Елена Кондрашова
Театрализованная деятельность как средство развития воображения детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время много внимания уделяется развитию творческих способностей детей еще в дошкольном детстве. Основным условием успешного решения этой проблемы является создание максимально благоприятной атмосферы в детском коллективе, характеризующейся взаимным доверием и уважением, где эмоциональное благополучие каждого ребенка, возможность проявление им инициативы становятся главными. Мне хочется представить свой опыт работы по развитию воображения дошкольников посредством театрализованной деятельности.
Публикация «Театрализованная деятельность как средство развития воображения детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Почему я обратилась к данной теме? Актуальна проблема, волнующая многих педагогов, психологов, родителей: у детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. У одних детей возникают страхи, срывы, а у других, наоборот, развязность и суетливость. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка: снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Воображение - это очень важная сторона в жизни ребенка. С помощью его рождаются новые образы и идеи для игр. У ребенка вся жизнь - игра, а в ней всегда есть место фантазиям. Ведь игра - это воображаемая ситуация.
Широкие игровые возможности заложены в театрализованной деятельности. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Эта деятельность развивает личность, прививает ей устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощения в игре определенных переживаний, побуждает к созданию новых образов, к мышлению. Существует множество форм обучения и воспитания, позволяющих дать толчок развитию воображения, полету творческой фантазии, но, по-моему мнению, театрализованная деятельность стоит в этом ряду на первом месте.
Целенаправленно работая над развитием воображения у дошкольников, я использую сказки: предлагаю детям не только слушать их, но и пересказывать, дополнять, придумывать и даже инсценировать. Слушая книгу, ребёнок оказывается перед моральным выбором - включается в такую ситуацию, что вынужден принимать решение вместе с героем. Я старалась приучить детей быть активными, изменять стереотипы привычного содержания сказок. Это помогает, как правило, не только в развитии речи, но и в развитии творческого воображения.
В играх-драматизациях я использую сказки постепенно, практикуя, как правило, следующие этапы последовательно:
1. Знакомство с произведением (чтение, беседа, знакомство с персонажами).
2. Пересказ сказки, использование различных видов театра, проведение различных дидактических и подвижных игр.
3. Возможность выражения своего эмоционального отношения к прочитанному произведению через лепку, рисование, изготовление атрибутов для разыгрывания сказки.
4. Разыгрывание сказки.
Занимаясь с детьми театральной деятельностью, я знакомила их с разными видами кукольных театров : настольным, пальчиковым, куклами би-ба-бо и т. д. Активно взаимодействуя с куклой, ребёнок становится более открытым, смелым. Персонажи кукольного театра провоцируют детей на ведение диалога, а значит на развитие сюжета, стимулируют воображение. Дети вступают в беседу, знакомятся с новым персонажем, отгадывают загадки, описывают предметы. Таким образом, дети, знакомясь со сказками, с традициями, бытом русского народа впитывают и народную мудрость, учатся сопереживать чужой беде, выражать своё отношение к добру и злу, стараются мыслить творчески: самостоятельно придумывать концовки, вводить непредвиденные ситуации, дополнительных героев, не боятся высказывать собственные предположения.
Возможности театрализованной деятельности огромны : её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, умело поставленные вопросы, побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщать. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.
В театрализованной деятельности все действия не подаются мною воспитанникам в готовом виде. Работая со сказками, они сами «изобретают» эти действия, которые еще нужно подкрепить мимикой, жестами и движениями. Делать это эффективнее - находить ключи к открытию, пониманию характера того или иного образа при подготовке к театрализации помогают следующие приемы.
Первый прием - имитация движений, действий: «рубить дрова»; «волочить «тяжелый» ящик»; «нести очень «тяжёлый» чемодан», «передать пустую коробку» и т. д.
Следующий прием - это работа над развитием мимики лица (показать эмоции при выполнении какого-либо действия) : «откусываем кислое яблоко»; «несем тяжелую сумку»; «радуемся встрече с другом» и т. д.
На первый взгляд, эти упражнения кажутся простыми, но, на самом деле, все не так просто. Эти упражнения позволяют детям расслабиться, эмоционально настроиться на восприятие воображаемой ситуации в сказке, передать свои чувства, создать атмосферу творчества.
Следующий прием актуален для детей среднего и старшего возраста : «Прием сочинения сказки». Этот прием можно использовать в различных интерпретациях: читаем сказку и придумываем название к сказке, либо предлагаю заменить ребятам уже имеющееся название сказки, также можно предложить детям придумать интересную историю (сказку) о любых самых обычных предметах, которые будут находиться перед ними (платок, ключ, расческа для волос, плюшевая игрушка и т. д.).
Соприкасаясь со сказкой, дети познают радость открытия, приобретают способность к творчеству.
Предлагаю детям творческие задания, развивающие мышление и воображение. Например, после прочтения сказки «Курочка Ряба» : «Придумаем продолжение сказки – добрая курочка снесла золотое яичко, но оно было волшебным.». Для развития воображения часто использую метод придумывания новых названий для известных сказок. Дети с удовольствием включаются в эту игру. Так для сказки «Рукавичка» были придуманы новые названия: «Дружный домик для зверей», «Как дед рукавичку потерял», «Происшествие в лесу».
Следующий метод, который я использовала для развития творческого воображения - «Постановка проблемного вопроса поискового характера» : Почему? Зачем? А если бы? Всегда ли?
«Всегда ли плохо, когда в грязь полез и рад, что грязна рубаха? - может быть, карапуз полез в лужу выручать собачку или достать
игрушку?».
«Ты с этим согласен? Почему ты думаешь, что эта песня принадлежит волку, а не козе из сказки «Волк и семеро козлят»?
«А если бы колобок очутился в зимнем лесу, что бы с ним произошло?»
«А если бы мышка аккуратно пробежала мимо и не смахнула золотое яичко? Что бы с ним дед с бабой делали?»
Театральная деятельность является основным средством приобщения маленького человека к искусству, творчеству. Умело поставленные вопросы при подготовке к театрализованной деятельности побуждают его думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Например, с детьми старшего возраста мы сочиняли сказку «на новый лад» (за основу взяв сказку Ш. Перро «Красная Шапочка»). Дети сами предлагали, как нужно изменить героев, чтобы они стали более современными: изменить стиль одежды, изменить подарок для бабушки: например, вместо классических пирожков - набор косметики. Данная работа очень заинтересовала детей и они предложили сказку обыграть. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.
Игра является средством развития воображения ребенка-дошкольника, потому как в процессе игры он действует в воображаемой ситуации, проецирует на себя роли взрослых, действует во внутреннем плане, фантазируя и опираясь на накопленные представления окружающей жизни. Неустанная работа воображения - это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми окружающего мира.
Сказка - это не только развлечение, но и отличный способ для того, чтобы развить творческое воображение ребенка. А для этого нужно всего лишь желание подарить детям позитивные эмоции, и, конечно, специальные методики, ведь сказки можно сочинять где угодно, когда угодно и о чем угодно. Благодаря использованию различных нетрадиционных методов и приёмов при работе со сказкой, дети учатся видеть происходящие события с различных сторон. Проживая вместе с персонажами любимых сказок различные ситуации, дети прирастают маленькими крупицами мудрости, терпения, доброты, творческой мысли, которые станут основой их взрослой жизни, надёжными спутниками.