Дарья Кубанцева
Технические средства обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП)
▼ Скачать + Заказать документы
Технические средства обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП)
Аннотация: Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют далеко не малую часть от общего числа детей с ОВЗ, а значит, вопросы, касающиеся их обучения, воспитания и образования, требуют не меньше внимания, нежели эти же вопросы в отношении других категорий детей с нарушениями в развитии. Современные технологии позволяют облегчить и в то же время увеличить эффективность работы дефектологов с детьми с нарушениями ОДА, в частности, с детьми с ДЦП. Существующие технические средства являются вспомогательными в ходе обучения и способствуют созданию условий, при которых ребенок может полноценно погрузиться в процесс получения знаний, минимально отвлекаясь на неудобства в плане организации своего рабочего места.
Публикация «Технические средства обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП)» размещена в разделах
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В настоящее время много внимания уделяется вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и подбору средств, способствующих осуществлению этого процесса, в частности, в отношении детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а именно с детским церебральным параличом.
Безусловно, всем детям с нарушениями в развитии требуется помощь специалистов. Но во многих случаях отсутствие оборудования, специальных средств обучения детей с отклонениями привносит значительные затруднения в процесс коррекционной работы, которую специалист проводит с ребенком. Особенно такие затруднения заметны во время работы с детьми с детским церебральным параличом. Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдаются у 5—7 % детей. Большая часть детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата приходится на детей с церебральными параличами (89 %) [1].
Детский церебральный паралич – это полиэтиологическое заболевание мозга, которое возникает под влиянием действия различных вредных воздействий внутреннего и внешнего характера на организм эмбриона, плода или новорожденного, это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка [2].
Ввиду особенностей детей с данной патологией в образовательных организациях обязательно наличие специальных средств обучения, способствующих формированию у ребенка различных умений и навыков, получению им знаний, адекватных его возрасту. К таким средствам относят вспомогательные технические средства, которыми оснащены рабочие места обучающихся с ДЦП. Они предназначены для частичной или полной компенсации ограничений, связанных с нарушением физических, психоневрологических или сенсорных функций.
К специализированным средствам обучения детей относят : беспроводную клавиатуру с крупными клавишами, которые разделены пластиковой накладкой; беспроводной компьютерный джойстик, полностью заменяющий компьютерную мышь для удобства детей с нарушением моторики; выносная беспроводная компьютерная кнопка, реагирующая на легкое нажатие при минимальном усилии руки. Для беспроводной связи клавиатуры, джойстика и выносной кнопки посредством компьютера используется особое техническое приспособление – ресивер. Он обеспечивает подключение к компьютеру одновременно до четырех устройств.
Кроме того, само рабочее место ребенка должно быть оборудовано адаптированным рабочим столом, который можно отрегулировать по высоте. Крышка такого стола имеет радиусный вырез шириной 60 см и глубиной 10 см, что позволяет обучающемуся свободно доставать расположенные на противоположном краю предметы [3].
Все эти технические средства служат созданию комфортных условий для ребенка в процессе обучения, способствуют более эффективному усвоению предоставляемого материала за счет приспособленности к потребностям в удобстве обучающегося, а также за счет некоторой компенсации нарушенных у ребенка функций.
Таким образом, существующие технические средства обучения детей с детским церебральным параличом являются вспомогательными, не влияющими напрямую на уровень овладения ребенком знаниями, умениями и навыками, но явно способствующими увеличению эффективности работы педагога-дефектолога.
Список использованной литературы:
1. Селюкова Е. А., Герасимова В. Н., Ильядис С. А. Система воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 167-169. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1462/]
2. Левченко И. Ю., Приходько О. Г., Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата : Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М. : Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с. ISBN 5-7695-0564-8
3. https://www.mininuniver.ru/sveden/spetsialnye-tekhnicheskie-sredstva-obucheniya-dlya-lits-s-narusheniem-oporno-dvigatelnogo-apparata-i-dtsp
© Кубанцева Д. А., 2018