Анна Сафонова
Теневой пальчиковый театр как средство формирования коммуникативных навыков детей с интеллектуальной недостаточностью
▼ Скачать +Заказ
Таланты детей находятся на кончиках их пальцев…
М. Монтессори.
Одной из задач национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является «…воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологическом, конкурентном мире». Стать такой личностью без коммуникативных, речевых умений и навыков невозможно, в частности это касается детей с интеллектуальной недостаточностью. Тем более, что в настоящее время в школу поступают дети, имеющие в структуре дефекта наряду с речевым недоразвитием коммуникативные нарушения. Опираясь на опыт работы с данной категорией учащихся, я могу сказать, что у них снижена потребность в общении. У детей отмечаются трудности речевого взаимодействия с взрослыми и сверстниками, особенно на начальном этапе обучения в школе. Учитывая эти особенности, для меня обозначилась проблема в использовании методов и приёмов, направленных на расширение коммуникативных и речевых возможностей детей с интеллектуальной недостаточностью. И важно, чтобы эти методы и приёмы учитывали последовательный переход от простого этапа к сложному, что связано с особенностями мыслительной деятельности учащихся.
Публикация «Теневой пальчиковый театр как средство формирования коммуникативных навыков детей с интеллектуальной недостаточностью» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковый театр
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр теней своими руками
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Одним из таких методов коррекционно-развивающей работы в моей профессиональной деятельности стал метод театрализации- теневой пальчиковый театр. В своей работе я использую пальчиковый теневой театр с детьми на этапах автоматизации, дифференциации звуков в предложениях, стихотворных текстах; на этапе обучения связному рассказыванию и пересказу. Данный метод позволяет мне формировать речевые и коммуникативные умения в увлекательной игровой обстановке. Пальчиковый теневой театр повышает речевую активность, снимает у учеников тревогу в момент говорения.
Любой метод имеет физиологические механизмы. В основе физиологических механизмов пальчикового теневого театра лежит взаимодействие анализаторов, обеспечивающих зрительно-моторную и речедвигательную координацию.
Целью моей работы по применению пальчикового теневого театра является формирование у учащихся коммуникативных и речевых навыков посредством метода театрализации. Для достижения цели я определила следующие задачи:
-учить сочетать различные языковые средства в процессе говорения с движением руки;
-коррегировать и развивать слуховое, зрительное восприятие и память через узнавание и воспроизведение произведений, теневого изображения объекта;
-воспитывать устойчивую мотивацию к занятиям; умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.
Опыт моей работы показывает, что театрализованная деятельность -эффективное средство мотивации, так как она носит игровой характер, увлекает учащихся, является возможностью для их самоутверждения и самовыражения. Вместе с детьми мы подготавливаем оборудование для теневого театра : настраиваем свет, устанавливаем экран, вешаем декорации. В процессе театрализации, я вижу, как ребята становятся активными, включаются в процесс говорения, а их речевая скованность компенсируется движениями руки.
Подготовка и проведение театрализованных игр мною проводится в несколько этапов. Учитывая разный уровень сформированности восприятия учащихся, на всех этапах театрализации я осуществляю индивидуально-дифференцированный подход в способах выполнения, которые делятся на совместные действия с объяснением, показ с объяснением, словесные указания.
На I (подготовительном) этапе целью является формирование кинетической и кинестетической основ движений органов артикуляционного аппарата; кистей и пальцев рук. Для достижения цели я определила задачи:
-учить детей преобразовывать отдельные движения органов артикуляции; кистей и пальцев в серию синхронных, плавных, последовательных движений; закреплять правильное произношение в стихотворных текстах;
-коррегировать и развивать слуховое и зрительное восприятие через узнавание и воспроизведение темпо-ритмического рисунка, дифференциацию звукоподражаний звуков природы; через узнавание контурных, неполных изображений животных, птиц;
-воспитывать умение вежливо обращаться друг к другу.
В ходе I этапа движения пальцев кистей рук учащихся приобретают большую уверенность и управляемость. Дети начинают легче переключаться с одного движения на другое, обучаются самостоятельно решать двигательную задачу. Их движения сопровождаются стихотворными текстами, содержащими отрабатываемые звуки. Подготавливая зрительное восприятие детей к узнаванию собственной тени на экране, я провожу различные игры, направленные на понимание теневого и контурного изображений: «Кто притаился?», «Кто это?», «Дополни до целого». На этом этапе я учу детей правилам речевого этикета, которые впоследствии помогают им взаимодействовать друг с другом за экраном во время постановки.
На II обучающем этапе- этапе театрализации целью является формирование умения соотносить позу пальцев кисти руки с содержанием стихотворных и прозаических произведений. Я ставлю перед собой задачи:
-учить детей находить и удерживать позу пальцев кисти руки в соответствии с образом; упражнять в имитационных движениях по содержанию произведения; закреплять правильное произношение звуков речи; формировать лексико- грамматический строй и интонационную выразительность речи;
-коррегировать и развивать слуховое, зрительное восприятие и память через узнавание и запоминание теневого изображения предмета;
-воспитывать эмоционально положительное отношение друг к другу.
На II этапе я организую чтение произведений, прослушивание аудиозаписей детских песенок, музыки к детским мультфильмам, записи сказок. Для того чтобы учащиеся имели представление об образах героев произведений, я предлагаю им следующие виды деятельности: анализ наглядной ситуации, выделение главного и второстепенного на картинке, в тексте; словесное обозначение предмета или описание сюжета по вопросам педагога или самостоятельно. Работа с аудио-, видео- записями включает: ответы на вопросы по содержанию сюжета; уточнение значений новых слов; повторение за педагогом отрывка текста или его пересказ, упражнение в интонировании. Эти виды деятельности продуктивны для учащихся, которые ещё не научились читать.
Для театрализации мы с детьми используем фрагменты произведений, где немного персонажей. Я определяю доступную роль для каждого учащегося, которую он сможет запомнить, показать движением пальцев кисти руки и соотнести с тенью. Так, например, в стихотворении «Два весёлых гуся» дети имитируют героев и соотносят слова с движениями гусей и бабуси.
В результате обучения театрализованным играм на этом этапе мне удается создать действенную мотивацию детской речи при помощи готовых реплик. В процессе театрализации я как бы отодвигаю на второй план проблему языкового оформления речи. Главным в этот период становится развитие коммуникативных потребностей детей, овладение ими коммуникативными высказываниями. Я создаю для учеников «ситуацию успеха», в которой повышается речевая активность, развернутость высказывания, инициативность в общении.
К началу III этапа (этапа драматизации) у учащихся оказываются сформированными, в той или иной степени, речевые и коммуникативные умения. Движения пальцев кистей рук становятся более совершенными. Целью обучения на III этапе является формирование способности осуществлять серию последовательных движений пальцев кисти руки в сочетании с содержанием роли, способности передавать эмоциональное состояние персонажа. Первостепенными задачами становятся:
-научить детей преобразовывать отдельные движения в серию плавных последовательных движений в соответствии с содержанием произведения; умение принимать на себя роль и интонационно-выразительно передавать её характер; упражнять в диалоге;
-коррегировать и развивать аналитико-синтетическую деятельность на основе способности сравнивать характер действий персонажей и выражать его в движениях;
-воспитывать позитивное речевое взаимодействие учащихся друг с другом.
На этом этапе я используются простые по содержанию, адаптированные (в сокращении) к теневому театру сказки, стихотворения, где немного героев, например, «Старуха и волк», «Коза и волк» и другие. У некоторых учащихся к этому возрасту оказываются сформированными, в той или иной степени, коммуникативные умения. Они уже имеют опыт драматизации стихотворных текстов. Дети научились пересказывать небольшие по объёму знакомые тексты, изображать характер героя при помощи интонации, поэтому постановка теневых представлений становится более увлекательной и интересной. Я вижу, как ученики получают удовольствие от того, что они становятся маленькими актёрами, а развивающий эффект становится максимальным.
Применение метода театрализации в целом положительно влияет на качество коррекционно-развивающей работы с учащимися с интеллектуальной недостаточностью. Результативность работы по методу театрализации можно проследить на индивидуальном профиле речевого развития учащегося (по Т. А. Фотековой, Т. В. Ахутиной). Анализируя показатели речевого развития учащегося 4 класса Вани М. за три года коррекционно-развивающей работы (2012-2015у\г, можно сказать, что наблюдается положительная динамика по всем направлениям коррекционно-логопедической работы. Наиболее заметным является рост показателей в 2014-2015 учебном году, когда учащийся перешёл на этап драматизации. Положительная динамика наблюдается в отношении словаря (с 69% до 80%); импрессивной речи (с 66% до 85%). Повысились показатели грамматического строя (с 48% до 56%, связной речи- рассказа (с 18% до 33% и пересказа с 24% до 33%). Прослеживается положительная динамика в формировании артикуляционной моторики, звукопроизношения, слоговой структуры слова, фонематических представлений.
Динамика речевого развития учащегося 4 класса Вани М.
Можно сделать вывод о том, пальчиковый теневой театр способствует формированию коммуникативных и речевых навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью. Организация совместной творческой деятельности, основанная на игре, раскрепощает, провоцирует детей на взаимодействие друг с другом и взрослым и решает проблемы коммуникации.
Литература.
1. Гаврилушкина О. П. «Проблемы коммуникативного поведения у дошкольников» https://psychlib.ru
2. Гаврилушкина О. Г. «Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада». https://psychlib.ru
3. Трифонова Н. М. «Кукольный театр своими руками». М. : «Рольф», 2001г.