Лучший педагог года

Театрализованные игры как средство развития речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Жданкина Юлия
Театрализованные игры как средство развития речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация : Статья посвящена работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию навыков речевой коммуникации. Театрализованные игры для старших дошкольников являются не только увлекательным видом деятельности, но и развивают навыки вербального общения.

Ключевые слова : речевая коммуникация, старший дошкольный возраст, задержка психического развития, театрализованные игры.

Публикация «Театрализованные игры как средство развития речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» размещена в разделах

Современная социально-экономическая ситуация в современном обществе актуализирует вопрос о роли социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). [1]. Дошкольное детство – это не только период познавательного и личностного развития ребенка, но и период совершенствования его коммуникативных умений, становление личности, осознанное вхождение в социум посредством общения. Проблема в навыках общения у дошкольников, несмотря на мало изученность в литературе, достаточно актуальна. Что происходит из-за постоянной смены поколений, так быстро, как меняется и сама жизнь. Изменяется и их отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. Для нас эта тема актуальна потому, что именно в этом возрасте можно развивать и совершенствовать коммуникативные навыки детей. От умения детей строить общение с окружающими его людьми, вступать в коммуникативную деятельность, зависит их дальнейшая, жизненная позиция.

Л. С. Выготский подчеркивал, что «… не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций у личности в целом, находится в непосредственной зависимости от речи» [2]. Речь развивается в процессе овладения языковыми (фонематический состав, словарный запас и грамматический строй) и неязыковыми (мимика, интонация, жесты и другие выразительные средства) средствами общения.

В своих исследованиях С. А. Козлова отмечает, что «общение – это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Общение есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты» [3].

Наиболее элементарное определение дает М. И. Лисина, говоря о том, что «общение – это взаимосвязь, начиная от двух людей, которая направлена на согласование и объединение усилий, что в свою очередь является целью налаживания отношений и достижение единого результата» [4]. У каждого объекта научного изучения, у речевой коммуникации выделяют свойственный ряд свойств. Среди которых :

• общение несет взаимонаправленное действие;

• общение побуждает активность каждого его участника;

• участники общения ожидают получить отдачу от собеседника по деятельности; - каждый участник коммуникации позиционирует себя как личность.

К основным функциям общения можно отнести: создание совместной деятельности людей для достижения той или иной цели; организация межличностных отношений; постижение людьми друг друга; неотъемлемое условие в формировании личности человека, а так же ее сознания, самосознания и самопознания

Проблему детей с ЗПР начали изучать в 50-е годы (Л. С. Выготский, Г. Е. Сухарева и другие отечественные психологи и психиатры). Г. Е. Сухарева выделила шесть состояний, которые отделяют ЗПР от понятия «олигофрения». Термин «задержка психического развития» был введен классиками отечественной дефектологии Т. А. Власовой и М. С. Певзнер в 60-70-х годах. «Временная задержка психического развития» предполагала компенсацию задержки. Они обращали все внимание на Исследователи считали, что в формировании личности ребёнка с ЗПР, определенную роль играют эмоции. К. С. Лебединскоая разработала классификацию ЗПР, которая делилась на четыре типа происхождения: конституциональная, соматогенная, психогенная, церебрально-органическая.

Исследованиям в развитии речевой коммуникации дошкольников уделяли внимание многие выдающиеся отечественные ученые такие как: Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Я. Л. Коломинский, М. И. Лисина, а также зарубежные ученые: Е. Х. Грин, Х. Г. Даве, Ф. В. Марки, А. К. Содерман и многие др.

Анализ литературных источников позволил нам сделать вывод о том, что в настоящее время существуe т противоречие между: трудностью освоения речевой коммуникации у дошкольников с ЗПР и нехваткой новых методов и способов решения данной проблемы. Усвоение речевой коммуникации, происходит в результате постоянного нахождения ребенка в речевой среде, а так же корректно созданных условиях развития речевой коммуникации посредством развивающих игр.

Мы считаем, что театрализованные игры могут быть методом развития речевой коммуникации у дошкольников старшего возраста. Театрализованная деятельность позволяет ребёнку найти выход из многих проблемных ситуаций опосредованно от лица какого-нибудь персонажа. Это помогает ребенку преодолеть неуверенность в себе, робость, застенчивость. Таким образом, данный метод помогает всесторонне развить ребенка.

Мы в своей работе особое значение придаем пальчиковому театру. Пальчиковый театр стимулирует кончики пальцев, что в свою очередь улучшает работоспособность и тонус коры головного мозга. Суть этой театрализованной игры в том, чтобы ребенок научился надевать себе на пальчики фигурки разных героев, а так же чтобы он сумел рассказать сказку, обыгрывая это своими пальчиками. Играя в пальчиковый театр ребенок развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи и других высших психических функций. Поэтому развитие рук помогает детям хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает их мышление.

Театрализованные игры очень благоприятно влияют на формирование словарного запаса и развитие связной речи у детей с задержкой психического развития. Добровольность участия в играх, заинтересованность происходящим создает эмоциональный комфорт. Позитивная эмоциональность формирует коммуникативную компетенцию : осваивается фонетическая, лексическая, грамматическая стороны родного языка, развивается и совершенствуется связная речь, формируется элементарная текстовая деятельность.

Таким образом, театрализованная игра позволяет решать многие задачи в развитии ребенка с задержкой психического развития : от полноценного развития речи до физического совершенства. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональности игр дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности.

Литература и примечания:

[1] Смолярчук И. В., Мелехова В. М. Особенности социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2019. Т. 18. № 39. С. 60-66.

[2] Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. М. : Изд-во АН, 1956. 350 с

[3] Козлова С. А. Я- человек: Программа приобщения ребенка к социальному миру. М., 1996.

[4] Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. - М., 1997.

© Ю. Н. Жданкина, 2020

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Игры для развития речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Игра «Закончи предложение» Цель: развитие речи и формирование грамматического строя. Правило игры: Для игры нам нужен мяч. Сядьте напротив.

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возрастаИгры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Изобразительная деятельность, как средство развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста Наиболее эффективное средство для развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста – изобразительная деятельность,.

Консультация для родителей «Театрализованные игры детей как средство ознакомления детей с окружающим миром»Консультация для родителей «Театрализованные игры детей как средство ознакомления детей с окружающим миром» Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Научить ребёнка играть, брать на себя роль и действовать, вместе.

Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста»Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста» лементы спортивных игр имеют огромную ценность для педагогического процесса в ДОУ. Спортивные игры являются настоящими помощниками в развитии.

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театрализованные игры как средство развития речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Опубликовано: 22 апреля 2020 в 11:16
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Театрализованные игры как средство развития речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» (включая файлы) размещена пользователем Жданкина Юлия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД