Лучший педагог года

Театрализованная деятельность в группе «Особый ребёнок».

Надежда Михалина
Театрализованная деятельность в группе «Особый ребёнок».
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период в развитии ребенка. Потребность сегодняшней жизни общества диктует необходимость создания широкой сети образовательных дошкольных учреждений для детей, отстающих в развитии. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте то в последствие не удается реализовать его в полной мере. К таким детям относятся дошкольники с задержкой психического развития.

Публикация «Театрализованная деятельность в группе „Особый ребёнок“,» размещена в разделах

Дети с ЗПР не так уж отличаются от сверстников. Родители нередко не придают значения тому, что их ребенок чуть позднее начал говорить, ходить самостоятельно и действовать с предметами, что задерживает его речевое развитие. Повышенная возбудимость, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость. К старшему дошкольному возрасту становятся очевидным и трудности в усвоении программы детского сада – дети малоактивны, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень познавательной деятельности и речи оказывается более низким по сравнению со сверстниками. Поэтому своевременное выявление, изучение и психолого-педагогическая коррекция ЗПР должны осуществляться как можно раньше, тогда такая работа наиболее продуктивна. Составить полное представление о детях с ЗПР в период дошкольного детства крайне сложно. Причины – малая изученность ведущего вида деятельности, особенности его формирования, специфики протекания. Одним из аспектов проблемы развития личности ребенка дошкольного возраста – формирование воображения неразрывно связан с реализацией творческого потенциала ребенка. Общеизвестно, что именно в период от пяти до шести лет идет закладка и интенсивное развитие всех основательных процессов ребенка. Важно развивать все познавательные процессы, но особое внимание следует уделять воображению. Зарубежные исследователи (В. Штерн и др.) рассматривали воображение дошкольника как изначально заданная способность, полагая, что детское воображение является более ярким и оригинальным по сравнению с воображением взрослого человека. Отечественные психологи (Л. С. Выгодский, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.) признавали, что в основе творчества лежат процессы воображения и мышления, а его результатом является создание новой продукции.

После длительных наблюдений за детьми с ЗПР в систему коррекционной работы я стала включать театрализованные игры. Они развивают творческую самостоятельность детей, побуждают к импровизации в составлении небольших рассказов и сказок, поддерживают стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движения рук, позу, мимику, речевую интонацию и жест. Для того чтобы ребенок проявлял творчество необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые умения и знания. Чем богаче опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления в различных видах деятельности. Первоначально приобщая детей к театрализованной игровой деятельности, я формировала интерес и мотивационно-потребностный компонент у каждого ребенка.

На этом этапе работы на музыкальных занятиях и в часы досуга дети знакомились с музыкальными сказками, инсценированным настольным плоскостным театром и на фланелеграфе, смотрели спектакли в детском саду «Гуси - лебеди» муз. Г. Селезневой, «Как избушка стала дворцом» муз. Алисеровой. На основе впечатлений от просмотренных спектаклей с детьми проводила беседы на темы: «Что такое театр, «Кто такие актеры?», «И кто такой режиссер?». Затем на занятиях в группе дети отражали сформированные представления в своих рисунках.

В целях погружения ребенка в мир театра в условиях детского сада были сделаны сцена, различные ширмы декорации для разных видов театра, многочисленные театральные костюмы и различные атрибуты: головные уборы, детские парики, бутафорские принадлежности. Неоценима в этом была роль воспитателей и родителей. Для организации театрализованных игр использовала фланелеграф и демонстрационный стол, мелкий наглядный объемный и плоскостной материал (персонажи знакомых сказок, елочки, деревья, кубики с изображением дома, школы и т. д.).

Уровень интереса и степень готовности детей участвовать в театральной игровой деятельности определяла в играх – беседах с персонажами просмотренных спектаклей. В конце общения с детьми герои сказок «приглашали» их в интересное путешествие в страну «Вообразилию», где дети смогут стать «фантазерами», «выдумщиками», научатся сочинять свои сказки, а за самые интересные могут быть награждены значком «Фантазер».

Интерес к необычному путешествию, в процессе которого у детей должны сформироваться предпосылки творческого воображения, является основой игровой мотивации.

Поскольку на первом этапе работы важным является формирование у детей уверенности в себе и желание сотрудничать со взрослым в новой для ребенка деятельности, много внимания уделяю индивидуальному общению. Оно дифференцируется в зависимости от психологических особенностей ребенка его возможностей усвоения материала.

Учитывая тот факт, что основой для развития творчества воображения ребенка является накопление и обобщение жизненных впечатлений наличие достаточного эмоционально-чувственного и художественного опыта, определила второй этап своей работы с детьми. На этом этапе, где происходит обогащения эмоционально-чувственного опыта, совершенствование восприятий и представлений, развитие образного видения, как основа для проявления творческого воображения дошкольников с ЗПР я старалась расширять кругозор детей за счет увеличения объема информации; обеспечивала усвоение содержания сюжета сказок, действия персонажа, понимания характерных особенностей их образов, формировала в представлении детей о композиционном построении сказок и умении целостно видеть воображаемы сюжет и образ.

Решение задач данного типа также осуществляла в процессе знакомства со сказками С. Я. Маршака «Теремок», русской народной сказки «Колобок» и проведении серии игровых заданий под названием «Слышу - воображаю» по музыкальному отрывку дети угадывали персонажей, а также действие сказки, а также «Вижу – воображаю». Учитывая известный факт, что дети лучше воспринимают сюжет в драматизированном варианте, знакомство со сказками проводила в форме их инсценирования в различных видах детского театра (би – ба – бо, плоскостном настольном, театре картинок). Обычно при показе всегда звучала музыка, что позволяло детям больше испытывать интерес к сказке, обогащать их новыми эмоциями. После этого детям предлагала различные задания, в которых они должны были пересказать сказку в различных вариантах: по эпизодам, коллективно по очереди, по частям, пропеть песенки персонажей. Со всеми вместе учили составлять «фильм – сказку» из предложенных разрезных картинок, изображающие эпизоды сюжета. Проведенные занятия с детьми, беседа с ними заранее планировались, подбирались уточняющие вопросы, которые помогали детям понять основной смысл сюжета и высказать свое отношение к героям. При прослушивании музыкального сопровождения к сказкам детьми объясняла, что в музыке композитор передает настроения героя, его чувства (радость, испуг, удивление, которые выражены в разном звучании музыки (тихо, громко, ласково и т. д.) и музыка передает различное настроение персонажей (веселый, грустный, задумчивый, злой и т. д.).

Как известно, для того, чтобы ребенок свободно проявлял себя в творчестве, он должен владеть элементарной техникой внешнего воплощения образа воображения, способами пластической и интонационно – пластической выразительности образа, сюжета, способствующими внешнему выражению продукции воображения в специально организованных театрализованных играх. На этом этапе приобщала старших дошкольников с ЗПР в доступной форме к сценическому воплощению образа в образно – ролевых играх, знакомила с традиционным построением сюжета сказок и способами их инсценирования в режиссерских играх. В связи с этим детям предлагается как ролевые театрализованные игры с активным участием взрослого, так и:

1. упражнения для социально – эмоционального развития детей;

2. коррекционно – развивающие игры;

3. упражнения по дикции совместно с логопедом;

4. игры – превращения (совместно с психологом учим владеть своим телом, образные упражнения;

5. упражнения на развитие детской пластики (совместно с воспитателем);

6. логоритмические игры (совместно с логопедом см. приложение)

7. пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимый для свободного кукловождения (с воспитателем см. приложение);

8. – театральные этюды,

– упражнения на развитие выразительной речи, элементы искусства пантомимы.

Все общение с ребенком в процессе обучения направлено на создание для детей с ЗПР ситуации успеха. Известно, что деятельность, приносимая успех и удовлетворение, помогают ребенку преодолевать свои страх, неумение, застенчивость, робость, непонимание, затруднение. На ситуацию успеха может действовать, когда ребенок сам прикладывает усилия и видит успех.

Раскрывая механизмы творческого воображения, Л. С. Выгодский особо отмечал значимость факторов, способствующих их включению. Развитие комбинаторных способностей, обеспечивающих ребенку возможность создавать новые образы, является одним из них. Это определило содержание следующего этапа работы с детьми с ЗПР по приобщению их к театрализованным играм. Здесь необходимо было развивать комбинаторные способности детей, овладевать способами творческого действия в театрализованных играх. Детей активизировала путем создания установки на новые способы действий (придумай, измени, найди) в театрализованных играх. Дети учились изменять готовый сюжет, создавать свой замысел с поддержкой взрослого через использование метода фантастических гипотез («Что было бы если…», через включение в знакомый сюжет персонажей, других предметов, растений, «уменьшение» «увеличение» размеров героев и т. д.

Детям предлагались задания под названием «Действую - Воображаю», которые предлагают использование методов импровизации. Этот метод всегда сопровождал процесс творчества, процесс создания новых образов воображения. Важнейшим в театрализованных играх, спектаклях является процесс репетиции, процесс творческого переживания воплощения, а не конечный результат. Важно стремится к тому, чтобы театрализованные игры сохраняли непосредственность детской игры, основанной на импровизации.

На всех этапах коррекционной работы особое значение придаю использованию приема индивидуальной неповторимости и акцентирование персональной исключительности ребенка при выполнении различных заданий. В этом случае он чувствует себя увереннее, исчезает застенчивость, он с огромным желанием берется за выполнение задания и полностью проявляет свои возможности.

Таким образом, в работе по формированию предпосылок и элементов творческого воображения у дошкольников с ЗПР в театрализованных играх важным является обеспечение возможностей развития психической функции – воображения.

Только комплексных подход всех специалистов ДОУ дает возможность добиваться эффективных результатов своей работы. Поэтому, осуществляя направление Музыкальный руководитель – педагоги, взаимодействую, тесно сотрудничаю с логопедом. Мною были разработаны и предложены к совместному проведению с детьми логоритмические занятия, где основным принципом построения занятий является тесная связь слова, движения и музыки (см. приложение). Музыкальный используется как организующий момент. Он лежит в основе метода эмоциональной насыщенности, содержания музыки (темп, ритм, высотное восприятие) используется нами (музыкальным руководителем и логопедом) для упорядочения характера и темпа движения ребенка.

Музыкально – двигательные игры помогают коррегировать общую моторику, театрализованные игры и задания улучшают эмоциональное состояние, развивают мимику, координацию движений, развитие кистей рук, пальцев, вычленение указательного пальца (использование пальчиковых театрализованных игр (см. приложения).

Особое значение для коррекции психического развития детей имеет развитие эмоциональной сферы. Сотрудничество с психологом делает мою работу более целенаправленной (см. приложение). Так психологу были мной предложены техники музыкальной терапии, что позволяет детям быть увереннее, учит детей управлять своим настроением во время занятий мимикой, а также использование методов сказкотерапии и психоэмвазии. Воспитатели закрепляют приобретенные знания на музыкальных занятиях, интегрируя цели, содержание музыкально - театрализованной деятельности повседневную жизнь детей, содержание других занятий, а также режимные моменты. Результатом такой работы являются праздники, развлечения, занятия по театрализованной деятельности (см. приложения).

Свою работу с родителями строю на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей. Использую такие формы работы как, открытые занятия и совместные праздники, которые позволяют лучше увидеть родителям результаты работы с детьми, а педагогам – подвести итоги за определенный период и наметить задачи на следующий отрезок времени; педагогические беседы наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, тематические консультации позволяют дать родителям квалифицированный совет (см. приложение, наглядная пропаганда – выставляю папку - передвижку с фотографиями детей на занятиях, праздниках.

Основная цель всех форм взаимодействия с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитании потребностей делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Совместно с воспитателями и родителями в детском саду для того, чтобы воспитание обучения носило творческий развивающий характер, сделано много кукол разных систем, музыкально – дидактических игр, имеется театры различного вида. Накоплено много методической и нотной литературы, имеются комплекты аудиокассет «Классическая музыка», «Народная музыка», «Театр всевозможного», музыка из детских кинофильмов, использую в работе различные слайды.

Я, как педагог, занимаюсь по данной системе театрализованной деятельности, получаю удовольствие, радость от самого процесса творческой деятельности.

Библиографический список

1. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. М. :

2. Борякова Н. Ю. Ступеньки рання диагностика и коррекция развития, задержки психического развития. М. : «Гном – Пресс», 1999

3. Буренина А. И. Театр всевозможного. Санкт – Петербург, 2002

4. Ветлугина Н. А., Дзержинская Н. П., Комисарова Л. Н. Методика дошкольного воспитания. М. : «Просвещение», 1985

5. Выгодский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. (Вопросы психологии. 1975 № 6)

6. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. : «Просвещение», 1991

7. Зимина А. Н. Музыкальные игры и этюды в детском саду. М. : «Просвещение», 1971

8. Козакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. М. : «Просвещение», 1985

9. Фольклор, музыка, театр. под ред. С. И. Мерзлякова 1999

Слепович Е. С. Игровая деятельности дошкольников с ЗПР. М. : «Педагогика

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность в старшей группеТеатрализованная деятельность в старшей группе С 15.02 -20.02.16 г. в старшей группе № 14 были проведены разнообразные мероприятия по театрализованной деятельности детей. Цель деятельности:.

Конспект театрализованная деятельность в старшей группе «Мы артисты» Организация непрерывной образовательной деятельности детей в старшей группе «Мы артисты». Автор конспекта : Шейкина Елена Сергеевна, воспитатель.

План по самообразованию во второй младшей группе «Театрализованная деятельность» Тема: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей" Цель: приобщение и развитие творческих способностей.

Театрализованная деятельность. Кружок «Теремок» во второй младшей группеТеатрализованная деятельность. Кружок «Теремок» во второй младшей группе Театр — одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус у детей, если в младшем возрасте окунуться в мир театра, то всю жизнь будешь.

Театрализованная деятельность в группе компенсирующей направленностиТеатрализованная деятельность в группе компенсирующей направленности С целью активизации словаря,совершенствования звуковой культуры речи и развития творческих способностей детей в группе компенсирующей направленности.

Театрализованная деятельность в подготовительной группе по сказке «Курочка Ряба на новый лад» Появляется Гном, поет. Гном. Здравствуйте дети и уважаемые взрослые! Вы меня узнали? Да, Гномик-Дрема перед вами. Я очень люблю играть,.

Театрализованная деятельность в средней группе (фланелеграф)Театрализованная деятельность в средней группе (фланелеграф) Театрализованная деятельность в средней группе[/b]Такой театр как фланелеграф дети могут нарисовать и вырезать сами. Цель таких театров-внести.

Театрализованная деятельность в средней группе. Русская народная сказка «Рукавичка». Театрализованная деятельность в средней группе Русская народная сказка <<Рукавичка>> Программное содержание: -Продолжать учить.

Театрализованная деятельность в старшей группеТеатрализованная деятельность в старшей группе Театрализованная деятельность в детском саду-это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитание творческой направленности.

Эссе «Особый ребенок, особый учитель» Эссе «Особый ребенок, особый учитель» Каждый ребенок уникален, индивидуален и особенный. Во время игры они постоянно изучают и исследуют.

Автор публикации:
Театрализованная деятельность в группе «Особый ребёнок».
Опубликовано: 22 сентября 2016 в 22:43
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Театрализованная деятельность в группе «Особый ребёнок».» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Михалина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД