Ольга Тюрина
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в разновозрастной группе «Путешествие к Смешарикам. Свойства магнита»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в разновозрастной группе
«Путешествие к Смешарикам.
Волшебные свойства магнита.»
Цель:
– способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности; развивать мыслительные операции.
Задачи:
– познакомить детей с магнитом и его свойством притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит;
Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности в разновозрастной группе „Путешествие к Смешарикам, Свойства магнита“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
– стимулировать самостоятельность и активность детей;
– воспитывать доброжелательные отношения, умение работать в коллективе; развивать коммуникативные навыки;
– обогащать словарь детей (магнетизм, магнетические, немагнетические предметы, притяжение).
Предварительная работа:
– опыты с магнитом; игры с магнитной доской и магнитными буквами; игры с магнитом в уголке экспериментирования; исследовательская деятельность дома “Что притягивает магнит?”
– изготовление оборудования для занятия.
– просмотр м/ф "Смешарики"31; "Фиксики"25;"Лунтик"158; "Ивашка из дворца пионеров"
– чтение сказки "Золушка"
Материалы:
– магнит, коробочка с магнетическими (скрепки, гвозди, шурупы, детали конструктора и др.) и немагнетическими (картон, бумага, игрушки из дерева, резины и пластмассы) предметами,
– декоративная варежка,
– поляна с цветами, бабочки, музыкальный фрагмент "Танец бабочек"
– каждому ребёнку стакан с водой и молоком, металлические скрепки
– рыбки, изготовленные из картона, песок,
– дидактическая игра «Виды транспорта»,
– магнитная азбука.
Ход занятия:
Дети входят в группу.
Воспитатель:Ребята! Я знаю, что вы очень любознательные, сообразительные, умные дети и поэтому я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что делают в лаборатории?
Дети: (опыты, изучают предметы, их свойства)
Воспитатель: Правильно, в лаборатории делают опыты, изучают свойства предметов. В лаборатории происходит волшебство. А что это за сюрприз у нас в лаборатории? (на столе коробка, в ней письмо и предметы для проведения эксперимента)
Воспитатель: (читаем письмо) «Здравствуйте, ребята! Мы, к сожалению, вас так и не дождались. И ушли в свою сказку. Но, мы вам оставили задание и надеемся, что вместе с вашей воспитательницей О. П. вы справитесь с ними. Ну а нам пора! До свидания! Удачи!» Пройдем в группу за столы и продолжим работу. Но, прежде чем мы приступим к выполнению заданий, скажем наши заветные слова!
Собрались все дети в круг,
Ты мой друг и я твой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Раз, два, три - волшебство скорей приди!
Воспитатель:Вам интересно, что там, в коробке находится? Давайте вместе посмотрим.
(Достают дети из коробки ложки, крышки.)
-Что это? (ложка, крышка и т. д.)
-А это что? (варежки). Наверное, Нюша потеряла.
На столе : коробка рукавицами-лисичками, пластмассовая ложка, деревянная ложка, металлические кнопки, скрепки, гвозди, детали от металлического конструктора.
IОпыт
«Волшебная варежка»
Воспитатель: Красивые лисички-рукавички! Давайте примерим! А моя рукавичка волшебная.
У меня есть рукавица.
Я с ней просто мастерица!
Повнимательней смотрите,
За рукой моей следите!
(Надеваю рукавицу на руку и по очереди беру предметы. Сначала металлические, при разжимании руки они не падают.)
Воспитатель:Что происходит с предметами? (Рукавичка держит их).
(То же самое проделываю с другими предметами)
-Металлические предметы не падают. А резиновые, деревянные, пластмассовые предметы падают.
Воспитатель: Интересно? Почему так происходит?
Воспитатель:Ребята, давайте рассмотрим нашу волшебную варежку.
(Рассматриваем вместе с детьми рукавицу и находим магнит)
Воспитатель: Разделите предметы на предметы, которые дружат с магнитом направо и не дружат с магнитом налево. Справа лежат «магнетические» предметы, а слева – «не магнетические» предметы.
Этот жадный предмет все металлические предметы хватает.
Для него нормы нет, прилипанием страдает.
Сил у него на многое хватает.
Вывод: Магнит притягивает металлические предметы.
IIОпыт
«Магнитные свойства можно передать обычному железу».
Воспитатель: Предлагаю рассмотреть наши магниты. Какие они у нас есть по величине? Разложи, Витя. (большие, поменьше,ещё меньше и маленькие).
А по форме (круглые, квадратные, прямоугольные).
Воспитатель: Попробуйте к своим магнитам подвесить снизу скрепку. Если поднести к ней еще одну, то окажется, что верхняя скрепка притягивает нижнюю! Попробуйте сделать цепочку из таких висящих друг на друге скрепок. Посчитайте количество скрепок в вашей цепочки. У кого оказалась самая длинная цепочка из скрепок?
Сейчас осторожно возьмите пальцами первую скрепку и уберите магнит. Смотрите внимательно цепочка не разорвалась. (дети проводят опыт самостоятельно).
Вывод. Скрепки, находясь рядом с магнитом - намагнитились и стали магнитами, но скрепки обладают магнетическими свойствами незначительное время. Магнит может быть не только постоянным, но и временным. От размера магнита зависит и его сила притяжения.
IIIОпыт
«Танец бабочек»
Воспитатель: Проверим силу магнита.
- Посмотрите полянка с цветами, а на ней бабочка.
-Что больше всего любят делать бабочки (летать, кружиться, танцевать)
Воспитатель:(вызываю одного ребёнка)
-Давайте посмотрим, как танцуют наши бабочка. Положи бабочку на поляну с цветами, магнит возьми в руку и под полянкой поводи. Что происходит?
-Как же так получилось, что наша бабочка танцует?
-Посмотрите у бабочек на туловище прикреплена скрепка.
Вывод: притягивающая сила магнита действует на металлические предметы (скрепки) через бумагу.
На лесной полянке чудо —
на цветочках бантики,
это бабочки расселись
как цветные фантики.
-Сколько цветков на полянке?
-Бабочка танцевали очень красиво, давайте и мы потанцуем.
Физминутка «Танец бабочек»(под музыку дети танцуют, кружатся, когда музыка стихает, дети присаживаются на ковер)
IVОпыт
«Не замочи рук»
Воспитатель: Посмотрите, Смешарики нечаянно бросили кнопки в стакан с водой и с газировкой. В воде и в газировке нам видно, что там лежат кнопки. Почему (прозрачные) А в молоке, соке не видно. Почему (мутные, непрозрачные). Как же нам вынуть скрепки из жидкости. А сейчас попробуем с помощью магнита вынуть из стаканов с жидкостью кнопки.
( На столе стоят стаканы: пустой, с водой, молоком, соком, газировкой…. Ребенок по внешней стороне стакана снизу вверх ведет магнит. Скрепка «тянется» за магнитом.
Вывод : действие магнита на скрепки через стекло и в воде, и в молоке, в любой жидкости не исчезает.
Я с бала королевского бежала
И туфельку хрустальную
Случайно потеряла.
(Иллюстрация Золушки)
VОпыт «Поможем Золушке перебрать крупу»
-Выяснить у детей - у кого какая крупа: гречка, манка, рис.
(На тарелочках крупа, внутри скрепки, кнопки, гаечки.)
-С помощью магнита все из круп убираем.
Вывод: действие магнита и через крупу не исчезает.
Воспитатель: предлагаю всем пойти на рыбалку.
Вместе встали все скорей,
Дружно выстроились в ряд Шагаем.
В рыбок превратились враз. Руки сложили ладошка к ладошке
Рыбки плавают, ныряют
В чистой тепленькой воде Имитируем игру рыбок в воде
То согнуться, разогнуться Сели. встали
То зароются в песке. Сели. Руки домиком над головой
А теперь вздохнули дружно
И вернулись в дом к себе. Шагаем.
VIОпыт «Аквариум».
Из песка вылавливают рыбок.
Вывод: действие магнита и через песок не исчезает.
VIIОпыт «Магнитное поле»
Воспитатель:
Магнитное поле хотите увидеть, друзья?
Возьмём гвозди и опилки,
И начнём водить магнитом.
Они задрожат - магнитное поле зовёт за собой!
Магнит убираем и снова покой!
Воспитатель:Вокруг магнита находится магнитное поле. Оно действует на все железные предметы и притягивает их. Обратите внимание – у вас магниты разной величины.
Предлагаю магниты разной величины. Дети по очереди показывают действие своего магнита.
Чем крупнее магнит, тем шире его поле.
И больше предметов он притягивает поневоле.
Вывод: Вокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы на расстоянии. Это что-то назвали "магнитным полем"
VIII опыт
дидактическая игра «Виды транспорта»
Воспитатель: Предлагаю рассмотреть какие виды транспорта нам приготовили Смешарики, а также нужно подобрать соответствующую картинку к выбранному виду транспорта.
Вывод: и вновь притягивающая сила магнита действует на металлические предметы (скрепки) через бумагу.
VIII Опыт :"Волшебная ручка"
Лиза, посмотри мы ничего не оставили в коробке. (Дети находят письмо с вложеной "волшебной" ручкой).
В письме задание детям: "Детки буквы соберите и слово прочтите.
Буквы вы найдёте с помощью волшебной ручки. "(Воспитатель выкладывает слово из азбуки на магнитах).
-Сколько гласных букв в слове, сколько слогов. Прочтите слово.
Итог занятия:
Воспитатель: Справились мы с заданиями Смешариков?
-С каким волшебным камнем вы познакомились?
-С какими свойствами магнитов вы познакомились?
-Магнит притягивает железные предметы.
-Магнитные силы проходят через разные материалы.
-Магнит оказывает влияние даже на расстоянии.
-Магнит имеет магнитное поле.
Воспитатель: Благодарю вас за участие в занятии.