки (смотры-конкурсы) по тематике;
- Организация НОД;
- Открытые мероприятия.
Методика проведения проекта:
1 этап – подготовительный:
1. Разработка индивидуального Проекта совместно с воспитателем группы;
2. Изучение литературы по вопросу влияния отечественной мультипликации на всестороннее развитие личности дошкольников;
3. Подбор материалов (мультфильмов) для ознакомления воспитанников.
4
2 этап – реализация проекта:
1. Создание индивидуального группового Проекта;
2. Проведение открытого занятия для педагогов и специалистов ДОУ, в рамках Проект.
3. Чтение художественной литературы, просмотр отечественных мультфильмов в рамках Проекта, беседа по мультфильмам;
4. Планирование и проведение организационно-образовательной деятельности с воспитанниками в рамках Проекта;
5. 2. Совместная деятельность воспитателей и родителей (законных представителей):
6. - консультирование «Влияние мультипликации на развитие личности ребенка», «Правила просмотра телевизора» и др.
7. - создание рекомендаций для родителей по вопросу разностороннего развития личности ребенка, посредством советской мультипликации;
8. - повышение интереса к советским мультфильмам, как средству формирования личности детей;
9. - оформление индивидуальных работ на выставки.
3 этап – заключительный:
1. Работка картотеки мультфильмов в рамках темы Проекта для детей от 2 – 7 лет.
2. Защита индивидуального проекта в виде презентации.
3. Участие в выставке (смотра-конкурса) групповых стенгазет «В мире сказок».
Итоги проведенной работы:
Сказки самые любимые произведения детей. На протяжении многих веков сказки меняются, но всегда остаются волшебство, мечты, представления о добре и зле. Сказка в увлекательной форме и доступными для понимания словами показывает окружающую жизнь, людей их поступки, даёт возможность пережить чужие радости и горе. Через сказку ребёнок может понять законы общества, в котором он родился и живёт. Опыт показывает, что дети лучше, чем взрослые, чувствуют притягательную силу сказки, однако, понять её мудрость самостоятельно им удаётся не всегда, на помощь ребёнку должны прийти взрослые.
В результате проведенной работы, поставленные цели были достигнуты, а задачи реализованы. Просмотры мультфильмов, чтение художественной литературы, просмотр диафильмов в рамках проекта познакомил детей с понятиями добра и зла, дружбой, взаимовыручкой, трудом, коллективизмом в целом.
Подводя итог проведенной работы, можно сказать, что в процессе проведения работы, дети получили положительные эмоции, познакомились с эмоциональными проявлениями, в сказках. Можно сделать вывод, что данный вид проекта вполне применим в среднем дошкольном возрасте при использовании работы со сказками. Ведь сказки - это не только чтение, слушание, но и драматизация, и игра, и конструирование, а также другие виды деятельности. Которые плавным образом будут сочетаться в деятельности, как и ребенка так и взрослого.
Литература:
1. Абраменкова В. И. Дети и телевизионный экран/ В. И. Абраменкова, А. Л. Богатырева// Воспитание школьников. – 2006.
2. Азарина, Т. Ю. Использование сказочных персонажей и ситуаций в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста / Т. Ю. Азарина // Феномен детства: социально-педагогические и медико-психологические проблемы: Материалы международной конференции 27-28 апреля 2004 года / Под ред. Чесновского М. Э. — Брест: Изд-во УО «БрГУ им. А. С. Пушкина». 2004. – С. 210-213.
3. Алексеева, М. М. Методика работы с художественной литературой в детском саду // Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие. – М., 1998. 78с.
4. Аромаштам М. Дети смотрят мультфильмы: психолого-педагогические заметки. Практика «производства мультфильмов в детском саду. – М. : Чистые пруды, 2006.