Папки-передвижки

«Страх Страховский». Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей, имеющих проблемы с эмоциональной стабильностью

Анастасия
«Страх Страховский». Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей, имеющих проблемы с эмоциональной стабильностью
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Перемены социально экономического и политического характера, произошедшего за последние годы в России, повлекли за собой изменения и в сфере морально- нравственных ценностей и нормы поведения в обществе. Специалисты стали говорить о проблемах в воспитание духовно нравственных качеств подрастающего поколения. В нравственном воспитание современных детей наметились негативные тенденции книги ушли на второй план, их место заняли экран телевизора, телефона, гаджетов, компьютеров, с которого в жизни ребёнка теперь постоянно входит персонажи сказок, герои фильмов, компьютерных игр не всегда отличающих душевностью или нравственной чистотой. В образовании детей дошкольного возраста взрослые больше внимание стали уделять познавательному развитию, подготовке воспитанников к школе. Родители покупают своим детям красочные энциклопедии, водят на дополнительные занятия к педагогам-репетиторам, не жалея на обучения ни времени, ни денег. А вот на совместное с детьми чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры и содержательные общение в диалоге «родитель ребенок» времени не хватает. А кто даёт ребёнку уроки нравственности? кто научит его в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым? Наблюдения и анализ детской деятельности выявили, что есть необходимость создания и внедрения в образовательный процесс программы по формированию психологического здоровья дошкольников с помощью сказкотеропии. Проведение исследования в дошкольных учреждениях свидетельствует о неблагополучии душевного здоровья дошкольников. У большинства детей зарегистрирован низкий уровень самооценки, у 40% детей отмечается высокий уровень тревожности, 25 % детей высокий уровень агрессивности. В связи с этим возникает потребность в коррекции эмоционально-поведенческих проблем, развитии духовно нравственных качеств детей. С этой целью была разработана и внедрена в образовательный процесс программа по формированию психологического здоровья дошкольников с помощью сказкотеропии. В программе использован потенциал психотеравпетических, психокоррекционных и художественных сказок.

Для непосредственно сказкотеравпетического воздействия используются три вида сказок:

• Художественные (народные и литературные, т. е. традиционные

• Психокоррекционные

• Психотеравпетические

Психотеравпетические сказки особый вид сказок, которые раскрывают глубинный смысл происходящих событий. Они не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Эти сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, любви и выбору правильного пути жизни. Вовремя рассказанная сказка для ребёнка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребёнка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит работа идёт на внутреннем, подсознательном уровне.

Психокоррекционные сказки используются для мягкого влияния на поведения и мировоззрения ребёнка для преодоления его психологических проблем. Сказки этого типа используются для корректировки тех или иных черт характера ребёнка, которые затрудняют его жизнь. Это может быть излишняя стеснительность, неопрятность, капризность, хвастовство, склонность решать свои проблемы при помощи агрессии.

Психкоррекционные сказки могут научить детей вежливости, доброжелательному отношению к окружающим, бережному отношению к природе. При этом, они ещё и усиливают природный созидательный потенциал и творческие способности ребёнка. Влияние психокоррекционных

сказок можно назвать «мягким-намёком» ребенку просто рассказывается сказка, в которой на примере главного героя показывается, как нужно поступать в той или иной ситуации или как нужно правильно себя вести. Сказки несут в себе большой потенциал положительных нравственных поучений. При помощи сказок можно развивать духовно-нравственные качества (мудрость, мужество, справедливость, дружбу, добро, милосердие, долг, отзывчивость, смелость, щедрость, и т. д.). Сила воздействия образа и сюжета сказки такова, что уже в процессе первого чтения малыши ярко проявляют свои симпатии и антипатии в отношении персонажей сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных, готовы прийти на помощь им на помощь. Сильной стороной сказок являются их активная, действенная направленность на победу добра. Дети искренне радуются, что побеждает справедливость, добрые люди выходят из беды, а злые погибают, т. е. зло наказано, добро восторжествовало. Дети хотят, чтобы и в жизни всегда так было. Сказка учит детей слушать и слышать других людей. Но ещё сказка помогает родителям найти общий язык с ребенком, подружится с ним, помочь ему решить первые трудности. Часто получается так, что напрямую выяснить, что конкретно тревожит ребенка, у родителя никак не выходит, так как многие дети стесняются тех страхов, которые их мучают. В этом случае на помощь приходит сказкотеропия ребенку гораздо легче рассказать о том, что беспокоит и тревожит не его самого, а далекого сказочного героя. Следовательно, одной из важнейших задач сказкотеропии является актуальных проблем ребенка и психологическая помощь. Сказкотеропия позволяет взглянуть на любую жизненную ситуацию с возможностью выработать эффективный план действий. Самое главное, в результате сказкотеропии ребёнок чувствует поддержку и неравнодушных взрослых.

Сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.

Цель: Воспитание ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического здоровья, коррекции и развитие речи дошкольников.

Задачи:

1. Обучить положительному само отношению и принятию других людей.

Развивать интерес к своей личности, раскрывать своё «Я», повышать самооценку.

2. развивать произвольное внимание, образное мышление, умение чувствовать и понимать другого, фонематический слух, дыхание.

3. активизировать выразительные средства общения пластику, мимику, и речь.

4. улучшение моторики пальцев рук, координации движений.

Занятие проводится педагогом-психологом, логопедом в течении учебного года с ноября по май. Продолжительность занятия 25 мин. И более с учетом возрастных и психических возможностей детей. Перед началом занятий изучаются особенности каждого ребенка, используя не только логопедические обследования, психологическое тестирование и анкетирование, и результаты наблюдения.

На диагностическом и контрольном этапе используются следующие методики:

1. методика исследования внутрисемейных отношений – тест «Рисунок семьи»

2. методика диагностики форм общения (М. И. Лисина)

3. анкетирование родителей и педагогов.

4. методика «Лесенка» (исследовании самооценки)

5. методика «Тест тревожности» (Исследование тревожности детей по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми)

Сказкотеропия это решение целого ряда задач: воспитания, образования, развития личности и коррекции поведения. Она позволяет установить контакт с любым ребёнком, даёт удивительную возможность найти и буквально говорить с ним на одном языке, языке сказочных метафор.

Сказкотеропия позволяет ловко обойти психологическое сопротивление ребёнка и даже поработать с проблемой, которую он по той или иной причине пока не готов озвучить.

Сказка терапия создаёт безлопастную среду, в которой ребёнок получает возможность раскрыть свою личность, проявить её ресурсы. Через сказку у ребенка появляется больше свободы для творчества. В возрасте 2-7 лет дети подвержены разным страхам. Если страх не перерос в серьёзную патологию, его можно выявить и проработать с помощью сказок (сказкотеропии) и последующего обсуждения.

Сказки нацелены на формирования гармоничного отношения к миру, умения сопереживать, сострадать, находить решение в разных ситуациях. В коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими проблемы с эмоциональной стабильностью, я использую сказкотеропию. Важную роль в процессе общения играет умение управлять своим поведением, умение владеть собой, контролировать свою речь, и поступки, развивать внимание к окружающим людям. В процессе формирование личности ребенка складывается определенная система отношений к себе, к другим, к жизни.

К себе с чувством собственного достоинства, но без зазнайства, без переоценки своих возможностей, без эгоизма.

К другим с чувством собственного достоинства, но уважая при этом чувство достоинства других, на равноправной основе.

К жизни с чувством собственного достоинства, со знанием своих прав, обязанностей, оптимистично. Сказка служит одним из доступных путей переноса своих собственных переживаний на другого и наоборот, осознания своих собственных чувств через окружающих. Поэтому, воспринимая сказку, дети на занятиях, во первых сравнивают себя со сказочными героем, и это позволяет чувствовать и понимать, что не у них одних есть проблемы и переживания. Во вторых, по средством ненавязчивых сказочных образов детям предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, внутри решения возникающих конфликтов позитивная поддержка их возможностей и веры в себя.

Реализованная поставленная задача, обязательно активно привлекаю ближайшие социальные окружения, так как окружение ребенка- родители, воспитатели, предметно развивающие среда-играет решающею роль в его психическом развитии.

Работа с педагогами

Индивидуальные консультации по организации предметно-развивающей среды.

Групповая консультация: «воспитательной эффект», «правильной сказки»

Работа с родителями

Групповая консультация «путешествия сказку»

Индивидуальное консультирование родителей по вопросам развития психических процессов и речи.

Показатели эффекта

• В результате у детей снимается физическое и психическое напряжение, увеличивается работоспособность, способность детей к концентрации внимания, к умению максимального сосредоточится и совершенствовать волевые качества.

• На данных занятиях дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражения различным эмоциям, чувствам, состояниям.

• Постоянно используемые в сказках этюды на выражения и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения, пластику, мимику, и речь.

• Путешествуя по сказочным сюжетам, пробуждается фантазии и образное мышление, мышление освобождается от стереотипов и шаблонов, даются простор творчества.

• Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, открывая глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойства, агрессию или чувство вины, окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой он есть.

Список литературы

1. Киселева М. Б. Арт-терапия работа с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М. Б. Киселёва СПб. :, 2006, 160с.

2. Крюкова С. В. Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие-М. : Генезис, 2003,-208с.

3. Микляева Н. В. Толстякова С. Н., Целикина Н. П. Сказкотеропия в ДОУ и семье. -М. : ТЦ Сфера, 2010-128с.

4. Н. Погосова (Огненко) Погружению в сказку Коррекционно-развивающая программа для детей, имеющих проблемы с речью и эмоциональной стабильностью.

5. Сакович Н. А. Технологии игры в песок. Игры на мосту / Н. А. Сакович. СПб. : Речь, 2008. 176 с.

6. Ткач Е. В. Сказкотеропия детских проблем / Р. М. Ткач. СПб. : Речь; М. : Сфера, 2008 г. 118 с.

7. Чех Е. В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку / Е. В. Чех СПб. : Речь; М. : Сфера, 2009 144 с.

8. Кочанская И. Б. Полезные сказки. / Кочанская Издательство «ТЦ»

Сфера», 2015.

9. Чистякова М. И. Психо-гимнастика / М. И. Чистякова Москва «Просвящение» 1990.

10. Короткова Л. Д. Сказкотеропия для дошкольников и младших школьников Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы/ Л. Д. Короткова. ЦГЛ Москва, 2005.

11. Зинкеевич-Евстигнева Т. Д. Формы и методы работы со сказками/ Т. Д. Зинкеевич-Евстигнева СПб. : Речь, 2008. 240 с.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Страх Страховский». Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей, имеющих проблемы с эмоциональной стабильностью
Опубликовано: 16 января 2025 в 07:48
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Страх Страховский». Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей, имеющих проблемы с эмоциональной стабильностью» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия (УИ 3522998) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
17 января 2025 пятница
18 января 2025 суббота
Лепим, клеим и рисуем снеговиков



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД