Юлия Бобрышева
Сюжетная игра как средство речевого развития детей дошкольного возраста
Сюжетная игра как средство речевого развития детей дошкольного возраста.
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
Публикация «Сюжетная игра как средство речевого развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Сюжетно-ролевая игра возникает на пороге третьего года жизни ребенка на основе предметных игр. Основные этапы ее развития были выделены Д. Б. Элькониным.
Первый этап. Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определенной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты бытовые. Действия однообразны и часто повторяются. Роли не обозначены. По форме это игра рядом или одиночная игра. Дети охотно играют со взрослыми. Самостоятельная игра кратковременно. Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет-заместитель, ранее использованный в игре.
Второй этап. Как и на первом уровне, основное содержание игры - действия с предметом. Эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки (или направленности действия) Объединения кратковременны. Основные сюжеты бытовые. Одна и та же игра многократно повторяется. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же - любимые. В игре объединяются 2-3 человека.
Третий этап. Основное содержание игры - по-прежнему действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначены и распределены до начала игры. Игрушки и предметы подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью. Логика, характер действий и их направленность определяются ролью. Это становится основным правилом. Игра чаще протекает как совместная, хотя взаимодействие перемежается с параллельными действиями партнеров, не связанных друг с другом, не соотнесенных с ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают быт, труд взрослых, яркие общественные явления.
Четвертый этап. Основное содержание игры - отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр разнообразная; она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей. Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним, и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют продолжительное время. "
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
Сюжет игры - это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры - характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.
Сюжетно-ролевая игра обладает уникальными возможностями для развития речи в дошкольном возрасте. Через игру можно побуждать детей к общению друг с другом. Сюжетно-ролевая игра способствует :
- закреплению навыков пользования инициативной речью,
- совершенствованию разговорной речи,
- обогащению словаря.
Характеризуя ее, С. Я. Рубинштейн подчеркнула, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. [3, с. 142].
Сюжетно-ролевая игра отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Детская комната вдруг превращается в больницу или в магазин, или в поле сражения. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца, солдата) и действуют от имени этих ролей. В ролевой игре это всегда парные или дополнительные роли, поскольку всякая роль предполагает другого участника: ребенок может быть врачом, только если рядом есть больной, покупателем, только если есть продавец, и т. п. Поэтому ролевая игра — это деятельность коллективная: она обязательно предполагает других участников и прежде всего сверстников.
Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, так как она в значимой степени описывает выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение детей в разных речевых ситуациях. Другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.
Основными особенностями сюжетно-ролевой игры являются :
1. Соблюдение правил.
2. Социальный мотив игр.
3. В сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие.
4. В ходе сюжетно-ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника.
5. В сюжетно-ролевой игре развивается воображение и творчество.
6. Развитие речи.
Игра ребенка дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности ребенка, при этом можно наблюдать, что один и тот же ребенок обнаруживает разный уровень игрового творчества в зависимости от содержания игры, выполняемой роли, от взаимоотношений с товарищами.
Своеобразие содержания сюжетно-ролевой игры также является одной из ее важнейших особенностей. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Д. Б. Эльконина, Д. В. Менджерицкой, А. В. Черкова, П. Г. Саморуковой, Н. В. Королевой и др.) показали, что основным содержанием творческих сюжетно-ролевых игр детей является общественная жизнь взрослых в ее разнообразных проявлениях. Таким образом, игра есть деятельность, в которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых.
Можно выделить основные задачи, которые стоят перед воспитателем при руководстве сюжетно-ролевыми играми :
1. Развитие игры как деятельности:
2. Использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей.
Поскольку сюжетно ролевая игра представляет собой структурированную деятельность, к шестилетнему возрасту наблюдается развитие каждого компонента.
Сюжет изменяется от бытового к социальному, становится развернутым и охватывает больше сюжетных линий. Все чаще они планируются, а не возникают спонтанно.
Один и тот же сюжет разворачивается по-разному. Дети придумывают новые действия и повороты в разыгрываемой истории, могут добавлять новые роли. На сюжетосложение особенно влияет новый опыт, полученный в реальности.
Например, компания детишек уже обыгрывала тему семейных отношений, где основой были повседневные дела. Но вот один из участников рассказал, как его родители выбирали чемодан и потом собирали его в поездку. В игре незамедлительно появилась «чемоданная» линия.
Акцент в содержании смещается на отношения между людьми, причем переплетаются как ролевые, так и реальные взаимоотношения. Поэтому старшие дошкольники нуждаются в равных партнерах, у которых были бы примерно те же интересы.
В отличие от младших дошкольников, игровые замыслы у детей 6-7 лет устойчивы. Они стремятся довести игру до конца – завершить события или разрешить конфликт. Развитие игры происходит под влиянием замысла, а не на основе того, какие игрушки или предметы выбраны. Темой могут быть общественные отношения, литературные эпизоды, сюжеты из сказок. Старшие дошкольники представляют логическое развитие выбранной темы.
Действия согласованны и соответствуют выбранным ролям. Участники ревностно следят, насколько сверстник правдив и убедителен в своей роли. Это заметно отличает сюжетно ролевые игры детей старшего дошкольного возраста от игровых действий малышей, которые интересуются только выполнением своих функций в простом сюжете.
Старшие дошкольники очень внимательны к правилам. Они договариваются о них в начале игры, могут вносить дополнения, если упустили какой-то момент, а в процессе игровых действий понадобились новые регламенты. Участники пристрастно следят за партнерами, не нарушают ли они условия и договоренности. Коллективные игры обеспечивают всесторонний контроль над выполнением правил.
Количество необходимых предметов для игры сокращается, а один и тот же атрибут может использоваться в нескольких назначениях. Воображение приобретает символическую функцию, позволяя опираться на представление о том, как поступает взрослый или специалист, в роли которого выступает ребенок.
Развитие коммуникативных навыков
Даже при поверхностном наблюдении заметно, как один ребенок стремится выбирать только главные лидирующие роли, а другой скромно соглашается играть самых неприметных персонажей.
Некоторые выполняют свою роль ответственно и с вниманием к партнерам по игре, в то время как другие действуют небрежно. Несмотря на эти исходные различия, сюжетно ролевые игры предоставляют много возможностей для старших дошкольников в отношении развития коммуникативных навыков.
Эти возможности содержатся в самой технике выстраивания игры. Начальный этап состоит из важной коммуникативной базы:
• Дошкольники договариваются о теме игры
• Желающие участвовать распределяют роли
• Инициаторы игры объясняют, что и как нужно делать
После этого приступают к игровым действиям и ведут их по определенному плану, соответствующему объективной логике событий. Ребенок учится управлять своим поведением, когда осознанно принимает правила игры и придерживается их.
Дети играют вместе, их действия соподчинены, каждое последующее понятным образом вытекает из предыдущего. Все игровые действия подчиняются требованиям роли. Их герои обращаются друг к другу, ведут диалоги. Это эффективная тренировка устанавливать связи друг с другом, воздействовать на сверстника и получать обратную связь.
Развитие эмоциональной составляющей отношений.
Детские сюжетные игры являются моделью тех отношений, которые ребенок наблюдает в реальной жизни или представляет на основе литературных произведений и телевизионных программ.
В сюжетной игре ребята моделируют поведение, взятое за образец из реальной жизни, что способствует пониманию и принятию нравственных норм. Хотя следует признать, что эти образцы, к сожалению, не идеальны… По этой причине, а так же в силу сложившегося характера, ребенок может проявлять упрямство, нежелание отступиться от своего. И вообще, дети дошкольного возраста склонны проявлять эмоциональную неустойчивость отношения к сверстнику.
Настоящей находкой для дошкольников (хотя они этого и не осознают) является сверстник с задатками лидера и особо чувствительный к нравственным нормам. Такой партнер по игре сам направлен на людей в противовес мотивам личной выгоды и требует от других соблюдать, чтобы «всё было по-честному».
Чем лучше понимают дети мотивы поведения в ролевых отношениях, тем более слаженно проходит игра. Хотя между детьми в игре выстраиваются ролевые взаимосвязи, они базируются на настоящих отношениях партнеров по игре. По этой причине друзья часто отказываются играть соперничающих персонажей.
Игра – это среда для самовыражения, которая предоставляет ребенку возможность проявить сочувствие, порадоваться за общий успех, проиграть напряженные чувства.
Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, с другой - сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, этим самым осмысливает их, словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства [1].
Таким образом, сюжетно-ролевая игра может выступать в качестве средства развития речи детей старшего дошкольного возраста, поскольку в таких играх инсценируются различные модели жизненных ситуаций, у детей возникает естественная потребность в инициативной речи. К тому же, эффективное использование сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей свидетельствует о том, что обогащается словарный запас, рассказывание детей становится самостоятельным и целенаправленным, речь носит активный и ролевой характер и т. д. Виды сюжетно-ролевых игр :
1. Игры на бытовые сюжеты : в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». И этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.
2. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль, милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия).
3. Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).
4. Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов, в четырех «танкистов» и собаку (по содержанию кинофильма) и др. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.
5. «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах — и за куклу и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии со взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками.
6. «Творческая игра». В творческих играх отражаются впечатления детей об окружающей жизни, глубина понимания ими тех или иных жизненных явлений. Содержание творческих игр придумывают сами дети. Свобода, самостоятельность, самоорганизация и творчество детей в этой группе игр проявляется с особой полнотой. Разнообразные жизненные впечатления не копируются, они перерабатываются детьми, одни из них заменяются другими и т. д. Живое воображение, характерное для любой творческой деятельности, проявляется в создании игрового замысла, построения сюжета, отборе изобразительных средств, материала, игрушек и т. д.
Возраст Характер игровых действий Выполнение роли Развитие сюжета в воображаемой ситуации
3-4 года Отдельные игровые действия, носящие условный характер Роль осуществляется фактически, но не называется Сюжет — цепочка из двух действий, воображаемую ситуацию удерживает взрослый
4-5 лет Взаимосвязанные игровые действия, имеющие четкий ролевой характер Роль называется, дети могут по ходу игры менять роль Цепочка из 3-4 взаимосвязанных действий, дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию
5-6 лет Переход к ролевым действиям, отображающим социальные функции людей Роли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей роли на протяжении всей игры Цепочка игровых действий, объединенный одним сюжетом, соответствующим реальной логике действий взрослых
6-7 лет Отображение в игровых действиях отношений между людьми (подчинение, сотрудничество). Техника игровых действий условна Не только роли, но и замысел игры проговариваются детьми до ее начала Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми
Литература:
1. Козлова С. А, Куликова Т. А. Дошкольная педагогика,М. ,-2006
2. Недоспасова В. А. Растем играя : Средний и старший дошкольный возраст : Пособие для воспитателей и родителей — М. : Просвещение, 2003.
3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: учебное пособие для студентов вузов / С. Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2005. - 713 с. - (Мастера психологии).