Елена Кондрашова
Театрализованная деятельность как средство развития воображения детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время много внимания уделяется развитию творческих способностей детей еще в дошкольном детстве. Основным условием успешного решения этой проблемы является создание максимально благоприятной атмосферы в детском коллективе, характеризующейся взаимным доверием и уважением, где эмоциональное благополучие каждого ребенка, возможность проявление им инициативы становятся главными. Мне хочется представить свой опыт работы по развитию воображения дошкольников посредством театрализованной деятельности.
Темочки:
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Театр. Консультации для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Почему я обратилась к данной теме? Актуальна проблема, волнующая многих педагогов, психологов, родителей: у детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. У одних детей возникают страхи, срывы, а у других, наоборот, развязность и суетливость. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка: снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Воображение - это очень важная сторона в жизни ребенка. С помощью его рождаются новые образы и идеи для игр. У ребенка вся жизнь - игра, а в ней всегда есть место фантазиям. Ведь игра - это воображаемая ситуация.
Широкие игровые возможности заложены в театрализованной деятельности. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Эта деятельность развивает личность, прививает ей устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощения в игре определенных переживаний, побуждает к созданию новых образов, к мышлению. Существует множество форм обучения и воспитания, позволяющих дать толчок развитию воображения, полету творческой фантазии, но, по-моему мнению, театрализованная деятельность стоит в этом ряду на первом месте.
Целенаправленно работая над развитием воображения у дошкольников, я использую сказки: предлагаю детям не только слушать их, но и пересказывать, дополнять, придумывать и даже инсценировать. Слушая книгу, ребёнок оказывается перед моральным выбором - включается в такую ситуацию, что вынужден принимать решение вместе с героем. Я старалась приучить детей быть активными, изменять стереотипы привычного содержания сказок. Это помогает, как правило, не только в развитии речи, но и в развитии творческого воображения.
В играх-драматизациях я использую сказки постепенно, практикуя, как правило, следующие этапы последовательно:
1. Знакомство с произведением (чтение, беседа, знакомство с персонажами).
2. Пересказ сказки, использование различных видов театра, проведение различных дидактических и подвижных игр.
3. Возможность выражения своего эмоционального отношения к прочитанному произведению через лепку, рисование, изготовление атрибутов для разыгрывания сказки.
4. Разыгрывание сказки.
Занимаясь с детьми театральной деятельностью, я знакомила их с разными видами кукольных театров : настольным, пальчиковым, куклами би-ба-бо и т. д. Активно взаимодействуя с куклой, ребёнок становится более открытым, смелым. Персонажи кукольного театра провоцируют детей на ведение диалога, а значит на развитие сюжета, стимулируют воображение. Дети вступают в беседу, знакомятся с новым персонажем, отгадывают загадки, описывают предметы. Таким образом, дети, знакомясь со сказками, с традициями, бытом русского народа впитывают и народную мудрость, учатся сопереживать чужой беде, выражать своё отношение к добру и злу, стараются мыслить творчески: самостоятельно придумывать концовки, вводить непредвиденные ситуации, дополнительных героев, не боятся высказывать собственные предположения.
Возможности театрализованной деятельности огромны : её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, умело поставленные вопросы, побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщать. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.
В театрализованной деятельности все действия не подаются мною воспитанникам в готовом виде. Работая со сказками, они сами «изобретают» эти действия, которые еще нужно подкрепить мимикой, жестами и движениями. Делать это эффективнее - находить ключи к открытию, пониманию характера того или иного образа при подготовке к театрализации помогают следующие приемы.
Первый прием - имитация движений, действий: «рубить дрова»; «волочить «тяжелый» ящик»; «нести очень «тяжёлый» чемодан», «передать пустую коробку» и т. д.
Следующий прием - это работа над развитием мимики лица (показать эмоции при выполнении какого-либо действия) : «откусываем кислое яблоко»; «несем тяжелую сумку»; «радуемся встрече с другом» и т. д.
На первый взгляд, эти упражнения кажутся простыми, но, на самом деле, все не так просто. Эти упражнения позволяют детям расслабиться, эмоционально настроиться на восприятие воображаемой ситуации в сказке, передать свои чувства, создать атмосферу творчества.
Следующий прием актуален для детей среднего и старшего возраста : «Прием сочинения сказки». Этот прием можно использовать в различных интерпретациях: читаем сказку и придумываем название к сказке, либо предлагаю заменить ребятам уже имеющееся название сказки, также можно предложить детям придумать интересную историю (сказку) о любых самых обычных предметах, которые будут находиться перед ними (платок, ключ, расческа для волос, плюшевая игрушка и т. д.).
Соприкасаясь со сказкой, дети познают радость открытия, приобретают способность к творчеству.
Предлагаю детям творческие задания, развивающие мышление и воображение. Например, после прочтения сказки «Курочка Ряба» : «Придумаем продолжение сказки – добрая курочка снесла золотое яичко, но оно было волшебным.». Для развития воображения часто использую метод придумывания новых названий для известных сказок. Дети с удовольствием включаются в эту игру. Так для сказки «Рукавичка» были придуманы новые названия: «Дружный домик для зверей», «Как дед рукавичку потерял», «Происшествие в лесу».
Следующий метод, который я использовала для развития творческого воображения - «Постановка проблемного вопроса поискового характера» : Почему? Зачем? А если бы? Всегда ли?
«Всегда ли плохо, когда в грязь полез и рад, что грязна рубаха? - может быть, карапуз полез в лужу выручать собачку или достать
игрушку?».
«Ты с этим согласен? Почему ты думаешь, что эта песня принадлежит волку, а не козе из сказки «Волк и семеро козлят»?
«А если бы колобок очутился в зимнем лесу, что бы с ним произошло?»
«А если бы мышка аккуратно пробежала мимо и не смахнула золотое яичко? Что бы с ним дед с бабой делали?»
Театральная деятельность является основным средством приобщения маленького человека к искусству, творчеству. Умело поставленные вопросы при подготовке к театрализованной деятельности побуждают его думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Например, с детьми старшего возраста мы сочиняли сказку «на новый лад» (за основу взяв сказку Ш. Перро «Красная Шапочка»). Дети сами предлагали, как нужно изменить героев, чтобы они стали более современными: изменить стиль одежды, изменить подарок для бабушки: например, вместо классических пирожков - набор косметики. Данная работа очень заинтересовала детей и они предложили сказку обыграть. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.
Игра является средством развития воображения ребенка-дошкольника, потому как в процессе игры он действует в воображаемой ситуации, проецирует на себя роли взрослых, действует во внутреннем плане, фантазируя и опираясь на накопленные представления окружающей жизни. Неустанная работа воображения - это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми окружающего мира.
Сказка - это не только развлечение, но и отличный способ для того, чтобы развить творческое воображение ребенка. А для этого нужно всего лишь желание подарить детям позитивные эмоции, и, конечно, специальные методики, ведь сказки можно сочинять где угодно, когда угодно и о чем угодно. Благодаря использованию различных нетрадиционных методов и приёмов при работе со сказкой, дети учатся видеть происходящие события с различных сторон. Проживая вместе с персонажами любимых сказок различные ситуации, дети прирастают маленькими крупицами мудрости, терпения, доброты, творческой мысли, которые станут основой их взрослой жизни, надёжными спутниками.