Айгуль Акмурзинова
Экологическое воспитание. Картотека сюжетно-ролевых игр в рамках реализации проекта «Деревья и кустарники в нашем городе»
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека
сюжетно-ролевых игр
в рамках реализации проекта
«Деревья и кустарники в нашем городе»
Сюжетно – ролевая игра «Лесной десант» (вариант №1)
Цель: Обучение сюжетно-ролевой игры «Лесной десант»
Задачи:
1. Сформировать у детей основы экологической культуры;
2. Развивать у детей творческое воображение;
3. Сформировать гуманное отношение к природе;
Публикация «Экологическое воспитание, Картотека сюжетно-ролевых игр в рамках реализации проекта „Деревья и кустарники в нашем городе“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Игры, дидактические пособия
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
4. Воспитывать умение вести действие игры в соответствии с выбранной ролью.
Предварительная работа
Экологические игры :
-«Где спрятано растение?»
-«Отбери и назови цветы, которые знаешь»
-«Четвертый лишний»
Чтение литературы:
-Н. Павлова «Под кустом»
-В Зотов из книги «Лесная мозаика» : «Береза», «Дуб» ,»Божья коровка»
-Ю Прокопович «Ранены деревья»
- Т. Нуждина «Чудо-всюду»
Подвижные игры:
-«У медведя во бору»
-«Ласточки и мошки»
«Стрекоза, пчелы, бабочки, кузнечики»
Познавательное развитие:
-Экскурсии по территории детского сада и проведении серии наблюдений на экологических тропинках
-Рассматривание иллюстраций леса
-Рассматривание «Красной книги»;
-Беседы о работниках леса.
Оборудование
Макет деревьев, руль, сумка кондуктора, бинокль
Сопутствующие роли
-шофер
-кондуктор
-пассажиры
Предполагаемые роли
-лесничий
-лесник
-лесовод
-егерь.
Ход игры:
Воспитатель : Весной одевается, а осенью раздевается.
Дети: Лес.
Воспитатель : Недавно я была в лесу. Я увидела много интересного. А вы хотите совершить путешествие в лес? А на чем мы с вами поедем в лес?
Принимается решение, что едем на автобусе. Дети из подручных материалов строят автобус.
Воспитатель : Ребята, а давайте вспомним, кто работает в лесу.
Дети: Лесничий-человек, который охраняет лес от самовольной вырубки и пожаров, следит за состоянием леса. Лесник-человек, который руководит работами по посадке и посеву леса, уходу за лесными культурами, сбору семян, плодов, грибов. Лесовод-человек, который наблюдает за здоровьем леса и защищает его от болезней и вредителей. Егерь-человек, который подкармливает животных, помогает попавшим в беду животным.
Шофер: Кто заказывал автобус для поездки в лес? Пожалуйста, проходите и присаживайтесь.
Кондуктор: Уважаемые,пассажиры, приобретайте, пожалуйста билеты на поездку.
Идет обыгрывание поездки в автобусе.
Воспитатель : Наконец, ребята, мы приехали с вами в лес.
Дети самостоятельно выбирают роли:
1. Лесничий
2. Лесник
3. Лесовод
4. Егерь
Этапы становления игры:
1. Закрепление знаний о профессиях лесника, лесничего, лесовода, егеря;
2. 2. Формируем игровые действия согласно замыслу;
3. Активизируем воображение;
4. Организуем художественно-продуктивную деятельность детей и педагогов.
После игры совместно с детьми обсуждается все ли,действовали в соответствии с принятой ролью.
Конспект сюжетно-ролевой игры «Лесной десант» (вариант №2)
Цель: Обучение сюжетно-ролевой игры «Лесной десант»
Задачи:
1. Сформировать у детей основы экологической культуры;
2. Развивать у детей творческое воображение;
3. Сформировать гуманное отношение к природе;
4. Воспитывать умение вести действие игры в соответствии с выбранной ролью.
Предварительная работа
Экологические игры :
-«Где спрятано растение?»
-«Отбери и назови цветы, которые знаешь»
-«Четвертый лишний»
Чтение литературы:
-Н. Павлова «Под кустом»
-В Зотов из книги «Лесная мозаика» : «Береза», «Дуб» ,»Божья коровка»
-Ю Прокопович «Ранены деревья»
- Т. Нуждина «Чудо-всюду»
Подвижные игры:
-«У медведя во бору»
-«Ласточки и мошки»
«Стрекоза, пчелы, бабочки, кузнечики»
Познавательное развитие:
-Экскурсии по территории детского сада и проведении серии наблюдений на экологических тропинках
-Рассматривание иллюстраций леса
-Рассматривание «Красной книги»;
-Беседы о работниках леса.
Оборудование
Макет деревьев, руль, сумка кондуктора, бинокль, ведра
Сопутствующие роли
-шофер
-кондуктор
-пассажиры
-пожарный
-старичок Лесовичок
Предполагаемые роли
-лесничий
-лесник
-лесовод
-егерь.
Ход игры:
Воспитатель : Весной одевается, а осенью раздевается.
Дети: Лес.
Воспитатель : Недавно я была в лесу. Я увидела много интересного. А вы хотите совершить путешествие в лес? А на чем мы с вами поедем в лес?
Принимается решение, что едем на автобусе. Дети из подручных материалов строят автобус.
Воспитатель : Ребята, а давайте вспомним, кто работает в лесу.
Дети: Лесничий-человек, который охраняет лес от самовольной вырубки и пожаров, следит за состоянием леса. Лесник-человек, который руководит работами по посадке и посеву леса, уходу за лесными культурами, сбору семян, плодов, грибов. Лесовод-человек, который наблюдает за здоровьем леса и защищает его от болезней и вредителей. Егерь-человек, который подкармливает животных, помогает попавшим в беду животным.
Шофер: Кто заказывал автобус для поездки в лес? Пожалуйста, проходите и присаживайтесь.
Кондуктор: Уважаемые,пассажиры, приобретайте, пожалуйста билеты на поездку.
Идет обыгрывание поездки в автобусе.
Воспитатель : Наконец, ребята, мы приехали с вами в лес.
Вдруг на встречу к пассажирам выбегает старичок Лесовичок и сообщает, что в лесу случился пожар, и он просит помощи.
Лесничий совместно с пожарными отправляется на тушение пожара.
Лесник и лесовод после тушения пожара совместно осматривают вековые и молодые деревья и решают, какую помощь им необходимо оказать.
Егерь помогает животным выйти из леса и выясняет, чем можно помочь животным.
Этапы становления игры:
1. Закрепление знаний о профессиях лесника, лесничего, лесовода, егеря и животных;
2. Формируем игровые действия согласно замыслу;
3. Активизируем воображение;
4. Организуем художественно-продуктивную деятельность детей и педагогов.
После окончания игры ведется беседа о причинах пожара и правила поведения людей в природе.
Сюжетно – ролевая игра «Лесной десант» (вариант №3)
Цель: Обучение сюжетно-ролевой игры «Лесной десант»
Задачи:
1. Сформировать у детей основы экологической культуры;
2. Развивать у детей творческое воображение;
3. Сформировать гуманное отношение к природе;
4. Воспитывать умение вести действие игры в соответствии с выбранной ролью.
Предварительная работа
Экологические игры :
-«Где спрятано растение?»
-«Отбери и назови цветы, которые знаешь»
-«Четвертый лишний»
Чтение литературы:
-Н. Павлова «Под кустом»
-В Зотов из книги «Лесная мозаика» : «Береза», «Дуб» ,»Божья коровка»
-Ю Прокопович «Ранены деревья»
- Т. Нуждина «Чудо-всюду»
Подвижные игры:
-«У медведя во бору»
-«Ласточки и мошки»
«Стрекоза, пчелы, бабочки, кузнечики»
Познавательное развитие:
-Экскурсии по территории детского сада и проведении серии наблюдений на экологических тропинках
-Рассматривание иллюстраций леса
-Рассматривание «Красной книги»;
-Беседы о работниках леса.
Оборудование
Макет деревьев, руль, сумка кондуктора, бинокль, фотоаппарат
Сопутствующие роли
-шофер
-кондуктор
-пассажиры
-фотограф
-Домовичок
Предполагаемые роли
-лесничий
-лесник
-лесовод
-егерь.
Ход игры:
Воспитатель : Весной одевается, а осенью раздевается.
Дети: Лес.
Воспитатель : Недавно я была в лесу. Я увидела много интересного. А вы хотите совершить путешествие в лес? А на чем мы с вами поедем в лес?
Принимается решение, что едем на автобусе. Дети из подручных материалов строят автобус.
Воспитатель : Ребята, а давайте вспомним, кто работает в лесу.
Дети: Лесничий-человек, который охраняет лес от самовольной вырубки и пожаров, следит за состоянием леса. Лесник-человек, который руководит работами по посадке и посеву леса, уходу за лесными культурами, сбору семян, плодов, грибов. Лесовод-человек, который наблюдает за здоровьем леса и защищает его от болезней и вредителей. Егерь-человек, который подкармливает животных, помогает попавшим в беду животным.
Шофер: Кто заказывал автобус для поездки в лес? Пожалуйста, проходите и присаживайтесь.
Кондуктор: Уважаемые,пассажиры, приобретайте, пожалуйста билеты на поездку.
Идет обыгрывание поездки в автобусе.
Воспитатель : Наконец, ребята, мы приехали с вами в лес.
Вместе с нами в лес приехал Домовичок. Он не разу не был в лесу, поэтому он очень всего боится.
Егерь говорит: «Не бойся в моем лесу просто так, никто ни на кого не кидается. Ты посмотри». Дает ему бинокль.
Лесник говорит: «Давай я тебе покажу, какие красивые деревья есть в моем лесу» Это и осины, и березы, и рябины. Домовичок любуется.
Лесовод рассказывает о том, что в лесу очень много деревьев, за которыми он наблюдает, а при необходимости их лечит. Домовичок удивляется.
Лесничий рассказывает Домовичку, что в лесу существуют тоже правила, которые необходимо соблюдать, тогда лес для них не будет опасен.
Лесные правила:
1. Не разорять муравейники;
2. Не рвать большие букеты цветов;
3. Не разжигать костры;
4. Нельзя ловить диких животных и уносить их домой;
5. Не ловить бабочек и других насекомых.
Домовичок ты больше не будешь боятся приходить в лес? Домовичок говорит о том, что узнал много интересного для себя. Фотограф на память всех фотографирует.
Этапы становления игры:
1. Закрепление знаний о профессиях лесника, лесничего, лесовода, егеря и животных;
2. Формируем игровые действия согласно замыслу;
3. Активизируем воображение;
4. Организуем художественно-продуктивную деятельность детей и педагогов.
Все садятся в автобус и возвращаются домой.
Сюжетно – ролевая игра «Путешествие в лес»
Задачи:-Помочь детям создать игровую обстановку для игры в группе, наладить взаимодействие между теми детьми, кто выбрал роли.
-Закрепить знания об окружающем мире и о труде водителя.
-Развивать чувства коллектива, умения добиваться цели приемлемыми способами общения.
-Стимулировать творческую активность.
-Воспитывать коммуникативные навыки общения, дружеские взаимоотношения.
Предварительная работа:
-Рассматривание иллюстраций с изображением транспорта, шофёра в автобусе.
-Создание игровой обстановки"лес".
-Чтение художественной литературы.
Атрибуты и пособия:
-Руль, билеты, корзинки, музыкальное сопровождение (шум дождя,песенка о лете, голоса певчих птиц, деньги,синяя ткань (речка, аптечка водителя, мост (лавочка, зайчик (игрушка, морковки, зонт, стулья, крупный напольный строительный материал.
Примерный ход игры:
Воспитатель :Ребята, вы любите путешествовать?
Дети отвечают:Да, любим.
Воспитатель :Я вам предлагаю сегодня отправиться путешествовать в лес, за грибами. Вы согласны?
Дети:Да.
Воспитатель :Ребята, а на чём мы поедем в лес?
Дети:На машине, на автобусе.
Воспитатель :Дети, я предлагаю поехать на автобусе, потому что нас много и в машине мы все не поместимся. А где же нам взять автобус?
Дети:нужно построить из кубиков.
Воспитатель : Идея очень хорошая, только давайте построим автобус из стульчиков и крупного строительного материала. Хорошо? Дети:Да.
Воспитатель :Стульчики у нас будут вместо сидений. ?
Дети:Да.
Воспитатель :Ребята, а как поставим стулья?
Дети:Стулья поставим,как в автобусе.
Воспитатель : Хорошо, поставим так и оставим проход.
(Строим автобус вместе с детьми)
Воспитатель :Ну вот автобус готов, можем ехать за грибами. Но что нам понадобиться в лесу? Во что мы будем собирать грибы?
Дети:Корзинки нам нужны.
Воспитатель :Дети, нам нужно взять ещё аптечку, вдруг кому-нибудь будет нужна помощь медицинская и деньги. чтобы купить билеты.
(Берём всё необходимое)
Воспитатель :Давайте выберем с вами водителя и кондуктора, а остальные будут пассажирами.
(Выбираем с помощью считалки).
Воспитатель :Ну вот, шофёр есть, кондуктор есть, можно ехать. К поездке готовы, занимаем места.
(Под музыкальное сопровождение отправляемся на "автобусе" в лес).
Воспитатель :Ребята, а вдруг в лесу кто-то потеряется и надо будет рассказать, как он выглядит, чтобы его нашли. Давайте мы с вами потренируемся. (Сначала воспитатель описывает кого-нибудь из детей, а дети отгадывают. Далее игру продолжают дети несколько раз).
Воспитатель :Наконец- мы с вами приехали в лес Тихонько все выходим, не толкаемся.
(Включается запись певчих птиц).
Воспитатель :Дети, куда мы попали? Давайте с вами оглядимся. Дети:Мы приехали в лес.
Воспитатель :Ребята, далеко друг от друга не отходим, чтобы не потеряться. Ну, а если кто-то потеряется, то что нужно кричать?
Дети: Ау!
Воспитатель :Правильно, нужно кричать:Ау! Давайте разделимся на группы и потренируемся в крике. Кричать будем так:сначала начнём на корточках и не очень громко. Потом встанем и будем кричать громче, потом поднимем руки вверх и крикнем ещё громче. Как я взмахну рукой нужно сразу замолчать и опустить руки.
(Проводится соревнование)
Воспитатель :А сейчас выберем поляну, где мы будем собирать грибы.
(дети выбирают поляну и собирают грибы)
(Звучит музыка дождя)
Воспитатель :Ребята, кажется дождь начался. Ой он становится всё сильней и сильней. А у меня есть зонт, прячьтесь все скорей. Вставайте ближе друг к другу, чтобы всем хватило места. Дождь закончился, посмотрите какие лужи! Дождик, ребята, был не простой, а волшебно-клеевой. Смотрите, мы все склеились. (Дети встают паровозиком, руки на поясе)
Воспитатель :Нужно найти полянку, где нет таких больших луж, тогда мы расклеимся.
Но на пути нам нужно преодолеть препятствия:пройти между пеньками, перешагнуть лужи.
(Дети выполняют задания,преодолевая препятствия).
Воспитатель :Вот, ребята мы и справились с вами преодолели препятствия, молодцы! Волшебство закончилось. Смотрите, зайчик под кустом сидит. Что же с ним случилось?
Дети:Он заболел, кушать хочет.
Воспитатель :Ребята, он лапку поранил, его нужно полечить. А где нам взять аптечку?
Дети:В автобусе.
Воспитатель :Нужно послать за аптечкой кого-нибудь в автобус.
(Ребёнок приносит аптечку из автобуса)
Воспитатель :Зайчик хочет кушать. Что же любит зайчик?
Дети:Он любит морковку.
Воспитатель :Я видела за мостом брошенный огород. Но по мосту можно пройти только вдвоём лицом друг другу, иначе мостик перевернётся. Брать можно только одну морковку.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель :Ребятки, зайчик очень обрадовался,
что мы его накормили, а теперь ему нужно домой к маме зайчихе. Мы молодцы, что набрали грибов, помогли зайчику, а теперь нам нужно возвращаться домой. Пошлите все к автобусу.
(Дети идут к автобусу и рассаживаются по местам)
Воспитатель :Все заняли свои места? Никого не оставили в лесу?
(Идёт перекличка) (Под музыкальное сопровождение дети возвращаются в группу.)
Сюжетно – ролевая игра «Поход на лесную полянку» .
Цель: Воспитание патриотизма через любовь к природе,бережное отношение к животным и птицам,зелёным насаждениям.
Задачи:
· Закреплять умение детей совместно играть распределять роли, подготавливать условия для среды.
· Способствовать сознательному отношению к соблюдению правил ролевого взаимодействия, направляя внимание на качество исполняемых ролей, их социальную значимость.
· Развивать инициативу, организаторские и творческие способности детей.
· Воспитание понимания правил поведения человека в природе.
· Воспитывать уважительное отношение друг к другу, сотрудничать.
Игровой материал: рюкзаки на каждого ребенка, искусственные ёлочки, ведра, игрушечные звери (белка,ёжик,заяц, муравей), рыбки с магнитами, мусор, пакет для мусора, клетка, фотоаппарат, телефон- игрушечный, покрывало, еда - муляжи, удочки, макет костра, музыка, грибы (лего-предметы- заместители), палатка детская, котелок (каска-предмет- заместитель, кукольная посуда, складной стульчик для рыбалки, дет. стульчики, деревянный конструктор (хворост для костра –предметы-заместители), руль, птенец с гнездом, плакаты с природой,корзинки, аптечка, сооружение из палок для готовки над костром, спички (коробка и веточки-предметы-заместители спичек) .
Игровые роли: дети - папа, мама, старшие и младшие дети, друзья семьи.
Предварительная работа: Просмотр иллюстраций по теме «В лесу», «Санитары леса», «Спички не игрушка» ; знакомство с растениям и животным миром родного края ; прогулки на пруд, в лес ; наблюдения за миром растений и животных ; чтение познавательных рассказов о лесе, о его важности для жизни человека из книги «С любовью о природе», чтение экологической сказка о мусоре, загадок о мире растений и животных ; беседы о правилах поведения на улице, в лесу, на природе ; дидактические игры : «Кто где живёт», «Когда это бывает?», «Назови одним словом», «Я знаю пять названий др. ; подвижные игры с элементами имитаций ; изготовление атрибутов игры ; мотивация : рассказ воспитателя о своих играх в детстве (знакомство с основными моментами организации игры, придумывание игр на природе, подбор предметов-заместителей.
Игровые действия:
· Выбор маршрута поездки.
· Поездка на машине (поезде) до места назначения.
· Выбор полянки для привала.
· Распределения обязанностей (установка палатки, сбор хвороста,разведения костра, ловля рыбы,сбор грибов, приготовление еды на костре, приём пищи).
· Исправление проблемных ситуаций (выручить зайчика из клетка, помочь птенцу)
· Отдых, фотографирование.
· Сбор в обратный путь, уборка территории.
· Обратный путь.
Дидактические средства: игровой материал, игровая обстановка, музыкальное сопровождение.
Ожидаемый результат:
· Отражение в игре впечатлений о жизни людей.
· Построение в ходе игры доброжелательных и дружеских отношений.
· Интерес к игре, общему замыслу игрового сюжета, согласованность действий играющих ; выполнение игровых действий.
· Проявление собственной инициативы, развитие воображения при использовании предметов- заместителей.
· Развитие речевого общения играющих.
Начало игры. Вступительное слово воспитателя.
Тай, тай, налетай,
В интересную игру поиграй,
Всех принимаем и никого не обижаем.
Ребята, посмотрите сколько гостей к нам пришло. Давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся. Гости улыбаются вам в ответ. От наших улыбок сразу стало теплее и светлее.
Ребята, знаете, когда я сегодня шла на работу, то очень замёрзла, ведь на улице мороз и мне так захотелось попасть в лето, хотя бы на денёк, сходить в лес, отдохнуть, послушать пение птиц, полюбоваться цветами и зеленью деревьев, пособирать грибы, ягоды. Вам, наверное, тоже хотелось бы оказаться в лете? (Да). А давайте вы закроете глазки и представите, что очутились в летнем лесу. Что вы слышите : тишину или какие-то звуки? (Звуки). Правильно. Я предлагаю вам послушать звуки леса.
( Звучит фонограмма звуков леса : кукушка, шум дождя, треск костра, дятел) .
Дети отгадывают звуки.
Молодцы, вы отлично справились. Ребята, когда вы слушали эти звуки, вы представляли себе летний лес. А захотелось ли вам очутиться в этом лесу? (Да) .
Но прежде чем вы отправитесь в лес, мне хотелось бы проверить, знаете ли вы как нужно вести себя на природе, какие необходимо соблюдать правила. Для этого я приготовила вам игру, которая поможет мне проверить ваши знания. Я раздам одним детям картинки, а другим знаки. Ваша задача найти себе пару и рассказать, какое правило подходит к знаку.
(Д. И. «Подбери знак») .
Замечательно, вы просто умнички. Вы справились с моим заданием и теперь я со спокойной душой могу отправить вас в лес.
Ход игры.
Скажите мне пожалуйста, вы хотели бы идти в поход как дети детского сада с воспитателем или как семья : папа, мама, дети и другие родственники? (Как семья). Подумайте ещё на чём вы поедете в лес.
Итак, в семью превращаемся, игра начинается.
Дети распределяют роли (договариваются, кто кем будет), обозначают зоны (расставляют ёлочки,грибы, расстилают речку, запускают в неё рыбок, строят машину из стульчиков, берут атрибуты для похода, отправляются в лес на машине.
Во время езды звучит детская песня «Мы едем,едем, едем…» .
Когда дети приехали в лес, звучит фонограмма с пением птиц.
Дети играют, общаются между собой, а воспитатель в роли диспетчера тихонько подходит помогает, направляет, создаёт проблемные ситуации, которые дети должны заметить и исправить самостоятельно.
Ситуации : зайчонок в клетке, подбросить мусор в речку, муравей на дороге, птенец выпал из гнезда (яйцо), фонограмма «вой волка», ребёнок играет спичками.
По окончании игры дети должны потушить костёр, собрать за собой мусор в мусорные пакеты.
Заключительная часть. Беседа с детьми. Сюрпризный момент (подарить значки, наклейки, конфеты).
Сюрпризный момент: За то, что вы у меня такие замечательные друзья природы, я хочу вам подарить значки (наклейки), в знак того, что вы всегда будите помнить о правилах поведения и хранить природу в чистоте!