Алина Базылбекова
Технологии интеллектуального развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Всем известно, что реалии нашего времени диктуют свои правила. Наступил момент, когда просто необходимы люди с развитой эрудицией, приспособляемостью и нестандартным мышлением. Ведь человек – существо разумное, а значит каждый день нуждается в пополнении своего багажа знаний. Ведь любая жизненная ситуация требует немедленной реакции и принятия самого лучшего и верного решения. Будь то бытовые ситуации или подготовка к научному симпозиуму. На мой взгляд задача педагога воспитать поколение с «живыми» умами и направить его в нужное русло, ведь – это наше будущее.
Публикация «Технологии интеллектуального развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Интеллектуальное развитие детей на сегодняшний день очень актуально. Существует множество развивающих занятий, игр, методик. Хотелось бы подробнее остановиться на технологии интеллектуального развития дошкольников.
Развитие интеллекта дошкольников – это целенаправленный организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности. Основная цель – всестороннее развитие детей. Основными задачами по развитию интеллекта являются : формирование приёмов умственных операций; развитие у детей вариативного мышления, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения; выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих. Рассмотрим наиболее распространё нные из них: технология интеллектуально-творческого развития В. В. Воскобовича, технология Б. П. Никитина, технология З. Дьенеша «Логические блоки», технология Х. Кюизенера «Цветные счётные палочки», некоторые примеры дидактических игр.
Основным принципом педагогической технологии В. В. Воскобовича является развитие детей в игре, с помощью которой реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка-дошкольника.
«Сказочные лабиринты игры» - это форма взаимодействия взрослого и ребенка через реализацию определенного сюжета сказок Фиолетового Леса. Сказки Фиолетового Леса содержат сюжеты с чудесными превращениями, приключениями забавных персонажей и одновременно занимательными вопросами, проблемными задачами, упражнениями на моделирование и преобразование предметов. В каждой игре можно решать большое количество образовательных и воспитательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры или буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.
В одну и ту же игру могут играть дети и трех, и семи лет, а иногда даже ученики средней школы. Это возможно потому, что в ней есть как простые упражнения для малышей, так и сложные многоступенчатые задачи для старших детей.
Сказочный сюжет для детей – это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Ребята с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с Нетающими Льдинками Озера Айс и разноцветными паутинками Паука Юка, не осваивают отношения целого и части, а разгадывают вместе с Малышом Гео секреты Чудо-Цветика [1, с. 35].
Новое, необычное всегда привлекает внимание малышей и лучше запоминается.
Игры дают ребенку возможность воплощать задуманное в действительность. Много интересного можно сделать из деталей «Чудо-головоломок», разноцветных «паутинок» «Геоконта», гибкого «Игрового квадрата». Машины, самолеты, корабли, бабочки и птицы, рыцари и принцессы – целый сказочный мир! Игры дают возможность проявлять творчество не только детям, но и взрослым.
Каждая игра отличается своеобразными конструктивными элементами. В «Геоконте» это динамичная «резинка», в «Игровом квадрате» - жесткость и гибкость одновременно, в «Прозрачном квадрате» - прозрачная пластинка с непрозрачной частью, а в «Шнуре-затейнике» - шнурок и блочка.
Игровая технология направлена на интеллектуально-творческое развитие детей 3-7 лет. Каждый ребенок с удовольствием играет не только вместе со взрослым и детьми, но и самостоятельно. Ребенка окружает непринужденная игровая атмосфера, он свободен в выборе игры и партнеров, в выражении своего мнения, осуществлении действий преобразования, трансформации и моделирования.
Технология полезна родителям, интересующихся интеллектуальным развитием своих малышей, психологам, занимающихся коррекцией психического развития.
У данного автора огромное количество интересных игр : квадрат, геовизор, змейка, чудо-цветик, теремки, фонарики, коврограф, чудо-крестики, математические корзинки, шнур-затейник и т. д. Особое внимание хотелось бы уделить игре «Теремки». Есть кубик, есть теремок. Кубик вкладывается в теремок – получается слог. Такое конструирование помогает детям понять принцип слияния звуков в слоге. Теремки с кубиками соединяются вместе и таким образом составляются слова. Всего в комплекте 12 кубиков, 12 теремков - очень компактная, удобная конструкция. Маленький пример «работы» сказочного оператора преобразования.
«Росли в лесу два дерева – одно высокое, другое – низкое. (Длинную и короткую веревочку располагаем недалеко друг от друга на коврике). Высокое деревце любило похвастать: «Я – самое высокое дерево. Я – самое сильное. Низкое дерево стояло в тени высокого, вздыхало и помалкивало. Забрел как-то в те леса гуляка-ветер. Какое деревце он заметил? Высокое. Стал раскачивать его из стороны в сторону (показываем на коврике). В конце концов, дерево сломалось и упало к корням низкого (сгибаем длинную веревочку, чтоб получить букву И). Последнее, что успело прокричать высокое дерево: «Помоги-и-и-и…». Еще долго-долго последний звук носило лесное эхо». Какой звук? - Звук И. А какую мы букву построили? – Букву И. Звук и буква – через сказку, через образ, через детские руки.
Творения автора – гениальны. Эти игры вполне актуальны и сегодня. Хотелось бы чтобы они были во всех дошкольных учреждениях!
Технология Б. П. Никитина интересна тем, что на первых порах не объясняются правила игры, ребёнок сам решает как играть. Методика даёт возможность самому решать с какого уровня начать играть. Взрослый лишь следит, чтобы уровень соответствовал интеллектуальным способностям ребёнка.
Рассмотрим игру «Сложи узор». В набор для конструирования входит16 деревянных кубиков (длина ребер - 3 см) с 8 видами раскраски граней, а также двух тетрадей с заданиями. Способствует развитию пространственного мышления и логики. Игра «Уникуб» [2, с. 192]. Набор для конструирования состоит из 27 деревянных кубиков с красными, синими и желтыми гранями. К ним прилагается блокнот с заданиями, состоящий из 47 постепенно усложняющихся рисунков-образцов. Развивает : логику; целостное восприятие объекта; способность представлять трехмерные объекты. Игра «Сложи квадрат». В комплект входят 144 цветных деревянных блока, 1 зеркало, 2 квадратные карточки с расчерченными планами для фундамента строительной конструкции и 30 проектов-заданий. Развивает : восприятие формы; начальное умение читать чертеж предмета. Для того чтобы ребёнок построил куб, он обучается этой игре индивидуально, нужно в первую очередь объяснить понятие о постройках и их разновидностях. Один ребёнок понимает принцип со второго раза, а кому -то надо объяснить 5 раз. В 3-4 года актуальны вкладыши. Они отлично развивают восприятие и внимание. Причём, несколько уровней сложностей этой игры дают возможность детям не потерять к ней интерес и постепенно получать результат. К примеру, «Логоформочки 5» Воскобовича В. В. дети собирают не сразу. Некоторые игры приобретены по количеству детей в подгруппе, например «Сложи узор» Никитина Б. П. Там кубики все одинаковые и даже если дети их перепутают, то не страшно. А вот «Уникуб» необходимо располагать через стол, поскольку кубики перемешивать нельзя [4, с. 160].У детей есть право выбора игры по желанию, вот только доставать игры надо педагогу, так как дети могут рассыпать детали. По традиции, дети сначала играют в те игры, которые им предлагают, а под конец занятия выбирают игру сами. Очень нравятся детям фигурки, которые можно составить из «Чудо – крестиков» Воскобовича В. В.
Существуют разнообразные развивающие материалы. Наиболее распространёнными являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем, для развития раннего логического мышления и для подготовки детей к усвоению математики. Блоки Дьенеша представляют собой набор геометрических фигур, который состоит из 48 объёмных фигур, различающихся по форме - круги, квадраты, прямоугольники, треугольники; по цвету - жёлтые, синие, красные; размеру - большие и маленькие; по толщине - толстые и тонкие [3, с. 16]. Каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером, толщиной. В наборе даже нет двух фигур, одинаковых по всем свойствам. В своей практике воспитатели детских садов используют в основном плоские геометрические фигуры. Весь комплекс игр и упражнений с блоками Дьенеша – это длинная интеллектуальная лестница, а сами игры и упражнения – её ступеньки. На каждую из этих ступенек ребёнок должен встать. Логические блоки помогают ребёнку овладеть мыслительными операциями и действиями, к ним относятся: выявление свойств, их сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а так же логические операции.
Помимо этого, блоки закладывают в сознание детей начало алгоритмической культуры мышления, развивают у детей способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентацию.
Работая с блоками дети сначала осваивают умение выявлять в предметах одно свойство - цвет, форму, размер, толщину, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам -цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине ит. д., несколько позже по трём - цвету, форме, размеру; форме, размеру, толщине и т. д. и по четырём свойствам - цвету, форме, размеру, толщине, при этом развивая логическое мышление.
В одном и том же упражнении можно варьировать правилами выполнения задания с учётом возможностей детей. Например, несколько детей строят дорожки. Но одному ребёнку предлагается построить дорожку так, чтобы рядом не было блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством, другому - чтобы рядом не было одинаковых по форме и по цвету (оперирование сразу двумя свойствами). В зависимости от уровня развития детей можно использовать не весь комплекс, а какую-то его часть, сначала блоки разные по форме и по цвету, но одинаковые по размеру и толщине, затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине и в конце полный комплекс фигур.
Очень важно: чем разнообразней материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит сравнивать, классифицировать, обобщать.
С логическими блоками ребёнок выполняет различные действия при этом рассуждая.
От игры с блоками дети легко переходят к играм с реальными множествами, с конкретным материалом. Далее рассмотрим игру с цветными счётными палочками Кюизенера. Цветные палочки представляют собой 10 различных по цвету и величине параллелепипедов, выполненных из дерева или пластика.
Классический набор содержит 241 палочку, сделанную из дерева, с поперечным сечением 1 см2. В наборе содержатся палочки 10-ти цветов и имеют длину от 1см до 10см.
Близкие по цветам палочки объединяются в семейства или классы. Например, красная палочка обозначает число 4, бордовая 8, розовая 2 - все эти палочки можно отнести к семейству чисел кратных 2; семейство синих палочек кратно 3, жёлтых - 5, чёрных - 7. Белая палочка имеет форму куба со стороной 1см. Она укладывается по длине каждой палочки целое число раз и является условной меркой для определения состава числа из единиц.
Работать с комплектом палочек можно как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости, в зависимости от поставленных задач. Для детей младшего дошкольного возраста целесообразно использовать самодельные плоскостные наборы цветных полосок выполненных из картона в масштабе 2:1. Если на цветных полосках закрепить магнитную ленту или липучку, то их можно использовать как демонстрационный материал.
Цветные палочки Кюизенера изначально были рекомендованы как средство для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, но в процессе работы с палочками выявился более широкий диапазон их применения в различных видах деятельности.
Рассмотрим варианты применения технологии «Цветные палочки Кюизенера» в рамках реализации программных задач в образовательной области «Познание».
В процессе работы с цветными палочками у детей развивается способность сравнивать предметы по цвету, форме, величине; определять их место положения в пространстве, развивается глазомер, уточняются и закрепляются знания об основных цветах и их оттенках.
Примерные задания:
- Назови, какого цвета самая длинная (короткая) палочка.
-Какой формы белая (голубая, оранжевая) палочка.
-Выложи все красные палочки слева от себя, а голубые - справа.
_Какого цвета палочки длиннее (короче) фиолетовой.
_Выложи все палочки в ряд в порядке убывания. Какого цвета палочка стоит между…
При конструировании из палочек у детей развивается умение устанавливать связь между создаваемыми конструкциями и реальными объектами окружающего мира.
Моделирование из палочек по замыслу даёт детям возможность путём проб, сравнений, обследовательских действий самостоятельно подбирать нужный материал. Дети учатся выдвигать предположения и самостоятельно их проверять, осуществляя практические и мыслительные действия.
Примерные задания:
-Выложи из любых палочек мебель для куколки.
-Выложи разные машины, самостоятельно подбирая палочки.
-Выложи коврик для собачки из любых палочек.
-Выложи из палочек любых животных.
Использование цветных палочек Кюизенера позволяет развивать у дошкольников представления о числе на основе счёта и измерения; формировать осознание соотношений «больше - меньше», «больше - меньше на…»; формировать умение делить целое на части; находить состав числа из единиц и двух меньших чисел; упражнять в порядковом и количественном счёте; измерять объект условной меркой. Развивается умение различать и называть геометрические фигуры; происходит ознакомление с пространственными отношениями (слева, справа, вверху, внизу и т. д.)
Используя палочки Кюизенера как мозаику или конструктор, дети могут создавать конструкции различных предметов, а также предметов по лексическим темам, что способствует усвоению видовых и родовых представлений.
Палочки Кюизенера позволяют упражнять детей :
1. в использовании сравнительных прилагательных: длинный, длиннее, самый длинный; короткий, короче, самый короткий.
2. в построении предложно-падежных конструкций.
3. в употреблении порядковых и количественных числительных.
4. в запоминании и назывании основных цветов и их оттенков.
На приведённых примерах мы убеждаемся, что дидактическое пособие «Цветные палочки» Кюизенера универсально и может использоваться в различных видах деятельности. Оно соответствует современным требованиям дидактики и позволяет успешно решать программные задачи.
Педагогические возможности дидактической игры очень велики. Игра развивает все стороны личности ребёнка, активизирует интеллектуальные возможности детей.
Дидактические задачи:
- разрабатываются взрослыми;
- направлены на формирование принципиально новых знаний и развитие логических структур мышления;
- усложняются на каждом этапе;
- связаны с игровыми действиями, правилами;
- представляются через игровую задачу и осознаются детьми [5, с. 207].
Правила строго зафиксированы, определяют способ, порядок, последовательность действий по правилу.
Игровые действия позволяют реализовать дидактическую задачу через игровую.
Результаты игры завершение игрового действия или выигрыш.
В логико-математических играх и упражнениях используются специальный структурированный материал, который позволяет наглядно представить абстрактные понятия и отношения между ними.
Специально структурированный материал:
- геометрические формы (обручи, геометрические блоки);
- схемы;
- схемы-правила (цепочки фигур);
- схемы функции (вычислительные машины);
- схемы операции (шахматная доска).
Интересные задания привлекают внимание детей, усиливают его, активизируют их мыслительную деятельность.
Атмосфера легкости создается путем включения в занятия задач-рассказов, заданий героев веселых детских сказок, включения задач-шуток, путем создания игровых ситуаций, веселых соревнований.
Рассмотрим дидактическую игру как средство обучения математики.
На уроках математики немаловажное место занимает игра. Это дидактические игры, т. е. игры, содержание которых способствует либо развитию отдельных мыслительных операций, либо освоению вычислительных приемов, либо навыков в беглости счета. Создание игровой ситуации приводит к тому, что дети, увлеченные игрой, незаметно для себя и без особого труда и напряжения приобретают определенные знания. В старшем дошкольном возрасте дети нуждаются в игре, поэтому воспитатели включают ее в уроки математики. Игра делает уроки насыщенными, вносит бодрый, весёлый настрой в детский коллектив, помогает эстетически воспринимать ситуацию, связанную с математикой, анализировать.
Дидактическая игра - ценное средство воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности, навыки. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, облегчает процесс усвоения знаний.
В дидактической игре дети наблюдают, сравнивают, сопоставляют, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производят доступные им анализ и синтез, затем делают обобщение.
Дидактическая игра позволяет развить у детей произвольность таких психических процессов, как внимание и память. Предложенные задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение; требуют не только умственных, но и волевых усилий – организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, быть внимательными. Но не всякая игра имеет образовательное и воспитательное значение, лишь та, которая приобретает характер познавательной деятельности.
Дидактические игры просто необходимы в обучении и воспитании детей шестилетнего возраста. В них удается сконцентрировать внимание даже самых безынициативных детей. Вначале дети проявляют интерес только к игре, далее и к тому учебному материалу, без которого игра невозможна. Для того, чтобы сохранить саму природу игры и в то же время успешно осуществлять обучение детей математике, необходимы игры особого рода, которые должны быть организованы так, чтобы в них: во-первых, в качестве способа выполнения игровых действий возникала объективная необходимость в практическом применении счета; во-вторых, содержание игры и практические действия были бы интересными и предоставляли возможность для проявления самостоятельности и инициативы детей.
Произвести дидактическую игру совсем не сложно. Вот примеры таких математических игр. «Опиши узор» : у каждого дошкольника рисунок с изображением ковра. Воспитанникам требуется описать положение частей узора на рисунке: с левой стороны, с правой, вверху или внизу. Цель: тренировка ориентирования в пространстве, совершенствование коммуникативных навыков. «Реши пример» : воспитатель кидает мячик дошкольнику и называет пример. Воспитанник, поймав его, отвечает и возвращает мячик. Далее педагог кидает мячик следующему. Цель: тренировка выполнения действий сложения и вычитания в пределах десяти. «Найди ошибку» : Дошкольнику предлагается проанализировать ряды геометрических фигур и указать на ошибку, предложив вариант исправления с пояснением. Ошибкой может быть круг в ряду квадратов, или фигура красного цвета среди желтых. Цель: анализ геометрических фигур, сравнение и нахождение лишнего. «Покажи» : перед дошкольником разложены в случайном порядке несколько фигур, различающихся цветом, формой и величиной. Педагог предлагает определить фигуру по названному критерию: маленький квадрат, большой красный круг и т. д. Цель: совершенствование умения узнавать геометрическую фигуру по заданному критерию. «Одно свойство» : играющим необходимо предоставить по одинаковому комплекту геометрических фигур. Один из играющих выкладывает на стол одну из них. Задача второго выбрать из своего комплекта фигуру, отличающуюся от выложенной предыдущим игроком только одним каким-либо признаком. Например, если первая выложенная фигура – большой красный круг, то следующей можно выкладывать большой красный квадрат или большой синий круг, или маленький красный круг. Игру следует строить по принципу игры в домино. Цель: закрепление знаний о свойствах геометрических фигур, развитие умения характеризовать и выделять фигуры по их признакам.
«Кто соседи» : участники становятся в круг. Воспитатель кидает мяч и называет случайное число. Ребенок, поймав мяч, называет соседей этого числа. После этого мяч бросается следующему участнику. Цель: совершенствование умения называть соседей числа. «Соберем урожай» : педагог советует детям собрать урожай в разные корзины – в одну корзину большие овощи и фрукты, в другую – маленькие. Цель: тренировка навыка сравнения предметов по размеру. "Магазин и геометрия" : на столе располагаются предметы различной формы, выставленные на «продажу». Каждый воспитанник – покупатель получает карточку – чек, на которой нарисована фигура: круг, треугольник, квадрат или прямоугольник. Он может приобрести любую вещь при условии, что форма товара соответствует рисунку на карточке. Безошибочно сделав выбор и доказав его ребенок получает покупку. Цель: тренировка в распознавании основных геометрических фигур, совершенствование коммуникативных качеств.
Подводя итог, можно отметить, что интеллектуальные возможности дошкольников достаточно высоки и хорошо поддаются обучению. Кому как не нам сделать это возможным. У нас в распоряжении и время, и возможности. Существует огромное разнообразие развивающих игр. Они настолько интересны, что даже взрослые с азартом увлекаются ими. Это очень радует.
Новинка наших дней – ментальная арифметика для детей, система счёта в уме с огромными цифрами. Занятия проходят с использованием специальных счётов – абакусов. В результате обучения, дети могут мгновенно решать сложные примеры, не производя арифметических действий и уме, - они мысленно «передвигают» косточки на счётах.
Список используемой литературы:
1. Воскобович В. В., Харько Т. Г. игровая технология интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры», книга 1 «Методика». – Санкт – Петербург, 2003. – 35 с.
2. Данилова Л. Новый взгляд на игры Никитиных. – СПб. : Издательский Дом «Нева», 2003. – 192 с.
3.. Денисова Д., Дорожин Ю. Математика для дошкольников. Старшая группа 5+. – М. : Мозаика-Синтез, 2007. – 16 с.
4. Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – 3-е изд, доп. – М. : Просвещение, 1991. – 160 с.
5. Шалаева Г. Математика для маленьких гениев дома и в детском саду. – М. : АСТ, Слово, 2009. - 207 с.