ольга крищенко
Психологическая сущность, причины возникновения, симптомы кризиса трех лет. Советы родителям
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Психологическая сущность, причины возникновения, симптомы кризиса трех лет»
Краткий обзор источников по теме:
1. Смирнова Е. О. Психология ребенка. - М., Школа-пресс, 2000;
2. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. - М. : Пед. об-во России, 1999;
Публикация «Психологическая сущность, причины возникновения, симптомы кризиса трех лет, Советы родителям» размещена в разделах
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
3. Психология дошкольного возраста: учебник/ Б. С. Волков, Н. В. Волкова; - М: КНОРУС,2017;
4. Школа для родителей : воспитание детей от 0 – 4/ Е. А. Бурмистрова – М:ДАРЪ,2017.
Причины возникновения кризиса трёх лет
Главной характеристикой раннего возраста, его специфической особенностью является ситуативность поведения. Это особое отношение ребёнка к действительности. Такого отношения нет ещё в младенческом возрасте (особенно в первой половине, и нет уже в старшем возрасте, когда дети приносят в ситуации свои знания о других вещах, а также свой замысел, сформированный уже на предыдущем опыте. Ситуативность поведения у ребёнка проявляется в том, что его поведение связано с конкретной, воспринимаемой им в данный момент ситуацией и неразрывно связано с ней. Первым обратил внимание на эту особенность ребенка раннего возраста выдающийся немецкий психолог Курт Левин. Проявляется это поведение в том, что каждый предмет, который ребёнок видит, вводит его как бы в состоянии аффекта, притягивая или отталкивая его. Ребёнок не может не посмотреть на то, что видит, и не подойти к этому и не попробовать, например, открыть дверь, взять в руки предмет и т. п. «Всякой вещи присущ какой-то аффект, настолько побудительный, что он приобретает для ребенка характер «принудительного» аффекта. Поэтому ребенок в этом возрасте находится как бы в силовом поле вещей и предметов, где на него постоянно действуют «магнитные» силы, притягивающие или отталкивающие его».
Ситуативность характеризует не только поведение, но всю психическую жизнь ребенка. Память проявляется в раннем возрасте при активном восприятии, а мышление только как наглядно-действенное. Мыслить для ребёнка - значит думать здесь и сейчас и действовать с конкретными воспринимаемыми объектами. Объясняя это ситуативное поведение у ребёнка, Л. С. Выготский говорит о том, что в сознании ребё нка раннего возраста заключается в единстве между сенсорными и моторными функциями: за каждым восприятием немедленно следует действие, которое является не автоматическим, а аффективно окрашенным. Ребенок видит каждый предмет в разной аффективной окраске. Восприятие и чувствование еще не отделены друг от друга и представляют собой неразрывное единство, которое вызывает третий момент — непосредственное действие в ситуации. Именно притягательная сила вещей, аффективная заряженность каждой вещи таит в себе источник притяжения для ребенка. Выготский полагал, что связь восприятия и действия осуществляется через аффект.
Эта особенность ребёнка к ситуативному восприятию на протяжении раннего детства постепенно меняется и преодолевается. Становление собственной речи ребенка, выполнение речевых инструкций взрослого, появление игровых замещений являются важными шагами по освобождению малыша от власти воспринимаемой ситуации. Это способствует овладению собой и своим поведением. Серьезные успехи ребенка в предметных действиях, речевом развитии, символической игре и других сферах его жизнедеятельности, достигнутые в период раннего детства, качественно изменяют все его поведение. Хотя роль взрослого по-прежнему остается ведущей, стремительно нарастают тенденция к самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых и без них. К концу раннего возраста это находит свое выражение в словах «Я сам», которые являются свидетельством кризиса трех лет.
Психологическая сущность, симптомы кризиса трёх лет
На начальном этапе формирования личности ребёнок к 3 годам начинает отделять себя от взрослого – появляется так называемая система «я» - центральное новообразование, которые проявляются в стремлении самому удовлетворить свои потребности. Ребёнок ищет баланс между состоянием «я сам» и «мама, сделай за меня». Кризис состоит в поиске компромисса между этими определениями. Если взрослый поощряет разумную самостоятельность и находит компромисс в новых взаимоотношениях с малышом, то трудности быстро проходят и у ребёнка возникает самосознание. Если взрослый сохраняет старый тип отношений и тем самым ограничивает активность ребёнка, то наступает период, называемый в детской психологией «кризисом трёх лет». Ребёнок в нём постоянно противится старым взаимоотношениям, капризничает и проявляет негативизм. При дальнейшем неприятии со стороны родителей изменения в поведении ребёнка у него могут возникнуть устойчивые проблемы в развитии.
Суть кризиса трёх лет состоит в том, что ребёнок перестаёт беспрекословно подчиняться родителям. В результате появляются ряд симптомов – протестов – форм противостояния взрослым. Кризис трёх лет – это кризис рождения «Я».
Поведение ребёнка в «кризисе» легко определить. Оно резко отличается от привычного. Ребёнок перестаёт быть согласен со всем, что предлагает ему мама, более того, он становится категорически не согласен ни с чем. Самый яркий пример классического несогласия: мама говорит: «Смотри, едет красная машина», а сын в ответ: «Не едет, не красная, не машина!». Главной особенностью этого периода в жизни малыша есть эта частица «не» : «не хочу», «не буду», «не согласен» и т. п., т. е негативизм по отношению почти ко всему. И ещё проявление желания к абсолютной самостоятельности. Ребёнок психологически отделяется от близких взрослых, с которыми раньше был неразрывно связан, противопоставляется им во всем. Собственное Я ребенка эмансипируется от взрослых и становится предметом его переживаний. Появляется чувство «Я сам», «Я хочу», «Я могу», «Я делаю».
Характерно, что именно в этот период многие дети начинают использовать местоимение «я» ( до этого они говорили о себе в третьем лице: «Саша играет», «Катя хочет»). Д. Б. Эльконин определяет новообразование кризиса трех лет как личное действие и сознание «Я сам». Но собственное «Я» ребенка может выделяться и осознаваться, только отталкиваясь и противопоставляюсь другому «Я», отличному от его собственного. Отделение (и отдаление) себя от взрослого приводит к тому, что ребенок начинает по-другому видеть и воспринимать взрослого. Раньше ребенка интересовали прежде всего предметы, он сам был непосредственно поглощен своими предметными действиями и как бы совпадал с ними. Все его аффекты и желания лежали именно в этой сфере. Предметные действия закрывал фигуру взрослого и собственное «Я» ребенка. В кризисе трех лет, с отделением себя от своего действия и от взрослого, происходит новое открытие себя и взрослого. Взрослые с их отношением к ребенку как бы впервые возникают во внутреннем мире детской жизни. Из мира, ограниченного предметами, ребенок переходит в мир взрослых людей, где его «Я» занимает новое место. Отделившись от взрослого, он вступает с ним в новые отношения.
Кризис 3-х лет в концепции Л. С. Выготского проработан более детально. Он выделяет 3 общих свойства таких периодов:
1. Границы, характеризующие начало и конец кризиса от смежных возрастов, в высшей степени неотчетливы - сложно установить период его наступления и завершения. Однако в середине периода как правило начинается внезапное обострение - своего рода апогей кризиса и состояние более яркого различия от устойчивых этапов жизни.
2. У большинства детей, которые переживают кризисные периоды, выявляется трудновоспитуемость. Дети будто выпадают из системы педагогического влияния, которая не так давно обеспечивала нормальный процесс их воспитания и обучения. В критические годы развитие детей зачастую сопутствуется более или менее острыми столкновениями с окружающими и с болезненными внутренними конфликтами.
3. Развитие в данные периоды, в отличие от стабильных возрастов, совершает скорее разрушительную, нежели созидательную работу. Прогрессивное формирование личности затухает, а на 1-ый план выступают процессы отмирания и свертывания того, что сформировалось на предыдущем этапе развития
Л. С. Выготский назвал семь наиболее ярких особенностей поведения ребёнка в период кризиса трёх лет «семизвездием симптомов». Рассмотрим эти симптомы более подробно.
Негативизм — это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребёнок не делает что-то только потому, что это предложил ему определённый взрослый человек. Негативизм избирателен: ребёнок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия — сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказали. Это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых. Как правило большего всего страдают мамы. Иногда негативизм проявляется даже вопреки желаниям самого ребёнка. Часто это проявляется в отношении пищи: дома ребёнок отказывается от продукта, которого в другом месте с удовольствием кушает.
Негативизм включает в себя в качестве отличительного признака от обычного непослушания то, что ребенок не делает потому, что его об этом попросили. Здесь на первый план выступает социальное отношение, отношение к другому человеку. Это важно отметить, потому что, в раннем возрасте, до кризиса, ребёнок полностью находился в состоянии своей деятельности, т. е. он был весь в какой-либо деятельной ситуации. Теперь он её разделяет и выделяет в неё человека. Это переход в новое возрастное состояние – дошкольное.
Негативизм считают первым симптомом, которым характеризуется наступление кризиса.
Например, ребенок, который очень любит гулять, отказывается идти на прогулку, потому что ему предлагает это мама. Как только мама перестает уговаривать его, он настаивает: «Гулять! Гулять!»
При яркой форме негативизма ребенок отрицает все, что говорит ему взрослый. Он может настаивать, что сыр —это масло, синее — это зеленое, а лев — собака и пр. Но как только взрослый соглашается с ним, его «мнение» резко меняется на противоположное. Ребенок, действующий и говорящий вопреки взрослому, действует и говорит вопреки своим собственным ощущениям. Здесь поведение ребенка не только не зависит от воспринимаемых обстоятельств, но и противоречит очевидности. Это поведение вызвано не предметной ситуацией, а отношением к человеку. Ребенок действует наперекор своим желаниям и очевидности, чтобы выразить свое отношение к другому.
Упрямство — второй симптом кризиса трех лет - это реакция ребёнка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он этого потребовал у взрослого, и отказаться от собственного решения даже при изменившихся обстоятельствах ребёнок не может. В своём упрямстве ребёнок утверждает своё «Я». Обычно эта настойчивость не имеет мотивов. Мотив здесь один – ребёнок уже связан своим первоначальным решением. И здесь мы имеем дело с другими мотивировками к собственной личности ребёнка, чем до наступление кризиса. Упрямство следует отличать от настойчивости в достижении какой-либо определённой цели.
Строптивость — направлена в целом против норм воспитания, системы отношений, образа жизни в семье, а не против конкретного взрослого.
От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Негативизм всегда направлен против взрослого, который сейчас побуждает ребенка к тому или иному действию. А строптивость, скорее, направлена против норм воспитания, установленных для ребенка, против образа жизни; она выражается в своеобразном детском недовольстве, вызывающем «да ну!», которым ребенок отвечает на все, что ему предлагают и что делают. Здесь сказывается строптивая установка не по отношению к человеку, а по отношению ко всему образу жизни, который сложился до трех лет, по отношению к нормам, которые предлагаются, к интересовавшим прежде игрушкам. Строптивость от упрямства отличается тем, что она направлена вовне, по отношению к внешнему и вызвана стремлением настоять на собственном желании.
Своеволие — стремление ребёнка все делать самому (ключевые слова в речи «Я сам!», проявление инициативы собственного действия, которая неадекватна возможностям ребёнка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми. При этом меняется отношение ребё нка к окружающему миру: теперь ребёнком движет не только желание узнавать новое, овладевать действиями и навыками поведения. Ребёнок начинает активно удовлетворять познавательную потребность. Это проявляется в его активности, любознательности. Но проявление инициативы может вызывать конфликты со взрослыми, поскольку она зачастую неадекватна возможностям ребёнка. Необходимо учитывать то, что ребёнок пробует свои силы, проверяет возможности. Он утверждает себя, и это способствует появлению детского самолюбия — важнейшего стимула к саморазвитию и самосовершенствованию.
Протест-бунт — проявляется в частых конфликтах с родителями. Ребёнку важно, чтобы окружающие люди всерьёз относились к его самостоятельности. Если ребёнок не чувствует, что с ним считаются, что уважают его мнение и желания — он начинает протестовать. Он бунтует против прежних рамок, против прежних отношений.
Обесценивание — в глазах ребёнка обесценивается все то, что было для него привычно, интересно, дорого раньше. Симптом обесценивания может проявляться в том, что ребёнок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей, ломать любимые игрушки.
Деспотизм — ребёнок проявляет деспотическую власть по отношению к близким людям, заставляет родителей делать все, что он требует.
Сейчас идёт смещение возраста «кризиса» к двум годам. Тем не менее, процесс личностного самоопределения ребёнка тянется до трёх - трёх с половиной лет.
В период кризиса трёх лет, при не правильной реакции взрослых, и острых внутренних конфликтов, у ребёнка могут быть невротические реакции, которые будут носить очень болезненный характер. Например, может появится анурез. Ночные страхи, неспокойный сон и другие невропатические симптомы, иногда резкие затруднения в речи, заикание, крайнее обострение негативизма, упрямства, так называемые «гипобулические припадки», т. е. своеобразного вида приступы, которые внешне напоминают припадки, но, по сути дела, не являются болезненными припадками в собственном смысле слова (ребенок трясется, бросается на пол, стучит руками, ногами, а представляют собой крайне заостренные черты негативизма, упрямства, обесценения, протеста. Это всё можно отнести к чертам, говорящим об усложнении кризиса и неверном его протекании. Тут и влияет воспитание внутри семьи и внешние факторы, такие как социальное окружение.
Кризис протекает прежде всего, как кризис социальных отношений ребенка. Идёт перестройка взаимоотношений личности ребёнка и окружающих людей.
Положительными личностными приобретениями детей на данном этапе развития является становление нового уровня самосознания, стремление к самостоятельности, развитие активности, волевых качеств, установление со взрослыми новых и более глубоких отношений в общении, игре, познавательной и предметной деятельности, в которой велика значимость положительной оценки родителями личных достижений, успехов детей.
Однако иногда кризис трёх лет может протекать без каких-либо явных негативных проявлений. Мнение о том, что это может как-то негативно сказаться на психическом развитии или становлении личности, ошибочно. В кризисе развития главное не то, как он протекает, а то, к чему он приводит. Появление таких качеств, как воля, самостоятельность, гордость за достижения является верным признаком адекватного развития личности ребёнка на данном возрастном этапе.
Советы родителям
Для родителей, особенно маме, важно помочь в становление «нового» человека: и не подчинить себя и свои желания желаниям ребёнка и не подчиниться самой порой сильным и негибким желаниям малыша.
Главные эмоциональные потребности ребёнка в 2-3 летнем возрасте – осознание себя как отдельного от матери человека и эмоциональная доступность отца. Социальная адаптация ребёнка в семье связана с поощрением его самостоятельности, а также с активным участием отца в жизни ребёнка. После «кризиса трёх лет» ребёнок четко начинает понимать, это я могу сам, а для этого мне нужна мама. И он не считает ниже своего достоинства просить о помощи.
Вот несколько советов, которые помогут вам и вашим детям пройти этот период с наименьшими трудностями:
Постараться воспринимать негативизм и протестное поведение (когда посреди прогулки ребё нок садится на попу и говорит: «Никуда больше не пойду» или после прогулки наотрез отказывается раздеваться и лежит «звездой» в коридоре) как не направленное лично против вас. Не старайтесь отвечать своим негативизмом в ответ на детский. Не занимайте позицию «нападения». «Не бодайтесь» с 2-3 летним ребёнком. В этом нет здравого смысла и взрослого поведения. Главное, что нужно сделать, это самим не подключаться эмоционально к протестному поведению ребёнка.
Для того, чтобы иначе реагировать, нужно помнить несколько вещей:
• Ребёнок говорит «нет» не специально, не нарочно и не для того, чтобы вывести взрослого из себя и не назло ему;
• Малыш не может вести себя иначе: это состояние – причина его развития – он не властен над ним. Это не «он делает». Это «с ним происходит»;
• Если родители всерьёз сердятся на протестное и негативистическое поведение, ребёнок чувствует себя несчастным и нелюбимым, но продолжает вести себя так же;
• Для того, чтобы спокойнее реагировать на поведение ребёнка, нужно, не позволяя ему делать всё, что угодно, учится самим навыкам эмоционального сдерживания.
Эмоциональное сдерживание – это способность взрослого и сохранять спокойствие в ситуациях с негативным поведением ребёнка и держать с ним в этот момент контакт, не вовлекаясь в ситуацию на одной «длине волны» с ребёнком. Для этого необходимо расценивать ситуацию как-бы со стороны, отследить её, не ожесточаясь, и в нужный момент позвать ребёнка к себе, утешить, но не согласиться с его требованиями:
Пример: «Ты очень сердишься и очень расстроен. Ты громко кричишь и даже пытаешься меня ударить. Мне очень тебя жаль. Но я не могу разрешить тебе, потому, что…».
Ваша задача не прекратить нежелательное поведение прямо сейчас, а дать сойти эмоциональной волне, которая сопровождает протест ребёнка.
Нужно всегда помнить, что в период «кризиса» делать как хочется и реагировать непосредственно – нельзя. Что же можно? Вот несколько советов :
• Сдержать свою эмоциональную реакцию
• Выйти из контакта с ребёнком, если эмоции на пределе
• Переключиться на другой объект – перенести свои негативные эмоции на неодушевлённую деятельность
• Когда все успокоятся – поговорить с ребёнком
• Не становится на один уровень с ребёнком, и не спорить всерьёз, например, о надевании одежды…вы всё-таки взрослый.
Ещё несколько кратких советов :
• Его «я» развивается и это нужно принять
• Это ваш ребёнок, и даже если вы идеальный родитель, не в ваших силах сделать так, чтобы он вообще никогда себя так не вел
• Ваш малыш – отдельная личность, и у него есть своя «история»
• «выключить» кризисное поведение нельзя, но надо учится договариваться.
• Избегать авторитарного стиля взаимоотношений и гиперопеки в воспитании
• Прийти родителям к единому мнению в воспитании ребёнка. Всё время обсуждать «новые явления»
• Поощрять познавательный интерес и самостоятельность ребёнка в доступных для данного возраста пределах
• Выделить ребёнку зону ответственности (создать искусственно, где он может проявить себя в роли «я сам» не навредив и без дополнительных просьб и напоминаний. Например, самостоятельное одевание, уборка кровати, уборка посуды за собой и её мытьё и т. п.
• Использовать игровые приёмы в общении и обучении ребёнка самостоятельности, например, говорить с ним не от своего лица, а от лица игрушки, любимого персонажа мультфильма или кино
• Объяснять правила поведения ребёнку в простой и доступной для него форме; проявлять спокойные требования к исполнению этих правил
• Обучение ребёнка навыкам общения со сверстниками и взрослыми.
Изменения в поведении ребёнка как правило длятся не менее 2-6 недель – нормальный период адаптации к любому внешнему и внутреннему изменению. За это время ребёнок может изменить свою поведенческую реакцию и выработать новую. Например, если малыш научился плохому слову и стал закатывать истерики, есть вероятность, что при любой, даже самой правильной реакции, он будет снова и снова в течении этого времени пробовать себя так. Для родителей, выстроив для себя правильную стратегию, остаётся ждать.
Одно из главных правил для родителей, своим поведением не усугубить и не закрепить протестное и негативистическое поведение ребёнка. Кричащий родитель для ребёнка трех лет воспринимается как «не любит» и «злой». Он не может понять своё эмоциональное состояние и остановить его, и ваше, как родителя беспокойство и любовь за своего малыша, оценить ещё не в состоянии.
Нельзя ожидать от малыша в кризисе :
• Что он будет покладистым большее количество времени
• Что ребёнок будет правильно реагировать на запрет или просьбы
• Что ребёнок не будет бурно выражать протест, несогласие. И что вообще не будет выражать отрицательные эмоции
• Что выражение этих эмоций будет оставаться в приемлемых рамках
Что нельзя изменить, нужно узаконить. Это не значит пойти на поводу у ребёнка и со всем соглашаться. Это значит настроить себя на этот период и искать в нём компромисс, чтобы реагировать на поведение правильно.
Важно в семье в этот период родителям договорится между собой и принять одну точку зрения на воспитание ребёнка в «кризисе». У отцов обычно более «жесткий» подход. И здесь для мам важно, видя, как отец общается с малышом:
• Не защищать ребёнка от собственного отца
• Не критиковать в присутствии ребёнка то, что говорит и делает отец
• Не говорить сразу же прямо противоположных вещей
• Не жалеть ребёнка сразу, если папа считает нужным его наказать
После прохождения кризиса трех лет ребёнок научается взаимозависимому поведению, то есть уже хорошо знает, когда нужно просить о помощи, а в каких ситуациях он справится сам.
Рекомендации для родителей :
• Скажите себе: «С нашим ребёнком кризис», не ждите моментального чудесного исчезновения симптомов;
• Поговорите с родителями, дети которых недавно проходили через критический период развития. Старайтесь не относится к их опыту скептически.
• Прочитайте книжки, статьи для родителей, посоветуйтесь со специалистами. Составьте своё мнение как правильно вести себя с ребёнком
• Если у вас не получается вести себя «по книжкам», не расстраивайтесь. Это почти ни у кого не получается
• Если будет совсем тяжело, ведите дневник наблюдений за ребёнком, и вы увидите, что ситуация не становится хуже. Вы чему-то учитесь, есть некий прогресс в реакциях малыша.
• Кризис постепенно преодолевается, а ребёнок учится более зрелому и независимому поведению и даже уже немного умеет считаться с нашим мнением
Если не вовлекаться в ситуацию на детском уровне, и не думать, что вы сможете быстро решить все проблемы, жить и наблюдать за ребёнком в этом периоде очень интересно, хоть и сложно – каждый день вас ждет что-то новенькое.
Хороший выход из кризиса 3-х лет – переход ребёнка к игровой деятельности.
Новые отношения со взрослыми имеют положительное значение. Самыми значительным из которых является самооценка и связанное с ней стремление «быть хорошим» - «гордостью за достижения» - стремление к достижению результата своей деятельности, т. е. дети теперь не просто манипулируют предметами, но настойчиво ищут нужный метод решения задачи, демонстрация своих успехов взрослому и желания его оценки.
Ребёнок сам начинает смотреть на себя глазами другого — взрослого. Новое видение «Я» через призму своих достижений кладет начало бурному развитию детского самосознания. «Я» ребенка, «опредмечиваясь» в результате деятельности, предстает перед ним как объект, не совпадающий с ним. А это значит, что ребенок уже способен осуществить элементарную рефлексию, которая разворачивается не во внутреннем, идеальном плане как акт самоанализа, но имеет развернутый вовне характер оценки своего достижения и сопоставления своей оценки с оценкой окружающих, а тем самым себя с другими людьми. Становление такой «системы Я», где точкой отсчета является достижение, оцененное окружающими, знаменует собой переход к дошкольному детству.