Лоскутова Марина
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебное свойство магнита»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект опытно – экспериментальной дея-тельности в подготовительной группе
на тему: «Волшебное свойство магнита»
Выполнила:
воспитатель МБДОУ «Детский сад №164»
подготовительной группы
Лоскутова Марина Ильинична
Конспект опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе
На тему: «Волшебное свойство магнита»
Программные задачи:
Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе „Волшебное свойство магнита“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
1. Познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы которые могут стать магнетическими.
2. Способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах. Учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства.
3. Развивать умение приобретать знания посредством практических опытов, делать выводы, обобщение. Развивать любознательность, интерес, интеллект внимания, самостоятельность. Заинтересовать детей практической деятельностью, способствовать воспитанию самостоятельно-сти и развитию коммуникативных навыков общения. Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство взаимопомощи.
Оборудование: магниты, мелкие предметы (бумага, пластмасса, ткань, монеты, скрепки, дорога с машинами, палочка с магнитом, прозрачные стаканчики на каждого ребенка, магнит, лодки.
Предварительная работа: беседы по прочитанному из детской энциклопедии «Почемучка» : Что такое подземные богатства? Из чего делают железо? Что внутри шахты? Использование детьми в свободной деятельности дидактических игр : «Рыболов», «Магнитная касса цифр и букв», «Подбери предмет».
Развивающая среда: магниты (каждому ребёнку, различные металлические предметы (скрепки, кусочки проволоки, гайки, шайбы, шурупы, железные пластинки и т. д., лоскутки ткани, меха, предметы из резины, пластмассы, бумажные кораблики, стакан с водой (на каждого ребенка)
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает, что такое лаборатория? (ответы). Мы не раз с вами там бывали и сегодня я вам предлагаю снова туда отправиться. Давайте оденем с вами халаты, как настоящие лаборанты. И для начала вспомним, как нужно вести себя при проведении опытов и экспериментов :
1) Внимательно слушать и ничего не трогать пока вас об этом не попросят.
2) Не толкаться, так как можно пролить реактивы или сломать оборудование.
А чтобы узнать, что мы с вами будем там делать попробуйте отгадать загадку?
Загадка: Хватаю в крепкие объятья
Металлических я братьев. (МАГНИТ)
Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывала у людей удивление. Сегодня на занятии мы отправимся в удивительный мир магнитов и поближе познакомимся с их свойствами.
Воспитатель: Ребята, а давайте поближе рассмотрим с вами магнит (Исследование свойств магнита) (МНЕ БОЛЬШОЙ МАГНИТ В РУКАХ).
1. Какой он на ощупь? (Холодный, твёрдый, тяжёлый).
2. Что такое магнит? (это то, что притягивает к себе предметы металлические). Магнит – это куски железа или стали, который может притягивать металлические предметы.
3. Какие предметы притягивает магнит? (металлические).
Воспитатель: - Я расскажу вам одну старинную легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название "магнит".
Воспитатель: А сейчас давайте начнём с вами экспериментировать. Предлагаю вам пройти за столы по 2 человека.
Опыт № 1
Оборудование (на каждого ребенка) : магнит, деревянная палочка, пластмассовая пуговица, пластмассовая палоч-ка, металлические предметы (гвоздь, скрепка, монеты достоинством 5 копеек, 1 рубль, бумажный кораблик, кусочек ткани).
Воспитатель: На столах в прозрачных коробочках у вас лежит множество предметов из разных материалов (металлические и не металлические). Давайте проверим. Вам нужно поднести магнит по очереди ко всем предметам. Предметы, которые притягиваются к магниту, отложить в правую сторону, а те, которые не притягиваются, — в левую.
Вывод: Магнит притягивает металлические предметы и не притягивает бумажные, деревянные, пластмассовые предметы, предметы из ткани.
Опыт № 2
Оборудование (на каждого ребенка) : стакан с водой пластиковый, корабль со скрепкой, маленький магнит.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете как достать затонувший корабль со дна моря? Сейчас мы попробуем это сделать. В стакан с водой опустить кораблик. Прислонить магнит к внешней стороне стакана на уровне корабля. После того как он «клюнет», медленно двигать магнит по стенке стакана вверх. Так надо поднять корабль со дна моря.
Вывод. Сила магнита действует и сквозь пластик, и сквозь воду. Кораблик следует за движением магнита и поднимаются вверх до тех пор, пока не приблизятся к поверхности воды. Таким образом его можно легко достать, не замочив рук. Итак, магнит действует через воду.
Опыт №3
Оборудование (на каждого ребёнка) : Лист картона формата А3 с нарисованной трассой гонок (две дорожки, установленный на четырех кубиках (можно прикрепить кнопками, заготовки машинок по количеству детей, ножницы и скотч, палочки длиной примерно 30 см с прикрепленным на конце с помощью скотча маленьким магнитиком.
Воспитатель: Ребята, подскажите, как можно без волшебства заставить машинки двигаться? (с помощью рук, подуть, с помощью магнита).
Воспитатель: Из какого материала сделаны машинки? (из бумаги).
Воспитатель: Разве магнит притягивает бумагу? (нет, но на машинке есть скрепки, а они металлические, значит магнит их притягивает).
Воспитатель: Давайте возьмём машинки и поставим их на старт, а затем возьмём палочку с магнитом и поставим её под трассу и попробуем провести наши машинки до финиша. Посмотрите получится ли это у меня, а затем попробуйте вы.
Вывод: Сила магнита действует через картон и бумагу.
Опыт №4
Оборудование (на каждого ребёнка) : магниты, 3 скрепки.
Воспитатель: А теперь продолжим опыты с магнитом. Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась. К скрепке подношу вторую, она тоже притянулась, теперь – третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно возьму пальцами первую скрепку и уберу магнит. Смотрите внимательно цепочка не разорвалась. (дети проводят опыт самостоятельно).
Вывод. Скрепки, находясь рядом с магнитом намагнитились и стали магнитами, но скрепки обладают магнетическими свойствами незначительное время).
Воспитатель: Ребята, подскажите мне, а мы встречаемся с магнитом в группе, где видим его волшебные свойства (д/и. «Магнитная мозаика», «Магнитная азбука», зажим на шкафчики, крепления картин к доске).
Воспитатель: Хорошо потрудились сегодня ребята-учёные, много узнали о магните. Вы были настоящими исследователями. Давайте же вспомним, какими свойствами обладает магнит.
Итог.
1. Магниты притягивают металлические предметы.
2. Магнит действует через воду.
3. Сила магнита действует через картон и бумагу.
4. Под действием магнита металлические предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами.
Опыт №5
Оборудование выполняет взрослый: Смесь для изготовления извержения вулкана пластилин, (2 ч. л. соды, 100 мл уксусной воды, красная акварельная краска).
Воспитатель: Ребята, опыты можно делать не только с магнитами, но и с другими разными веществами. И сегодня я вам хочу показать, как оживить вулкан. Вулкан - это гора. Внутри нее находится расплавленная горная порода — магма. Магма изливается на поверхность земли в виде огненной реки из раскаленной лавы. Во время извержения вулкана вместе с лавой выбрасываются камни, пепел и горячий газ. Ну что готовы посмотреть, как происходит извержение вулкана. (ответы детей).
Воспитатель: Теперь, ребята, вы знаете как происходит извержение вулкана.
Воспитатель: Спасибо, ребята, за вашу научную работу. Свойства магнита широко используют в жизни человека, и в этом мы ещё не раз убедимся. А я хочу попросить вас посмотреть дома, где используется магнит и рассказать мне об этом. А чтобы у вас была возможность еще поиграть и поэкспериментировать с магнитами, я хочу подарить вам в подарок магнитик.