Клюева Наталья
Театральный тренинг как средство развития музыкальных творческих способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Театральный тренинг как средство развития музыкальных творческих способностей дошкольников.
Мастер – класс для родителей.
Тема нашего мастер – класса - «Театральный тренинг как средство развития музыкальных творческих способностей дошкольников». Все вы знаете, что почти каждое занятие, каждая репетиция начинается с тренинга.
Публикация «Театральный тренинг как средство развития музыкальных творческих способностей дошкольников» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Актуальность этой темы в следующем: театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает ему реальную возможность адаптироваться в социальной среде. В игровой и театрализованной деятельности ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах природы и общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире.
В младших группах формируем у детей простейшие образно-выразительные умения (умение имитировать характерные движения сказочных животных) : птички летают, клюют зернышки; зайчики прыгают, танцуют; лошадки скачут и другие. Всё занятие строится на каком-нибудь сюжете. Дети сами водят игрушки, танцуют с ними, учатся звукоподражанию, придавая голосу соответствующий тембр. Каждый ребенок старается показать себя, тем самым развивается мимика, пластика, чистая речь и правильное интонирование.
В старшем возрасте дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях. Такой вид деятельности даёт детям возможность проявить творчество и фантазию. Дети сами ищут выразительные приё мы для создания игрового образа: придумывают характерные движения героев, мимику, разную интонацию, жесты.
Так как театрализация тесно взаимосвязана с основными видами музыкальной деятельности, то необходимость систематизировать её в едином педагогическом процессе очевидна.
Авторский подход к решению проблемы.
Не стоит сейчас перечислять все виды театров, с которыми знакомим детей-дошкольников - все это вы очень хорошо знаете. Остановимся на том, что любое театрализованное представление, музыкально-театрализованная постановка, игра-драматизация, инсценирование песен и даже небольшие музыкальные этюды, безусловно, помогают развивать музыкально-творческие способности дошкольников.
Чтобы научиться красиво говорить, петь, выразительно читать, драматизировать, надо долго удерживать дыхание, изменять темп, использовать динамику голоса, изменять интонацию, и т. д. Для этого есть специальные упражнения, игры, тренинги : дыхательные гимнастики, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие мимики, пантомимики.
Специально для взрослых. Важно! Энергетика, сопровождающая развитие творчества, идет по пути встречного движения - от взрослого – к детям и от детей – к взрослому. Таким образом, объединение происходящего взаимообмена творчеством благотворно влияет на весь образовательный процесс в целом.
Скажем, здравствуйте руками.
Скажем, здравствуйте глазами.
Скажем, здравствуйте мы ртом,
Станет радостно кругом.
Здравствуйте.
1. Упражнения на внимание «Что мы слышим?» (в комнате, на улице)
2. Разогревающий массаж.
Массирование лба от переносицы к вискам; нижнечелюстных мышц от висков к подбородку; верхнечелюстных мышц от носа к уху; носовых пазух от начала бровей до верхней губы (1-1,5 мин.) (на каждом занятии)
3. Дыхательная гимнастика.
Развиваем у детей глубину вдоха (носом, пассивный выдох ртом.
Упражнение 1.
«Цветок распускается» (капроновый платочек, вдыхаем аромат, постепенно (по ступенькам) выдыхаем.
Упражнение 2.
«Обмотать дыханием»
Фиксированным выдохом «обмотать» партнера с ног до головы.
4. Снятие мышечного напряжения.
Следующий прием- это упражнения на снятие мышечного напряжения. Как известно, дети в большинстве своем от природы скованны, зажаты. Это сказывается на их характере, поведении. Для снятия мышечного тонуса проводится следующее упражнение.
Упражнение1.
Правило 3-х улыбок – рот, лоб, солнечное сплетение.
Упражнение 2.
«Два берега». Встать парами напротив друг друга, Один держит в руках мяч. Вас разделяет река. Бросаем мяч через реку и кричим: «Би! Бэ! Бо! Ба! Бу!»
Упражнение 3.
«Зеркало». Дети в парах стоят лицом друг к другу. Один – «живой» человек, другой – отражение. Человек у зеркала не торопясь совершает некоторые простые движения, зеркало – копирует их.
5. Речевые игры на голосовые характеристики.
Следующий прием, используемый как средство выразительности в театральном искусстве - это упражнение на развитие речи.
Речь — неотъемлемая часть театрального искусства. Дополняет мимику, жесты, делает образ героя полнее, интереснее. Добиться хорошей речи можно с помощью упражнений на развитие артикуляции и дикции.
Цель упражнений по развитию речи - развивать четкость речи. Проводятся упражнения на развитие артикуляции и дикции, в том числе на произношение скороговорок.
Упражнения на развитие речи
Артикуляционная гимнастика
1. Покусайте кончик языка- «так мама шинкует капусту».
2. Язык- тоненькая иголочка. «Ставим укольчики» поочередно в каждую щеку.
3. Почистите зубки языком: и верхние, и нижние.
4. Достаньте кончиком языка нос.
5. Нарисуйте надутыми губами солнце.
Скороговорки на развитие дикции
1. Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы три надели
Карамель на мели ели.
Цель упражнений на интонационную выразительность- способность в речи отличать оттенки настроений и эмоций.
Упражнение 1.
Вспомните мультфильм про Вини Пуха, когда они с Пятачком пришли в гости к Кролику и там наелись.
Пятачок вошёл и вышел (звук одинаково лёгкий) – а-а.
Винни Пух – вошёл, наелся, вышел (звучит по-разному, легко и тяжело) – а-А.
Упражнение 2.
Речевая игра «Птичий двор».
Приехали отдыхать в деревню. Встали рано утром: разбудил разноголосый хор животных. Вышли на крыльцо. О, какая приятная неожиданность! Кого тут только нет: и утки, и гуси, и теленок, и цыплята, и куры, и петух, и кролики, и голуби, и кот здесь же! Глаза разбежались- хочется всех позвать к себе, разглядеть, приласкать. Без остановки зовем к себе животных и птиц: уть-уть-уть-уть, тега-тега-тега-тега, тель- тель-тель-тель, цып-цып-цып-цып, тип-тип-тип-тип, петь-петь-петь-петь, трусь-трусь-трусь-трусь; гуль-гуль-гуль-гуль;кис-кис-кис-кис!
А теперь проведем упражнение на развитие мимики. Что такое мимика? Это выражение лица, выражающее эмоциональное состояние, например- радость, грусть.
Цель этих упражнений - развить выразительные движения мышц лица.
6. Мимические упражнения (у каждого в руках маленькое зеркальце)
Упражнение 1. «Чистим и едим лук». От лука слезятся глаза. Он горький.
«Овощи» (2 команды) «Толстячки-худышки»
Педагоги распределяются по двум группам.
Встретились толстяки и худышки.
Удивились худышки: "Ах, какие вы толстые! "
Рассердились толстяки и толстушки: "Не такие уж мы толстые! "
Еще больше удивились худышки: "О, да вы еще и сердитые! "
Еще больше рассердились толстяки и толстушки: "У-у-у! Мы действительно сердитые! "
Сморщили нос худышки: "Ф-фу! Не хотим с вами в одном огороде расти!"
Скривили губы толстяки и толстушки: "Пф! Ну и не надо! "
Упражнение 2. «Яблоки».
Посмотрите, сколько яблок выросло. Какие они большие, круглые и, наверно, сладкие. Педагоги, встав в круг, передают яблоки друг другу на сильную долю такта. Музыка внезапно прекращается - тот, в руках кого в этот момент оказался мяч, мимикой показывает, какое яблоко сладкое или кислое. Все делают то же самое. Упражнение повторяют несколько раз.
7. Пение. Распевание.
Для усвоения певческих навыков использую замечательные попевки Аллы Евтодьевой, которые строятся на диалогах между разными персонажами сказок. Распевание рассчитано на осознанное озвучивание голосов героев знакомых сказок, предполагающих пение средним и высоким голосом.
Такое игровое распевание многофункционально и не даёт ослабевать интересу детей к распеванию, к разыгрыванию этих музыкально -театральных мини-сценок.
Упражнение 1. Распевка «Кот и мышка» (До мажор)
Упражнение 2. Распевка «Лиса и воробей» (До мажор).
8. Пантомима.
Переходим к приему упражнениям на развитие пантомимы и жестов.
Что такое пантомима? Передача чувств и мыслей всем лицом и всем телом.
Цель — развивать выразительные движения тела и лица.
Упражнение 1. Деревья и дети.
1 подгруппа
Могучие дубы, ветер.
2 подгруппа
Веселые радостные дети.
9. Пластические тренинги.
Картинка «Карабас». Показать, как ходит этот герой сказки; как он садится на стул; как смотрится в зеркало; что он любит покушать.
10. Коммуникативные игры.
Коммуникативные игры – это своеобразная школа по освоению навыков сотрудничества: здесь отрабатывается и умение действовать в рамках правил, и способности эмоционально откликаться на состояние другого. В таких играх, как «Хвост дракона» и «Сороконожка» правила заданы таким образом, что для достижения определенной цели дети должны действовать с максимальной согласованностью. Это требует от них большого внимания к сверстникам и приводит к сплоченности действий.
Игра «Хвост дракона».
11. Этика и этикет.
Практические занятия: «День рождения Мальвины»(знакомимся с правилами этикета, культуре поведения за праздничным столом»; «Телефонный разговор»- правила речевого поведения во время телефонного разговора; и- обязательно- «Грамота театрального зрителя».
Как одеться в театр?
Как входить в театр?
Как сидеть во время действия?
Что делать во время антракта?
Когда и как в театре есть, пить и жевать жвачку?
Рефлексия (самоанализ)
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития музыкально-творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать.
Известно, что заинтересовать детей чем-либо, взрослый может только, когда он увлечен сам. "Чтобы быть выразительным - надо быть заразительным!"
Тренинг «Навык уверенного поведения»
1. Голос на тон выше.
2. Осанка – расправить плечи и посмотреть на проблему свысока.
3. Произносим: «Я люблю свою профессию. Я люблю детей. Я – творческая личность. Я несу добро и радость. У меня всё получается!»
Заключительная часть.
Закончить наше занятие мне хотелось бы аплодисментами. Но не простыми, а «разукрашенными» своими эмоциями. Изобразите аплодисменты, которые можно было бы определить как:
Громкие, подбадривающие;
Сдержанные деликатные;
Ленивые снисходительные;
Бурные восторженные.
Выполняется упражнение «Аплодисменты».
Спасибо за творческое общение! Надеюсь что упражнения, с которыми вы познакомились на нашем мастер – классе помогут вам в развитии ваших актёрских данных. Желаю всем удачных сценических площадок.
Список используемой литературы:
1. Е. А. Антипова Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб. – М. : ТЦ Сфера, 2009;
2. О. А. Арсеневская Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. – Волгоград: Учитель, 2011.
3. Т. А. Боровик «Методика развития музыкальности детей»; журнал «Музыкальный руководитель №1-6 2004 г.
4. А. А. Евтодьева Учимся петь и танцевать, играя: методическое и практическое пособие по обучению пению и движениям в игровой форме. – Калуга, 2007.
5. О. В. Кацер Игровая методика обучения детей пению: Учеб. Пособие. – 2-е изд., доп. – СПб. : Издательство «Музыкальная палитра», 2008.