Галина Табулович
Итоговое занятие «Почему птицы улетают на юг»
Табулович Галина Александровна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад №50» г. Перми
Итоговое занятие по теме «Перелётные птицы»
с детьми подготовительной группы
«Почему птицы улетают на юг»
Задачи:
1. Закрепить понятия «Перелетные», «Зимующие» птицы, закрепить названия перелетных птиц ласточки, утки, журавли и дрозды, цапля аист дикий гусь. Познакомить со значением слова «оседлые».
Публикация «Итоговое занятие „Почему птицы улетают на юг“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
2. Развивать восприятие целостного образа предмета, зрительно-пространственное восприятие.
3. Развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию.
4. Повторить названия частей тела птиц. Обсудить значение каждой части для птицы (зачем нужен клюв, крылья, хвост и т. д.).
5. Вызывать желание заботится помогать обитателям нашей природы.
Материал: картинки перелетных и зимующих птиц, демонстрационная ласточка с поврежденным крылом, заготовки ласточек на каждого ребенка с частями тела черного и красного цвета (голова, крылья, хвост, крупа (манка перемешана с гречей, клей, картон зеленого цвета (по количеству детей, в качестве рабочей контрастной поверхности, тарелочки на каждого ребенка, воздушные шарики гелиевые, двухсторонний скотч.
Ход занятия
1. Оргмомент
Собрались все на ковре и приветствуем друг друга
«Веселое приветствие».
Дети стоят в кругу, здороваются с соседями справа и слева пальчиками, ладошками, локтями, носиками.
2. Проблемная ситуация, создание мотивации
Воспитатель замечает не улетевшую на юг ласточку с поврежденным крылом (расположить заранее в группе птицу, но так что бы дети не заметили)
(воспитатель берет птицу в руки и вместе с детьми садится на ковер)
Ой, ребята, а кто знает это что за птичка? (ласточка)
Ласточка? А какое сейчас время года? (зима)
Она у нас какая зимующая или перелетная птица? (перелетная)
Значит, Ласточка должна была улететь (удивляется)
А что же теперь делать? Как ей помочь? (ответы детей)
А давайте вызовем ветврача, пусть посмотрит все ли в порядке у нашей ласточки
(приходит ветврач и уносит птичку)
Пока наша ласточка на осмотре у врача, я предлагаю подойти к доске и послушать рассказ, почему птицы улетают на юг.
3. Основная часть
3.1. «Почему птицы улетают на юг»
У многих птиц есть пух, растущий под оперением и благодаря которому, они способны защитить себя даже в такую холодную пору, как зима. Пух удерживает теплый воздух и защищает птицу от холодной погоды. Большинство птиц летят на юг совершенно по другой, более значительной и важной причине — из-за нехватки еды в холодные зимние месяцы. Основным рационом питания большего количества птиц являются насекомые, которые зимой или впадают в спячку или вообще погибают. От этого птицам все труднее становится добывать себе пропитание. Вот именно поэтом на зимовку на юг улетают ласточки, утки, журавли и дрозды, улетая в далекие южные страны. Эта же причина заставляет покидать родину и диким гусям. На юге насекомые не гибнут от холодной погоды. Там их можно поймать сколько угодно, столько, сколько нужно для питания наших птичек. Цапли и аисты совершают перелет на юга в то время, когда происходит замерзание водоемов. Подо льдом прячутся лягушки, мальки рыб и различные личинки. Зимой куда то пропадают даже мыши, которых являются одним из основных блюд для птиц. Все просто, они прячутся далеко и глубоко под снегом, скрываясь в своих домиках-норках. Конечно же, существуют и такие птицы, которые несмотря ни на какие прогнозы погоды все же остаются зимовать дома – зимующие (оседлые) потому что научились есть еду, которую выбрасывает человек. Такой вид пропитания они находят на свалках и мусорках (по мере рассказывания выставляются птицы о которых идет речь на половину доски, где картинка теплых стран, на другой стороне доски выставлены зимующие птицы.
Оседлый – постоянно живущий на одном и том же месте.
Давайте вместе скажем это слово.
Мы же с вами хотим помочь улететь нашей ласточке, а путь дальний. На улице уже холодно еды ей не найти да и одной ей безопасно лететь? (нет)
Занимайте свои места за столами
3.2. Задание по типу «Разрезных картинок»
Смотрите, я вам приготовила еще ласточек.
Похожи они на нашу ласточку? Чем отличаются?
В тарелочках у вас есть части ласточки. Найдите каждой части своё место (дети накладывают черные и красную часть ласточки). Каким частям птички вы нашли место?
Ну, а теперь эти части надо приклеить с помощью клеевого карандаша.
3.3. Сортировка гречневой крупы из манки.
Сейчас мы будем делать брюшко нашей птички. Посмотрите из чего? (дети называют)
Нужно отделить гречу от манки.
3.4. Декорирование брюшка ласточки.
Теперь промазываем брюшко ласточки клеем. Засыпаем манкой. Остатки манки стряхиваем на тарелочки.
4. Упражнения для глаз.
Закройте глазки (играет волшебная музыка). Наши птички ожили!
«Зрительная гимнастика с элементами физминутки»
Птицы собрались на юг
Осмотрели все вокруг (глазки по кругу)
Глазки вправо, глазки влево (глазки вправо, влево)
Вверх на голубое небо, (глазки вверх)
Опустили глаза вниз (глазки вниз)
Там леса, поля,река.
Крыльями взмахнули (взмах руками)
С ветки упорхнули (встать со стульчика)
5. Подведение итогов.
Возвращается ветврач, говорит, что было повреждено у ласточки крыло, но сейчас все в порядке и мы можем отправить лететь ее в теплые края.
Как здорово, что теперь ласточка сможет улететь на юг! И не одна, а целой стаей. Из скольких птичек теперь состоит наша стая?
На заранее приготовленные воздушные шарики с гелием дети прикрепляют на скотч ласточек и запускают в небо.