Ольга Захарова
Сюжетные народные игры для дошкольников как средство физического развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
Сюжетные народные игры для дошкольников
(как средство физического развития детей)
«Народные подвижные игры способствуют не только эффективному физическому развитию и воспитанию дошкольников, но выступают как средство духовного развития личности»
К. Д. Ушинский
Публикация «Сюжетные народные игры для дошкольников как средство физического развития детей» размещена в разделах
Дошкольный возраст – яркая и неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период закладываются основы здоровья, а также все психофизические процессы, необходимые для дальнейшего развития малышей. Нам педагогам, важно привить детям дошкольного возраста интерес к спортивно-оздоровительным мероприятиям, играм, физической культуре и потребности в таких занятиях.
Передовыми русскими учёными на практике было доказано, что на развитие физических качеств: быстроты, выносливости, гибкости, ловкости и силы, большое влияние оказывают подвижные игры, к их числу они относили и народные подвижные игры. Возвращаясь в историческое прошлое нашего народа можно выделить ряд игр и развлечений, в которые играли наши бабушки и дедушки и в которые могут играть сейчас наши дети. Эти игры просты по содержанию, не требуют каких то специальных сложных атрибутов, а всего на всего то, что всегда было под рукой: (деревянные палочки, верёвка, мяч, платок, и др.) Все мы помним игры нашего детства: «Прятки» или «Жмурки», «Цепи кованые», «Третий лишний», «Гуси- гуси», «Резиночка», «12 палочек», игры с мячом: «Вышибалы», «Города» и др.
В настоящее время перед педагогами стоит задача сохранения национальных традиций и культуры народа. Поэтому проблема приобщения дошкольников к народным играм актуальна и соответствует потребностям времени и детского сада.
Народные игры для детей дошкольного возраста, можно разделить на такие большие группы, как сюжетные и бессюжетные игры, дворовые и игры-забавы.
В сюжетных играх, основой для развертывания сюжета и установления правил игры, служат некоторые особенности поведения животных (хитрость лисы, повадки хищников – волка или щуки; быстрота движений зайцев и птиц; заботливость наседки и т. п., а сюжет игры и правила обусловливают характер движений играющих. В одном случае малыши, подражая лошадкам, бегают, высоко поднимая колени, а в другом – прыгают, как зайчики, и т. д. Дети начинают, прекращают или изменяют движения в соответствии с правилами игры, которые обычно тесно связаны с сюжетом и определяют поведение и взаимоотношения малышей в игре. Одной из особенностей народных подвижных игр с сюжетами является возможность воздействия на детей через образы, роли, которые они выполняют, через правила, подчинение которым обязательно для всех. В некоторых сюжетных играх действия играющих определяются текстом («У медведя во бору», «Гуси - лебеди», «Хитрая лиса») и др. В таких играх один ребенок или воспитатель становится исполнителем главной роли - волка, лисы, кота. А основная масса детей изображает, например, птичек, зайчиков, мышат. И действия детей тесно взаимосвязаны, независимо от исполняемых ролей: так, например, активность ребенка, исполняющего роль волка, побуждает и остальных участников игры – зайцев - двигаться быстрее, энергичнее. Это и составляет игровые действия детей. Однако каждый ребенок, играя, проявляет самостоятельность, инициативу, быстроту и ловкость в меру своих возможностей. Малыши приучаются к согласованным коллективным действиям в определенных условиях, учатся изменять способ и характер движений по сигналам и в соответствии с правилами. Например: птички быстро улетают в свои гнездышки, как только пойдет дождик, и т. п.
Сюжетные подвижные игры имеют широкое применение во всех возрастных группах детского сада. Игры проводятся под непосредственным руководством взрослого, что создает благоприятные условия для педагогического воздействия на детей.
Предлагаю Вашему вниманию видеосюжеты игр детей:
Игра «Белые гуси» с детьми 1 младшей группы;
Цель: Упражнять детей в ходьбе и беге стайкой, исполнять движения в соответствии с содержанием текста, передавая характерные черты игрового образа. Действовать по сигналу воспитателя.
Ход игры: Дети, свободно группируясь, идут по комнате и поют:
«Белые гуси к ручейку идут, белые гуси гусяток ведут.
Белые гуси вышли на луга, крикнули гуси: «Га-га-га!»
Окончив песню, останавливаются. Ведущий говорит:
Из- за леса, из лесочка вышла хитрая лиса!
На встречу выходит Лиса и говорит:
Лиса: Гуси, гуси, я вас съем!
Гуси: Подожди, лиса, не кушай,
Нашу песенку послушай! Га-га-га! (поют) .
Лиса: надоело мне вас слушать, я сейчас вас буду кушать!
Дети-гуси убегают на свои места, лиса их ловит.
«Кто у нас хороший, кто у нас пригожий»:
Цель игры: Развивать у детей умение действовать по сигналу, самостоятельному выбору движений, упражнять в построении в круг и в ходьбе по кругу со словами. Дети стоят по кругу а «Ванечка» в кругу.
Со словами: «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?
Ванечка хороший, Ванечка пригожий» дети идут по кругу.
Со слов:«На коня садится, конь завеселится.
Плеточкой помашет – конь под ним запляшет».
«Ванечка» садится и едет (галопом) на лошади, машет плеточкой.
Когда зазвучат слова «Мимо сада едет, садик зеленеет
Цветы расцветают, птички распевают
«Ванечка» выходит за круг и продолжает двигаться за кругом.
Со словами «К дому подъезжает, со коня слезает
Со коня слезает, Олечка встречает» возвращается в круг и
подходит к девочке «Олечке».
По окончании песни они танцуют вдвоем под хлопки детей.
«Гори-гори ясно»;
Цель: закреплять двигательные навыки в русской народной игре, развивать ловкость, быстроту, выносливость, умение действовать по сигналу.
Ход игры: Все дети поют песню «Гори, гори ясно!» и движутся по кругу, а водящий с бубном в другую сторону внутри круга.
После слов «Колокольчики звенят!» движение останавливается. Водящей с бубном встает между двух детей, и выбранная пара встает к друг другу спинами. После того как все дети в кругу скажут: «Раз, два три, беги!» Пара выбранных детей, бежит в разные стороны по кругу. Кто первый добежит до бубна и коснётся его, тот будет следующим водящим.
«Краски»;
Цель игры: учить детей бегать, стараясь, чтобы не догнали, прыгать на одной ноге, приземляясь на носок полусогнутую ногу. Развивать ловкость, быстроту движений, умение менять направление во время бега.
Ход игры: Играющие дети выбирают хозяина и покупателя – чёрта. Все остальные дети - краски. Каждая краска придумывает себе цвет и так, чтобы не услышали покупатели, называет его хозяину. Потом хозяин приглашает покупателя – «чёрта».
Подходит чёрт, стучит ногой о землю и говорит с хозяином:
- Тук, тук ножкой!
- Кто там под окошком?
- Я чёрт с рогами, с горячими пирогами,
-Зачем пришел?
- За краской.
- За какой? (называет любую краску)
- За красной.
Если красной краски нет, хозяин говорит:
- Нет такой.
Скачи на одной ножке по красной дорожке.
После того, как краска была названа и она присутствовала в магазине, чёрт расплачивается с продавцом хлопками по ладони. С последним ударом краска вскакивает и убегает, В это время красная краска убегает. А черт пытается ее догнать. Если не догнал, игра продолжается. А если догнал, то происходит смена «Чёрта».
А сейчас мы с Вами поиграем в русскую народную игру «Дударь».
Игра проводится в кругу, поэтому ее можно отнести к хороводным играм. Игра средней подвижности, не требуется много места для ее проведения. Поэтому, она подойдет и для улицы, и для помещения.
Русская народная игра «Дударь» веселая и динамичная, нравится детям.
Цель игры: Развивать у детей умение действовать по сигналу, самостоятельному выбору движений, упражнять в построении в круг, ходьбе со сменой направления. Расширять знания о частях тела.
Правила достаточно простые, и быстро запоминаются детьми в
Ходе игры:
Считалкой или по желанию выбирают ведущего – Дударя. Он встает в центр круга. Остальные встают вокруг него в хоровод. Идут по кругу и произносят слова:
«Дударь, дударь, дударище,
Старый, старый старичище,
Дударь, дударь – что болит?»
Водящий отвечает, называя любую часть тела: голова, нога, рука, колено…
После этого, все игроки берутся руками за названную часть тела своего соседа. Дети опять начинают движение по кругу, стараясь не разорвать хоровод. Произносятся те же слова. Водящий называет другую часть тела. Игра продолжается до тех пор, пока водящему не надоест быть Дударем. Тогда на вопрос «Что болит?» отвечает: «Ничего не болит!». Тогда все хором отвечают «Вылечили!». После чего игра прекращается или выбирают нового водящего.
Таким образом, в сюжетных народных подвижных играх дети очень непосредственны, перевоплощаясь в персонажей игры, увлекаясь ею, они многократно повторяют такие движения, как ходьба, бег, прыжки (подпрыгивания на месте и с продвижением вперед, спрыгивания с невысоких предметов, перепрыгивания через шнур, линию, маленький кубик, ползание, подлезания. Эти виды движений чаще всего входят в содержание игр малышей, на них основаны игровые действия, необходимые для решения игровых задач. Вот уже многие века эти игры присутствуют в повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают жизненно важные качества: выносливость, силу, ловкость, быстроту. Народные игры не только несут в себе традиции народа, но и оказывают большое влияние на воспитание характера, силы воли, интереса к народному творчеству у подрастающего поколения и развивают детей физически.
«Спасибо за внимание!»