Татьяна Прожерина
Театрализованная деятельность как часть комплексной коррекционной работы с обучающимися с РАС в условиях школы-интернат
▼ Скачать + Заказать документы
Современные социальные, экономические условия жизни привели к увеличению числа детей с отклонениями в развитии. Среди многочисленных форм нарушений развития детей – проблема аутизма является сегодня одной из актуальных.
Один из основных критериев постановки диагноза аутизм – нарушение речевого развития. Нарушения присутствуют во всех видах речи (импрессивной, экспрессивной) и затрагивают такие функции как: коммуникативная, номинативная, обобщающая и др. определенное своеобразие речь ребенка с аутизмом приобретает за счёт наличия выраженных стереотипий и тенденций к эхолалиям. Далее это приводит к специфическим грамматическим феноменам. Поэтому одной из важнейших задач логопедических занятий с детьми, имеющими РАС, является формирование и развитие коммуникативных навыков, и здесь коммуникативный принцип становится ведущим при определении содержания занятия и используемых методов и приемов.
Темочки:
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Сценарии развлечений
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театрализация- художественно – педагогический метод, суть которого состоит в показе, оживлении, художественном осмыслении того или иного факта, документа, события.
Мои занятия проходят в трех направлениях: творческом, просветительском и коррекционном. На занятиях стараюсь установить контакт с детьми, организовать их обобщение и взаимодействие друг с другом.
В процессе рассказывания сказок использую приемы сенсорной стимуляции, элементы конструирования. Это позволило задействовать почти все сенсорные системы обучающихся, сконцентрировать их внимание и сохранить у них интерес к происходящему на занятии, а детям – понять содержание произведения, вступить в диалог.
Когда дети слушают и участвуют в проигрывании сказки, они проживают ее вместе с героями, сочувствуют им. Это развивает эмоциональную сферу, у детей с РАС улучшаются речь, мышление, память.
В свою очередь, полученные знания и представления переносятся в творческие игры, ведь ребенок познает окружающим мир через игру.
Это становится базой для успешного усвоения школьной программы и помогает в социальной адаптации.
Согласно классификации О. С. Никольской, всех детей с РАС можно разделить на четыре группы. В основу положены характер и степень нарушений взаимодействия с внешней средой. Наших детей можно отнести ко второй группе. Для них характерно аутистическое отвержение окружающего мира. Дети полны страхов и тревог, так как внешний мир постоянно вторгается в их внутренний мир. Они приспосабливаются к этому за счет аутостимуляции положительных ощущений при помощи многочисленных стереотипий: двигательных (прыжки, взмахи рук, перебежки, сенсорных (самораздражение зрения, слуха, осязания). Такие действия доставляю положительно окрашенные ощущения, повышают психологический тонус, заглушают неприятные для них воздействия окружающего мира. Обучающиеся выделяются манерностью поведения, импульсивностью многочисленных движений, причудливыми позами и гримасами, особыми интонациями речи. Они или молчат, или отвечают односложно, иногда переходя на шепот. На коррекционных занятиях быстрее всего они усваивают односложные речевые штампы-команды. Для некоторых постоянное присутствие матери - непременное условие их существования.
В своей работе я использую разнообразные виды театров : настольный, пальчиковый, перчаточный, конусный театр.
Для обучающихся с РАС я взяла три народных сказки: «Репка», «Заюшкина избушка» и «Теремок».
Подобно маленьким детям, герои сказок открывают мир, учатся в нем жить, совершают ошибки, исправляют их, поэтому они могут служить для детей образцами.
Основными требованиями при подборе сказок были следующие их можно рассказать простой фразой, чтобы не вызвать у детей перегрузку информацией и не спровоцировать выпадение из ситуации; герои должны быть легко узнаваемые.
Знакомство со сказкой «Теремок» учит строить отношения в коллективе, мирно разрешать конфликты.
«Репка» рассказывает детям о дружбе и помощи, учит принимать правильные решения.
Все эти сказки называются кумулятивными, или цепочными. События развиваются по цепочке, они повторяются, но меняется один из героев.
Персонажи говорят почти одинаковый текст, испытывают одни и те же чувства, пока один из них эту цепь не разорвет. Здесь нет четких правил.
Пространство организовано просто. В сказке «Репка» пространство ограничено территорией вокруг большой-пребольшой репки, и откуда прибегают Бабка, Внучка и другие герои на помощь. Как известно, герои «Репки» совместными усилиями извлекают из Земли большой овощ.
Мораль сказки заключается в том, что сильные должны помогать слабым.
Предложенные сказки просты для восприятия, но все равно необходим коррекционный подход, чтобы донести содержание текста, его смысл, мораль до детей с РАС.
Учитывая речевой статус обучающихся с РАС, текст русской народной сказки «Заюшкина избушка» в пересказе приходилось редактировать. Вместо, «Жил-был на поле серенький Зайчик, да жила Лисичка-сестричка», наша фраза звучит предельно просто «Жили Заяц и Лиса».
Словарь детей в импрессивной речи не позволяет им понять, что значит «пошли заморозки», «стал Зайка линять», «зима студеная», «натаскал лубочков». У детей очень мало информации об окружающем мире. Они не знают, что зайца в сказках зовут Косым, медведя – Михаилом, что у Лисы и Медведя есть отчества.
Рассмотрим персонаж – петуха из этой же сказки. Его песня могла спровоцировать отключение внимания, потерю интереса к сказке. Поэтому говорим так: «Кукареку!» Поди, Лиса, вон! «Несу косу!» Главное, не объяснять, зачем коса.
Нельзя использовать фразы, например «Кукареку! Всю изрублю!» во избежание возможных проявлений жестокости к животным и друг к другу.
Сказку пришлось сократить. При составлении текста пришлось убрать Собаку, Барана, Быка, оставили только Волка, Медведя, Петуха и главных героев. Иначе сказка будет слишком длинной, дети устанут.
Лучше избегать причастных, деепричастных оборотов и сложноподчиненных конструкций, особенно с причинно-следственной связью. Следует использовать простые предложения: односоставные и двусоставные, простые распространенные предложения. Можно использовать сложносочиненные предложения, состоящие из простых, а сложноподчиненные – как можно реже, если ничего другого не придумали, например, с союзом «что».
Для того чтобы донести содержание сказки до детей с РАС, рассказывание должно занимать не более 10 минут. Необходимо следить за темпом речи. Голос должен быть негромким, спокойным. Реплика должна сопровождаться показом героя, а действия – жестами, мимикой и кратким объяснением мотивов поступков персонажей.
В целом театрализация помогает обучающимся с РАС научиться слушать речь, ориентироваться в ней как в средстве общения и помощи в разных ситуациях, так как речь – это источник информации.