Папки-передвижки

Сущность процесса воспитания

уд
Сущность процесса воспитания
▼ Скачать + Заказать документы

Теория воспитания это исторически сложившийся и оформившийся в 19 веке раздел педагогической науки. В настоящее время это раздел является относительно самостоятельным. Систематизирующим в теории воспитания является воспитание, оно уникально, не имеет аналогов ни в какой другой науке. Определение его не может быть одномерным и статичным, оно носит разноуровневый характер.

Публикация «Сущность процесса воспитания» размещена в разделах

Современные учёные насчитывают около двухсот понятий этого определения, которые являются верными. Объясняется это его многозначностью, динамичностью, в зависимости от социально – педагогических условий, уровнем развития научного развития на данном историческом этапе.

Воспитание – целенаправленное создание условий для развития человека. (А. В. Мудрик)

Воспитание – управление процессом развития личности. (Х. Лейметс)

Воспитание – целенаправленное взаимодействие воспитателя и воспитуемого, направленное на упорядочивание влияний на личность и создание условий для ускорения процессов социализации. (В. А. Сластёнин)

Воспитание имеет ряд особенностей:

1. Это процесс диалектический, т. е. он непрерывно развивается, он динамичен, подвижен.

Используются такие понятия:

- современная воспитательная система;

- авторские школы;

- новые технологии воспитания;

- новые концепции воспитания;

- разработаны целевые комплексные программы воспитания (здоровье, учение, образ жизни).

2. Процесс целенаправленный (цель воспитания должна так реализовываться, чтобы она была близка и понятна воспитаннику).

3. Многосторонность процесса и многофакторность воспитании учувствует семья, школа, общество). Отдельные воспитатели, внешкольные учебные занятия. Однако в деятельности всех воспитателей нет согласованности единства.

4. Деятельность воспитателя и результата его воспитания обусловлены не только знанием теории, но и мастерством воспитателя.

5. Результаты воспитания не так явны, ощутимы, как в обучении, они мало заметны, имеют неопределенный (вариативный) характер, т. е. в одних и тех же условиях воспитания получаем разные результаты, т. к. на детей оказывают влияние субъективные факторы и индивидуальные различия учащихся. Такие как, социальный опыт и уровни подготовки учеников, отношение учащихся к воспитанию (от полного подчинения, до абсолютного неприятия). Воспитание длится всю жизнь.

6. Непрерывность воспитания. Его нельзя сводить от случая к случаю, т. к. навыки не укрепляются. Этот процесс должен быть систематичным. Воспитание процесс комплексный, т. е. цели, задачи и содержание должны реализовываться целостно, одновременно.

7. Особенность концентризма отражающегося в содержании воспитания, развития качеств личности происходит в течении всей жизни, но на каждом этапе по своему.

8. Двусторонний или активный характер. Закономерности воспитания :

- успех воспитания зависит от характера сложившихся отношений, если есть негативное отношение, то его нужно исправить;

- от правильной организации процесса воспитания;

- должно быть единство социальной практике и воспитания, недолжно быть несоответствия слова и дела. Когда дети усваивают правила поведения, они стремятся их проверять на практике;

- ребёнок должен быть не только объектом, но и субъектом воспитания, т. е. заниматься самовоспитанием;

- успех воспитания зависит от качества воспитательного воздействия. Чем содержательнее деятельность, тем разумнее и богаче общение и эффективность воспитания;

-эффект воспитания зависит от того, как мы воздействуем на «внутреннюю сферу» воспитанника (этикет, эмоции, опыт).

Движущими силами воспитания являются противоречия. Однако из основных противоречий между потребностями и возможностями является их удовлетворение. Эта рассогласованность побуждает человека действовать, заставляет двигаться вперёд.

В педагогической науке не существует единого мнения о формах воспитательной науки, поскольку понятие является многозначным и существует множество их классификаций.

Форма воспитательной работы выполняет ряд функций:

- организаторская;

- регулирующая;

- информативная.

Форма по сути организационна, обеспечивает реализацию цели, содержания, принципов и методов воспитания детей.

Список литературы:

1. Беккер И. Л. Вопросы педагогики: Учебное пособие. – Пенза, 2000.

2. Подласый И. П. Педагогика. – П., 1996.

3. Сластёние В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И. Шиянов Е. И. Педагогика: Учебное пособие. – М. : Школа – Пресс, 2000.

Публикации по теме:

Сущность игры, её характеристика Игра – уникальнейшее явление человеческого бытия. Способность играть – одна из отличительных характеристик живого организма. Однако только.

Добрые традиции как один из методов воспитания воспитания детей дошкольного возраста Добрые традиции - как один из методов воспитания детей дошкольного возраста. Дошкольное детство- время первоначального становления личности,.

Индивидуализация процесса физического воспитания старших дошкольников с учетом их индивидуально-типологических особенностей Индивидуализация процесса физического воспитания старших дошкольников с учетом их индивидуально-типологических особенностей В последние.

Консультация для воспитателей «Сущность наблюдения как познавательной деятельности дошкольников» Сущность наблюдения как познавательной деятельности. Почти полвека назад известный отечественный исследователь Васильева А. И. достаточно.

Мониторинг образовательного процесса в ДОУ Развитие ребенка в дошкольный период — это сложный и многогранный процесс. Каждый день ребенок открывает перед собой новые границы окружающего.

Психологическая сущность, причины возникновения, симптомы кризиса трех лет. Советы родителям Тема «Психологическая сущность, причины возникновения, симптомы кризиса трех лет» Краткий обзор источников по теме: 1. Смирнова Е. О. Психология.

Сущность и факторы профессионального выгорания педагога Сообщение «Сущность и факторы профессионального выгорания педагога»Слайд 2 В последние годы интерес исследователей привлекает специфический.

Сущность интегрированного обучения. Модели интеграции В настоящее время в центре внимания находится интеграция - процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных.

Сущность понятия экологического воспитания в современной психолого-педагогической литературе В самом общем виде по экологическим воспитанием в настоящее время понимается процесс формирования у человека сознательного отношения к окружающей.

Консультация «Эстетическое воспитание старших дошкольников как феномен. Сущность и особенности» (На примере музыкального воспитания) Воспитание детей дошкольников в современных условиях регламентируется рядом важных документов. Это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сущность процесса воспитания
Опубликовано: 10 декабря 2019 в 20:58
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сущность процесса воспитания» (включая файлы) размещена пользователем уд (УИ 803092) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД