Жданкина Юлия
Театрализованные игры как средство развития речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация : Статья посвящена работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию навыков речевой коммуникации. Театрализованные игры для старших дошкольников являются не только увлекательным видом деятельности, но и развивают навыки вербального общения.
Ключевые слова : речевая коммуникация, старший дошкольный возраст, задержка психического развития, театрализованные игры.
Публикация «Театрализованные игры как средство развития речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Сценарии праздников и мероприятий
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- ОВЗ. Сценарии развлечений
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Современная социально-экономическая ситуация в современном обществе актуализирует вопрос о роли социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). [1]. Дошкольное детство – это не только период познавательного и личностного развития ребенка, но и период совершенствования его коммуникативных умений, становление личности, осознанное вхождение в социум посредством общения. Проблема в навыках общения у дошкольников, несмотря на мало изученность в литературе, достаточно актуальна. Что происходит из-за постоянной смены поколений, так быстро, как меняется и сама жизнь. Изменяется и их отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. Для нас эта тема актуальна потому, что именно в этом возрасте можно развивать и совершенствовать коммуникативные навыки детей. От умения детей строить общение с окружающими его людьми, вступать в коммуникативную деятельность, зависит их дальнейшая, жизненная позиция.
Л. С. Выготский подчеркивал, что «… не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций у личности в целом, находится в непосредственной зависимости от речи» [2]. Речь развивается в процессе овладения языковыми (фонематический состав, словарный запас и грамматический строй) и неязыковыми (мимика, интонация, жесты и другие выразительные средства) средствами общения.
В своих исследованиях С. А. Козлова отмечает, что «общение – это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Общение есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты» [3].
Наиболее элементарное определение дает М. И. Лисина, говоря о том, что «общение – это взаимосвязь, начиная от двух людей, которая направлена на согласование и объединение усилий, что в свою очередь является целью налаживания отношений и достижение единого результата» [4]. У каждого объекта научного изучения, у речевой коммуникации выделяют свойственный ряд свойств. Среди которых :
• общение несет взаимонаправленное действие;
• общение побуждает активность каждого его участника;
• участники общения ожидают получить отдачу от собеседника по деятельности; - каждый участник коммуникации позиционирует себя как личность.
К основным функциям общения можно отнести: создание совместной деятельности людей для достижения той или иной цели; организация межличностных отношений; постижение людьми друг друга; неотъемлемое условие в формировании личности человека, а так же ее сознания, самосознания и самопознания
Проблему детей с ЗПР начали изучать в 50-е годы (Л. С. Выготский, Г. Е. Сухарева и другие отечественные психологи и психиатры). Г. Е. Сухарева выделила шесть состояний, которые отделяют ЗПР от понятия «олигофрения». Термин «задержка психического развития» был введен классиками отечественной дефектологии Т. А. Власовой и М. С. Певзнер в 60-70-х годах. «Временная задержка психического развития» предполагала компенсацию задержки. Они обращали все внимание на Исследователи считали, что в формировании личности ребёнка с ЗПР, определенную роль играют эмоции. К. С. Лебединскоая разработала классификацию ЗПР, которая делилась на четыре типа происхождения: конституциональная, соматогенная, психогенная, церебрально-органическая.
Исследованиям в развитии речевой коммуникации дошкольников уделяли внимание многие выдающиеся отечественные ученые такие как: Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Я. Л. Коломинский, М. И. Лисина, а также зарубежные ученые: Е. Х. Грин, Х. Г. Даве, Ф. В. Марки, А. К. Содерман и многие др.
Анализ литературных источников позволил нам сделать вывод о том, что в настоящее время существуe т противоречие между: трудностью освоения речевой коммуникации у дошкольников с ЗПР и нехваткой новых методов и способов решения данной проблемы. Усвоение речевой коммуникации, происходит в результате постоянного нахождения ребенка в речевой среде, а так же корректно созданных условиях развития речевой коммуникации посредством развивающих игр.
Мы считаем, что театрализованные игры могут быть методом развития речевой коммуникации у дошкольников старшего возраста. Театрализованная деятельность позволяет ребёнку найти выход из многих проблемных ситуаций опосредованно от лица какого-нибудь персонажа. Это помогает ребенку преодолеть неуверенность в себе, робость, застенчивость. Таким образом, данный метод помогает всесторонне развить ребенка.
Мы в своей работе особое значение придаем пальчиковому театру. Пальчиковый театр стимулирует кончики пальцев, что в свою очередь улучшает работоспособность и тонус коры головного мозга. Суть этой театрализованной игры в том, чтобы ребенок научился надевать себе на пальчики фигурки разных героев, а так же чтобы он сумел рассказать сказку, обыгрывая это своими пальчиками. Играя в пальчиковый театр ребенок развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи и других высших психических функций. Поэтому развитие рук помогает детям хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает их мышление.
Театрализованные игры очень благоприятно влияют на формирование словарного запаса и развитие связной речи у детей с задержкой психического развития. Добровольность участия в играх, заинтересованность происходящим создает эмоциональный комфорт. Позитивная эмоциональность формирует коммуникативную компетенцию : осваивается фонетическая, лексическая, грамматическая стороны родного языка, развивается и совершенствуется связная речь, формируется элементарная текстовая деятельность.
Таким образом, театрализованная игра позволяет решать многие задачи в развитии ребенка с задержкой психического развития : от полноценного развития речи до физического совершенства. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональности игр дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности.
Литература и примечания:
[1] Смолярчук И. В., Мелехова В. М. Особенности социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2019. Т. 18. № 39. С. 60-66.
[2] Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. М. : Изд-во АН, 1956. 350 с
[3] Козлова С. А. Я- человек: Программа приобщения ребенка к социальному миру. М., 1996.
[4] Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. - М., 1997.
© Ю. Н. Жданкина, 2020