Татьяна Беляева
Сюжетно-ролевая игра как средство развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Общий мотив сюжетно-ролевой игры - это стремление ребёнка к совместно социальной жизни со взрослыми. Но, с одной стороны, ребенок еще не готов осуществить это стремление, а, с другой стороны, все больше растет его самостоятельность. Сюжетно-ролевая игра помогает разрешить это противоречие: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Наличие детского коллектива - наиболее благоприятные условия для развития сюжетно-ролевой игры. Значение сюжетно-ролевой игры заключается в том, что она первая учит ребёнка правилу ролевого поведения и моральным нормам заключённых в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношения к труду, событиям и явлениям общественной жизни, к людям. В игре формируется положительное отношение к образу жизни людей, поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.
В сюжетно-ролевой игре происходит эмоциональное развитие ребёнка. Действующие в воображаемой ситуации, отличая игру от действительности, ребёнок, тем не менее, переживает искренние чувства.
В ходе сюжетно-ролевой игры происходит интеллектуальное развитие в процессе формирования игрового замысла и его реализации. И конечно же в данной игре развиваются воображение и творчество.
Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников, это всегда обдуманная игра, в которой виден план действий и которая выходит на большую территорию, включает в себя большую предметно-пространственную среду и может длиться до нескольких часов, недель и даже месяцев [4, с. 11].
Существуют виды сюжетно-ролевых игр :
1) Сюжетно-ролевые игры на бытовые темы, сюжеты (дом, семья, работа в доме, семейный отдых).
2) Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, детский сад, больница, полиция, магазин, фабрика, салон красоты, банки, мастерская).
3) Игры на геройко-патриотические темы - это игры связанные с отражением героических подвигов, труда взрослых, связанных с охраной порядка, защитой людей, повышения работоспособности страны ( Например: война, армия, пограничники, полиция, МЧС, охрана).
4) Игры, на тему литературных произведений, фильмов, мультфильмов, компьютерных игр, подчёркивающие человеческие ценности.
Сюжетно-ролевая игра очень насыщена эмоциями. Она позволяет переживать такие эмоции, которые в жизни ребёнку ещё не доступны.
А. Леонтьев считает, что в самом происхождении сюжетно-ролевой игры имеются эмоциональные основания ( Например: ребёнок получил впечатление от зоопарка и начинает играть в зоопарк). Изучение детских игр, подтверждает правильность этой мысли. Несмотря на то, что всё в игре происходит, как будто переживания детей искренние [22, с. 26].
Переживания в ходе игры происходят через погружение в воображаемый мир, находясь в котором, ребёнок не просто выполняет знакомые манипуляции ( например: с куклой, но и испытывает настоящие чувства, например: материнской любви.
У старших дошкольников развивается содержание игр. Начинают отражаться разнообразные общественные отношения, поступки. В играх находят отражение специфика деятельности взрослых, их взаимодействия в труде, их отношения к труду.
Сюжетно-ролевая игра применяется в ДОО в 3-х видах:
1) игра, как форма образовательной деятельности;
2) игра, как совместная деятельность воспитателя с детьми;
3) как самостоятельная деятельность детей.
Руководство сюжетно-ролевой игрой заключается в следующем:
1) Развитие игры, как деятельности - это расширение знаний детей об окружающем представлении, о предметах, явлениях окружающего мира, развития игровых действий ( Например: действие, которое выполняет механик, при ремонте машины). Подбор игрушек и игрового материала. Особое значение придаётся неоформленному игровому материалу; организации развивающей игровой среды.
2) Использование игры в целях воспитания у детей и развития у них навыков общения.
Приёмы руководства сюжетно-ролевой игры делятся на :
1) Прямые - это прямое предложение детям игры; распределение ролей воспитателем; изготовление атрибутов в процессе игры; прямые инструкции по ходу игры; прямые указания, опросы; принятие на себя главных ролей. (Характерны для младших дошкольников и новых игр).
2) Косвенные – организация игры, через создание проблемной ситуации; расширение представлений о профессии которую обыгрывают дети в игре (через чтение литературы, беседы, рассматривания картинок, изготовление атрибутов совместно с детьми); участия воспитателя в игре на второстепенных ролях; проблемные вопросы. (Используются преимущественно в старшем возрасте, является важным условием для формирования самостоятельной игривой деятельности).