Куликова Оксана Юрьевна
Технологии формирования целостной картины мира у старших дошкольников в процессе естественно-научного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Куликова Оксана
Магистрант
Научный руководитель: Захарова Лариса Михайловна
д. п. н., профессор
ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный
педагогический университет им. И. Н. Ульянова»
Аннотация: в статье обоснована значимость формирования целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста в процессе естественнонаучного образования. Приведено подробное описание разработанной автором технологии работы с детьми в данном направлении, которая основана на интеграционном и личностно-ориентированном подходе. Определены основные разделы технологии : мир живой природы, мир неживой природы, мир техники. Обоснована значимость использования проектной деятельности в реализации содержания разделов.
Публикация «Технологии формирования целостной картины мира у старших дошкольников в процессе естественно-научного образования» размещена в разделах
Ключевые слова: целостная картина мира, старшие дошкольники, технология, естественнонаучное образование.
Успешность личностного развития, а также воспитания и обучения современных дошкольников во многом определяется сформированными основами целостной картины мира. Это позволяет каждому ребенку в соответствии со своими индивидуальными особенностями приобретать достаточно осознанную систему представлений-образов об окружающей действительности, которая отличается упорядоченностью и взаимосвязанностью объектов и явлений, что выступает базой для ориентирования в окружающем мире. Кроме того сформированная первооснова целостной картины миры в дошкольном детстве обуславливает становление субъективности детей во взаимоотношениях с другими людьми и окружающим пространством, на что указано в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) [5].
В работах Э. И. Куликовской [2], И. А. Лыковой [3], Л. И. Пономаревой [4] и многих других отмечено, что процесс формирования целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста – достаточно сложный. Его специфика заключается в том, что на основании эмоционально-чувственного познания окружающей действительности старшие дошкольники приобретают систему взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений об окружающем пространстве, социуме и самом себе.
Наиболее эффективно формирование целостной картины мира старших дошкольников происходит в процессе естественнонаучного образования. В. В. Фомина подчеркивает, что в рамках него происходит ознакомление с различными явлениями окружающей действительности, создаются условия для освоения детьми разнообразных представлений, которые синтезируют познавательные, эстетические и нравственные составляющие.
По мнению Е. А. Анкудимовой, естественнонаучное образование дошкольников обеспечивает фундамент для становления полноценной картины мира человека, так как направлено на передачу эмпирического опыта познания, на освоение системы представлений, которая отражает «целостность и многообразие мира в соответствии с основными концепциями естествознания, понимание принципов преемственности в изучении природы» [1, с. 13].
Основываясь на данных научно-методической литературы, можно заключить, что формирование целостной картины мира старших дошкольников в процессе естественнонаучного образования является неотъемлемой составляющей современного дошкольного образования. Однако в практике работы этому аспекту уделяется недостаточно внимания, так как в научно-методической литературе недостаточно разработано технологий естественнонаучного образования дошкольников, ориентированных на формирование полноценных базовых основ картины мира.
В проводимом нами исследовании предпринята попытка разработки технологии по формированию целостной картины мира у старших дошкольников в процессе естественнонаучного образования.
Технология формирования целостной картины мира у старших дошкольников в процессе естественно-научного образования основана двух концептуальных подходах:
- на интеграционном подходе;
- на личностно-ориентированном подходе.
Первый из них обеспечивает направленность содержания и способов работы на освоение детьми всего многообразия представлений о разнообразных явлениях, объектах и процессах окружающей действительности в их взаимосвязи друг с другом. Это позволяет объединить разрозненные знания из различных областей в единую и целостную систему, раскрывающую единство и взаимообусловленность всего окружающего.
Интеграционный подход в нашей технологии определяет ряд образовательно-воспитательных и развивающих задач :
- формирование системы разносторонних и глубоких представлений и знаний об окружающем мире;
- развитие потребности старших дошкольников к познанию и осмысливанию различных явлений, процессов и объектов в многообразии их зависимостей и связей;
- развитие мышления, способности к элементарному логическому анализу, познавательной инициативности и активности;
- развитие детских представлений о собственной роли и месте в процессе взаимодействия с различными явлениями и объектами окружающего мира.
Личностно-ориентированный подход предопределяет формирование целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста в качестве средства становления высокого уровня личностного развития, способности к активному и инициативному познанию окружающего пространства, к продуктивному взаимодействию с ним. Исходя из положений данного подхода, работа с детьми выстраивается в рамках партнерского взаимодействия и сотрудничества, основанных на диалоговом познавательном общении. Это способствует формированию у каждого ребенка осознанного отношения к получаемым представлениям, выработке личностного отношения к ним.
Основываясь на интеграционном и личностно-ориентированном подходе, мы определили содержание технологии, способствующей формированию целостной картины мира старших дошкольников в процессе естественно-научного образования. Оно представлено следующими разделами:
1 раздел – мир живой природы;
2 раздел – мир неживой природы;
3 раздел – мир техники.
Все разделы соответствуют сферам окружающего мира, которые вполне доступны для восприятия и взаимодействия детям старшего дошкольного возраста.
Реализация содержания каждого раздела предполагает использование проектной деятельности. Это связанно с тем, что в процессе нее каждый ребенок ставится в активную позицию при познании той или иной составляющей окружающей действительности, что стимулирует становление полноценных познавательных способностей, а также формирует умение анализировать, обобщать и соотносить изучаемый объект или явление с другими.
Для полноценной работы и реализации проектной деятельности в нашей технологии предусмотрена организация развивающей предметно-пространственной среды. Она стимулирует интересы детей к окружающему миру, к активному познанию, к самостоятельности познавательно-исследовательских действий.
Содержание среды в данном случае включает следующие элементы:
- уголки познания, которые представлены специально оформленными зонами для проведения познавательных бесед и занятий, экспериментирования и опытов;
- мини-библиотеки познавательной литературы, предоставляющие каждому ребенку возможность получать дополнительную познавательную информацию, удовлетворять возникающие познавательные интересы;
- выставочные зоны, представленные работами детей, отражающими полученные представления об окружающей действительности.
Таким образом, мы полагаем, что разработанная технология будет способствовать полноценному формированию целостной картины мира старших дошкольников в процессе естественнонаучного образования.
Список литературы
1. Аникудимова Е. А. Педагогические условия преемственности в естественнонаучном образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста: 13.00.01. автореф. дис. канд. пед. наук / Е. А. Аникудимова. – Ульяновск, 2004. – 26 с.
2. Куликовская И. Э. Эволюция мировидения детей дошкольного возраста и ее педагогическое сопровождение: 13.00. 03: автореф. дис. док. пед. наук / И. Э. Куликовская. – Ростов- н/Д, 2002. – 46 с.
3. Лыкова И. А. О своеобразии картины мира ребенка-дошкольника // Педагогика искусства. – 2011. – №4. – С. 193-202.
4. Пономарева Л. И., Ган Н. Ю., Обухова К. А. Знакомство с философскими категориями ка основа понимания целостной картины мира детьми дошкольного возраста // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2020. – № 6. – С. 32-36.
5. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». – URL : https://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
6. Фомина В. В. Естественно-научные знания как основа ознакомления с окружающим миром // Инновации в образовании (Казахстан). – 2021. – № 2 (54). – С. 50-52. – URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=45664021