Мишнева Дарья Евгеньевна
«Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет». Технологическая карта НОД по развитию речи в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Пересказ рассказа В. А Сухомлинского «Яблоко и рассвет»
Вид: НОД по развитию речи
Возрастная группа: подготовительная
Образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативная, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие
Цель: Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа
Задачи:
Обучающая: Уметь содержательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст
Развивающая: Уметь составлять план рассказа и придерживаться его
Воспитательная: Уметь хоро себя вести в группе, никому не мешать, внимательно слушать воспитателя и отвечать на его вопросы
Речевая: Расширять словарь новыми словами, активизировать речь
№ Этапы Методы, приемы Деятельность педагога Деятельность детей Планируемый результат
1 Организационно- мотивационный Художественное слово Воспитатель:
-Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам:
"Будет интересно!”
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
На занятии наши глаза внимательно
Смотрят и все … (видят).
Уши внимательно слушают
И всё (слышат).
Голова хорошо … (думает).
Воспитатель:
- Ребята, отгадайте загадку.
Загляни в осенний сад
Чудо — мячики висят.
Красноватый, спелый бок
Ребятишкам на зубок.
- Правильно, это яблоки.
Сегодня я прочитаю вам рассказ, который написал учитель, директор школы Василий Сухомлинский (показ портрета). Называется рассказ «Яблоко и рассвет»
Внимательно слушают отвечают на вопросы
2 Основной Рассказ
Маленький Миша часто приходил в сад к своему дедушке Корнею. Угощал дед внука вкусными яблоками, грушами, мёдом.
А Миша не мог отвести глаз от огромного, белого, нежного яблока, которое светилось на самой верхушке одной яблони.
- Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то яблоко.
- Нет, - ответил дедушка, - яблоко достанется тому, кто придёт в сад на рассвете и часок поработает: нальёт пчёлам воды, срежет сухие веточки.
Сколько раз собирался Миша прийти в сад на рассвете, но не мог одолеть лень.
Наконец всё-таки собрался с силами, открыл глаза, когда было ещё темно, отбросил подушку и побежал к дедушке в сад. Налил пчёлам воды, срезал сухие веточки.
Взошла утренняя звезда. Подошёл Миша к яблоне с заветным яблоком, и у него дух захватило. Огромное яблоко на самой вершине было уже не белым, а розовым, как небо на рассвете.
- Ну что ж, теперь яблоко твоё. Лезь и срывай, - сказал дедушка.
- Нет, дедушка… Лучше завтра.
- Почему?
- Хочу ещё раз увидеть рассвет.
Составление предложений
Вопросы к детям
Как звали мальчика? (полные ответы Миша)
Куда приходил Миша? (в сад к дедушке)
Как звали дедушку? (Корней)
Чем угощал дед внука? (яблоками, грушами, медом)
А что же увидел Миша в саду? (он увидел красивое, белое яблоко и не мог отвести от него глаз)
Как развивалось дальше действие? (Миша попросил дедушку сорвать яблоко).
Дедушка предложил Мише прийти на рассвете и работать в саду
Почему мальчик не мог прийти в сад на рассвете? (ленился)
Что происходило дальше? (Миша собрался с силами, пришел на рассвете, налил пчелам воды, срезал сухие веточки)
Что взошло на небе? (Утренняя звезда)
Что увидел Миша на яблоне, когда пришел в сад? Каким яблоко было? (как небо на рассвете – розовым)
Почему мальчик не стал рвать яблоко? (еще раз захотел увидеть рассвет).
Воспитатель:
-Теперь давайте составим план
- План рассказа:
1. В саду у дедушке Корнея.
2. Миша победил лень. 3. Взошла утренняя звезда.
План у нас составлен. Теперь я прочитаю рассказ ещё раз, чтобы вы лучше его запомнили.
Теперь попробуйте пересказать этот рассказ по опорным картинкам. Давайте представим, как Миша и дедушка разговаривали (диалог) О чем попросил Миша? А что ответил дедушка?
- Ну что ж, теперь яблоко твоё. Лезь и срывай.
- Нет, дедушка… Лучше завтра.
- Почему?
- Хочу ещё раз увидеть рассвет.
3 Заключительный Беседа Вопросы к детям:
1. Что понадобилось Мише, чтобы сорвать яблоко? (потрудиться-налить пчелам воды, срезать сухие веточки)
2. Почему Миша не стал срывать яблоко?
3. Яблоко в рассказе было… (огромное, белое, нежное). А какие яблоки встречались вам?
4. Вам понравилось наше занятие? (ответы)
Отвечают на вопросы Дети демонстрируют умение отвечать на вопросы полным ответом