Лариса Курмалиева
Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги!
Вашему вниманию представляются результаты работы на тему «Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста».
Публикация «Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
На педагогическом уровне актуальность формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста усиливается социальным заказом общества, так как нормативный уровень их сформированности является одним из необходимых показателей готовности ребенка к школьному обучению, обеспечивая ему возможность адекватного усвоения школьной программы.
В рамках Федерального государственного образовательного стандарта формирование коммуникативной компетентности у дошкольников, их подготовка к обучению является одной из задач дошкольного образования, а одним из основных средств становления и развития коммуникативной компетентности детей в дошкольном учреждении является театрально-игровая деятельность. Следовательно, погружение ребенка-дошкольника в театрализованную деятельность рассматривается как средство формирования коммуникативных навыков.
В педагогике проблемы коммуникативного развития личности изучаются в формате нескольких направлений: во-первых, как неотъемлемая часть воспитательного процесса (A.B. Мудрик и др., во-вторых, как характеристика личностной культуры (В. А. Кан-Калик и др.); в-третьих, как необходимый компонент готовности к школе (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, В. В. Давыдов, A.B. Запорожец, В. С. Мухина и др.).
Таким образом, ученые-исследователи с довольно разнообразных позиций изучают различные аспекты проблемы. Но, вместе с тем, разработка методических подходов к процессу формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности на современном этапе не находит должной исследовательской активности, что определило выбор темы.
В ходе исследования нами применялась диагностическая программа, состоящая из следующих методик:
1) «Игровая комната» (автор Дьяченко О. М.)
2) Схема наблюдения (по М. Я. Басову).
3) Авторская методика анкетирования педагогов, работающих с детьми контрольной и экспериментальной групп.
Процесс формирования коммуникативных навыков рассматривается как одно из условий общего психического развития ребенка и наполняет содержанием важнейший компонент психологической готовности к обучению в школе - коммуникативный.
Формирование коммуникативных навыков старших дошкольников средствами театрализованной деятельности есть не что иное, как педагогический процесс организованного, постепенного и непрерывного усвоения знаний и норм культурного речевого действия диалогового характера, основным источником которого является театрализованная деятельность.
Специфичными чертами коммуникативных навыков старших дошкольников, формируемых в процессе театрализованной деятельности, выступают различного вида речевые и символические средства, а именно: словарный запас, выразительность речи, правильное звукопроизношение, мимика, пантомима, пластика, речевые вокализации.
Эффективность формирования коммуникативных навыков старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности может быть обеспечена следующими педагогическими условиями:
-организацией пространственно-предметной социокультурной среды в дошкольном образовательном учреждении, погружение в которую мотивирует театрально-коммуникативную деятельность старших дошкольников;
-созданием единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей, усилия которых направлены на поиск эффективных форм и методов формирования коммуникативных навыков старших дошкольников в театрализованной деятельности;
- реализацией опытно-экспериментальной программы формирования коммуникативных навыков старших дошкольников в театрализованной деятельности.
Педагогический процесс формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников средствами театрализованной деятельности осуществляется в контексте педагогической программы «Ступеньки театрального творчества», направленной на решение следующих задач: мотивировать у детей интерес к театральному искусству, его истории; формировать умения создавать партнерские отношения через театрализованную деятельность, развивать потребности в самостоятельной театрализованной деятельности, формировать элементарные представления о приемах актёрской выразительности, совершенствовать творческую самостоятельность старших дошкольников посредством постановки мини спектаклей.
Теоретический анализ современных подходов к проблеме формирования коммуникативных навыков старших дошкольников в театрализованной деятельности позволил нам разработать теоретическую модель педагогического процесса. Наибольшее значение мы придаем следующим компонентам: цели, базовым ориентирам, принципам, условиям реализации, этапам организации педагогической деятельности, функциям, формам, методам, критериям оценки результативности, предполагаемым результатам деятельности.
Выполняя эмпирическую часть исследования, мы реализовывали цель: экспериментально апробировать педагогические условия, обеспечивающие эффективность театрализованной деятельности в формировании коммуникативных навыков у старших дошкольников.
Экспериментальное исследование выполнялось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 1 аула Кошехабль. Общую выборку составило 50 детей в возрасте 6-7 лет, в числе которых 25 детей находились в контрольной группе (КГ) и 25 детей – в экспериментальной (ЭГ). Диагностика развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста проводилась дважды : в сентябре 2015 г. - констатирующий этап исследования, и в апреле 2016 г. - контрольный этап исследования.
На констатирующем этапе исследования мы проводили диагностику коммуникативных навыков детей, а именно выявляли инициативу и позицию в общение, благополучия общения и коммуникативные и игровые навыки, а так же выявляли уровень межличностных коммуникаций старших дошкольников.
Подводя предварительный итог констатирующего этапа эмпирического исследования, отметим, что качественные и количественные показатели сформированности коммуникативных навыков детей КГ и ЭГ не имели каких-либо принципиальных различий и соответствовали среднему уровню. На следующем этапе нашего исследования – формирующем – мы создавали педагогические условия, которые, согласно нашей гипотезе, могли способствовать повышению уровня сформированности коммуникативных навыков детей.
Считаем необходимым дать краткую характеристику основным фрагментам педагогических условий. Первое условие касалось создания предметно-развивающей среды, создавая предметно-развивающую среду в экспериментальной группе.
Важным атрибутом организации среды явился театрализованный центр, в который были включены разнообразные объекты, например, такие как уголок «Играем в театр», «Костюмерная».
Уголок «Играем в театр» был оснащен различными видами театров : настольным, пальчиковым, театром на фланелеграфе, перчаточным, плоскостным; реквизитами для разыгрывания сценок, сказок и спектаклей; набором кукол, ширмой для кукольного театра. Рядом располагался уголок «Костюмерная». Все это заметно развивало творчество детей, побуждало к коммуникациям.
Вторым условием являлось создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей. В работе с родителями мы использовали следующие формы :
-анкетирование с целью изучения отношения родителей к театрализованной деятельности детей в условиях ДОУ;
-просветительская работа с родителями в форме семинаров-практикумов и круглых столов о роли театрализованной деятельности в формировании коммуникативных навыков детей;
-привлечение родителей к изготовлению атрибутов для театрального уголка;
-совместные театральные драматизации;
-фотовыставка «Наш театр»;
-индивидуальная консультативная работа с родителями;
-родительские собрания с показом детских спектаклей.
В качестве третьего условия была реализация опытно-экспериментальной программы «Ступеньки театрального творчества». Программа рассчитана на семь месяцев. Основная цель программы - создание максимально благоприятных педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование у детей коммуникативных навыков в театрализованной деятельности.
В контексте программы мы рассказывали детям об истории театрального искусства, знакомили с фотографиями внутреннего обустройства театрального помещения для зрителей (фойе, гардероб, зрительный зал, буфет) и для работников театра (сцена, гримёрная, репетиционная комната, костюмерная, художественная мастерская). С интересом дети воспринимали информацию о театральных профессиях (режиссёр, звукорежиссер, гримёр, актёр, художник и др.). Мы проводили специальные беседы, викторины, например: «Как Чебурашка в театр ходил», «Правила поведения в зрительном зале» и др.
Эффективность формирующего этапа эксперимента определялась на контрольном этапе, в ходе которого мы повторно провели диагностическое обследование детей.
Результаты диагностики детей свидетельствуют о том, что ЭГ проявили более высокий уровень коммуникативных навыков по сравнению с детьми контрольной группы.
Аналогичные результаты мы получили и в результате диагностики деятельности детей по методике «Игровая комната» (автор Дьяченко О. М.). К высокому уровню межличностных коммуникаций было отнесено 28% детей ЭГ, в то время как в КГ это количество составило 8%.
Подводя итог контрольного этапа эмпирического исследования, отметим, что качественные и количественные показатели сформированности коммуникативных навыков детей КГ и ЭГ претерпели принципиальные различия. Полученные данные убедительно свидетельствуют об эффективности формирующего эксперимента, в ходе которого мы создавали педагогические условия, способствующие формированию коммуникативных навыков в театрализованной деятельности.
Содержание проведенного исследования позволяет сделать основной вывод: создание специальных педагогических условий, развивают не только психические функции личности ребенка, его творческий потенциал, но и социально значимую способность к межличностному взаимодействию, помогая тем самым адаптироваться в обществе, почувствовать свою успешность.
Благодарю за внимание!