Виктория Решетникова
Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных навыков у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная деятельность, как средство развития коммуникативных навыков у дошкольников
Решетникова Виктория Владимировна
Воспитатель
Муниципальное Автономное Дошкольное Учреждение
Детский сад «Аленушка»
ХМАО, Тюменская область, Белоярский р-н, п. Сосновка
Ключевые слова: коммуникативные навыки, развитие мимики, речь,жесты
Публикация «Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных навыков у дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение. [1]
Цель деятельности : способствовать формированию креативной личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей; создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности, обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе, приобщить детей к театральному искусству.
Задачи театрализованной деятельности :
• Воспитывать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности;
• Развивать диалогическую речь
• Учить использовать разные формы взаимодействия между детьми
• Побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, стихов и рассказов, придумывать новые сказки;
• Развивать представление о нравственных качествах человека, эмоциональное осознание самого себя;
• Воспитывать инициативы и фантазию в изготовлении кукол для собственных спектаклей.
Основные направления работы с детьми:
• формирование самостоятельности и творческой активности;
• обогащение словарного запаса;
• развитие памяти, образности мышления и фантазии;
• улучшение координации движений, плавности и гибкости;
• повышение выразительности речи и дикции;
• приобретение навыков внешнего выражения чувств героев через мимику, жесты и интонацию;
• умение работать в коллективе. [1]
Раскрытию креативных способностей детей способствуют и специальные полифункциональные помещения (музыкальный и театральный залы, гримерная, комната сказок и т. д., в которых могут проводиться специальные занятия по театрализованной деятельности детей и разнообразные праздники и развлечения.
Развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого я использовала разнообразные приемы:
• выбор детьми роли по желанию;
• назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;
• распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);
• проигрывание ролей в парах. [2]
В своей работе я выбрала такие методы как:
• Выполнение детьми заданий по словесному описанию внешности героев сказки, их одежды.
• Выполнение детьми заданий по передаче речи (манеры разговора и произношения) героев сказки на примере отдельных реплик.
• Выполнение упражнений перед зеркалом на изображение различных эмоциональных состояний (удивление, радость, испуг, гнев, усталость, заботу и др.).
• Проигрывание этюдов (сценки из жизни, передающие черты характера различных знакомых людей
• Проигрывание этюдов с неопределенным концом с помощью кукольного или пальчикового театра («Как бы ты поступил в этой ситуации?»)
• Разыгрывание импровизаций, передающих различные жизненные ситуации (уборка комнаты, сборы в гости, прощание перед разлукой, забота о больном и др.).[2]
Для улучшения дикции и тренировки артикуляционного аппарата, я использую занятия с коктейльными трубочками. Наливаю в стакан воду и предлагаю дуть воздух в воду через трубочку. Затем добавляю капельку мыла в стаканчик и появляются пузыри.
Детям нравится эта игра. Им интересно и в этот момент происходит дыхательная гимнастика, артикуляционная и поднимается настроение. От этого упражнения дети долго не устают.
Я просила детей показать перед зеркалом эмоции: грусть, радость, печаль, злость и другие. В этот момент дети могут посмотреть и на других, как получается это изобразить у них.
Следующее направление – это сочинить или продолжить сказку. Я раздала 1 группе детей пальчиковый театр, каждый мог выбирать роль себе сам. Задала детям начало сказки, а дальше попросила их додумать и сочинить сказку.
Второй группе я раздала кукольный театр и предложила сочинить сказку от начала и до конца. Каждый день получаются новые сказки.
Так же можно попросить детей:
• Придумать диалог;
• Расскажи сказку от имени героя или от своего имени;
В своей работе я часто использую театр мимики и жестов. Детям была предложена сказка Айболит. И задача для них заключалась в том, чтобы прослушав сказку, дети смогли ее изобразить только с помощью мимики и жестов. Каждый ребенок проявляет, таким образом, свою креативность и индивидуальность.
Основная идея опыта моей работы: помочь детям раскрыть свои потенциальные возможности, развить творческие способности средствами театра. И я считаю, что заинтересовать ребёнка сможет только увлечённый человек, поэтому моя главная цель – заинтересовать каждого дошкольника миром прекрасного, всячески поддерживая его малейшие успехи.
Список литературы
1. Уханова А. В. Развитие эмоций и навыков общения у ребенка. – СПб. : Речь; М. : Сфера,2011. -128 с
2. Ю. В. Полякевич, Г. Н. Осинина. Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет : модели комплексных занятий / Волгоград: Учитель, 2011. -159с