уд
Сущность процесса воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Теория воспитания это исторически сложившийся и оформившийся в 19 веке раздел педагогической науки. В настоящее время это раздел является относительно самостоятельным. Систематизирующим в теории воспитания является воспитание, оно уникально, не имеет аналогов ни в какой другой науке. Определение его не может быть одномерным и статичным, оно носит разноуровневый характер.
Публикация «Сущность процесса воспитания» размещена в разделах
Современные учёные насчитывают около двухсот понятий этого определения, которые являются верными. Объясняется это его многозначностью, динамичностью, в зависимости от социально – педагогических условий, уровнем развития научного развития на данном историческом этапе.
Воспитание – целенаправленное создание условий для развития человека. (А. В. Мудрик)
Воспитание – управление процессом развития личности. (Х. Лейметс)
Воспитание – целенаправленное взаимодействие воспитателя и воспитуемого, направленное на упорядочивание влияний на личность и создание условий для ускорения процессов социализации. (В. А. Сластёнин)
Воспитание имеет ряд особенностей:
1. Это процесс диалектический, т. е. он непрерывно развивается, он динамичен, подвижен.
Используются такие понятия:
- современная воспитательная система;
- авторские школы;
- новые технологии воспитания;
- новые концепции воспитания;
- разработаны целевые комплексные программы воспитания (здоровье, учение, образ жизни).
2. Процесс целенаправленный (цель воспитания должна так реализовываться, чтобы она была близка и понятна воспитаннику).
3. Многосторонность процесса и многофакторность (в воспитании учувствует семья, школа, общество). Отдельные воспитатели, внешкольные учебные занятия. Однако в деятельности всех воспитателей нет согласованности единства.
4. Деятельность воспитателя и результата его воспитания обусловлены не только знанием теории, но и мастерством воспитателя.
5. Результаты воспитания не так явны, ощутимы, как в обучении, они мало заметны, имеют неопределенный (вариативный) характер, т. е. в одних и тех же условиях воспитания получаем разные результаты, т. к. на детей оказывают влияние субъективные факторы и индивидуальные различия учащихся. Такие как, социальный опыт и уровни подготовки учеников, отношение учащихся к воспитанию (от полного подчинения, до абсолютного неприятия). Воспитание длится всю жизнь.
6. Непрерывность воспитания. Его нельзя сводить от случая к случаю, т. к. навыки не укрепляются. Этот процесс должен быть систематичным. Воспитание процесс комплексный, т. е. цели, задачи и содержание должны реализовываться целостно, одновременно.
7. Особенность концентризма отражающегося в содержании воспитания, развития качеств личности происходит в течении всей жизни, но на каждом этапе по своему.
8. Двусторонний или активный характер. Закономерности воспитания :
- успех воспитания зависит от характера сложившихся отношений, если есть негативное отношение, то его нужно исправить;
- от правильной организации процесса воспитания;
- должно быть единство социальной практике и воспитания, недолжно быть несоответствия слова и дела. Когда дети усваивают правила поведения, они стремятся их проверять на практике;
- ребёнок должен быть не только объектом, но и субъектом воспитания, т. е. заниматься самовоспитанием;
- успех воспитания зависит от качества воспитательного воздействия. Чем содержательнее деятельность, тем разумнее и богаче общение и эффективность воспитания;
-эффект воспитания зависит от того, как мы воздействуем на «внутреннюю сферу» воспитанника (этикет, эмоции, опыт).
Движущими силами воспитания являются противоречия. Однако из основных противоречий между потребностями и возможностями является их удовлетворение. Эта рассогласованность побуждает человека действовать, заставляет двигаться вперёд.
В педагогической науке не существует единого мнения о формах воспитательной науки, поскольку понятие является многозначным и существует множество их классификаций.
Форма воспитательной работы выполняет ряд функций:
- организаторская;
- регулирующая;
- информативная.
Форма по сути организационна, обеспечивает реализацию цели, содержания, принципов и методов воспитания детей.
Список литературы:
1. Беккер И. Л. Вопросы педагогики: Учебное пособие. – Пенза, 2000.
2. Подласый И. П. Педагогика. – П., 1996.
3. Сластёние В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И. Шиянов Е. И. Педагогика: Учебное пособие. – М. : Школа – Пресс, 2000.