Дарья Тамаревская
Консультация «Эстетическое воспитание старших дошкольников как феномен. Сущность и особенности»
▼ Скачать + Заказать документы
(На примере музыкального воспитания)
Воспитание детей дошкольников в современных условиях регламентируется рядом важных документов. Это прежде всего, Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования, Программа воспитания в детском саду, в которых сформулированы основные задачи развития эстетического отношения к окружающей действительности, интересов, способностей детей. Указан объем знаний, представлений, навыков и умений, которые должен усвоить ребенок с учетом его возрастных возможностей. Воспитание эстетического отношения к окружающему способствует формированию многих качеств личности ребенка. Это сложный и длительный процесс, в котором трудно четко фиксировать возрастные этапы.
Публикация «Консультация „Эстетическое воспитание старших дошкольников как феномен, Сущность и особенности“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
В теории и практике дошкольного воспитания наблюдаются различные содержательные направления. Предметом нашего интереса выступает эстетическое воспитание. Если пристальное внимание направить на исследование данного феномена, то можно обнаружить его трактовки на философском, психолого-педагогическом и понятийном уровне.
Философы-материалисты (Д. Дидро и Н. Г. Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является нечто прекрасное, удивительное. Данная категория и легла в основу системы эстетического воспитания.
Немецкий философ А. Г. Баумгартен (1714-1762, был одним из первых, кто ввел понятие «aesthetica». Заложив основы эстетики, как науки, выделив непосредственно эстетическое восприятие, как одну их низших ступеней познания. Философ считал, что познание прекрасного – это полноправное с иными видами познания.
В современной жизни проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов.
Среди них Д. Н. Джола, Д. Б. Кабалевский, Н. И. Киященко, Б. Т. Лихачев, А. С. Макаренко, Б. М. Неменский, В. А. Сухомлинский, М. Д. Таборидзе, В. Н. Шацкая, А. Б. Щербо и другие. В педагогической науке эстетическое воспитание определяется как целенаправленный процесс творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности (Б. Т. Лихачёв).
В настоящее время различные источники литературы дают множество определений понятия «эстетическое воспитание». Каждый автор трактует данный феномен исходя из той теории, сторонником которой он является. В научном исследовании «Общие вопросы эстетического воспитания в школе» под редакцией И. О Хорунжой эстетическое воспитание определено как «воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности – в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства».
Эстетическое воспитание, в словаре по эстетике под редакцией А. А. Беляева, рассматривается как система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, ценить, правильно понимать искусство.
В педагогическом словаре, опираясь на концепции Ф. Шиллера, П. Е. Георгиевского, А. Ф. Лосева, М. М. Бахтина, Д. С. Лихачева, Ю. М. Лотмана, Л. С. Выготского, П. А. Флоренского., эстетическое воспитание определяют как процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности под влиянием искусства и многообразных эстетических объектов и явлений реальности.
Исследование феномена эстетическое воспитание не ограничивается только его определением. Надо сказать, что эстетическое воспитание является целенаправленным процессом формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека.
Условием и средством эстетического воспитания является искусство : изобразительное, музыкальное, литературное, архитектурное, театральное. Раннее приобщение детей к настоящему высокому искусству способствует зарождению детской душе поистине эстетического восприятия действительности.
Музыка как средство воспитания с древних времен в большей или меньшей мере использовалась во всех идеологических системах. Примечательно, что во многие эпохи проявлялось стремление к гармоническому развитию личности средствами музыки, а также искусства в целом. Однако само понятие гармонического, всестороннего развития личности в различных философских учениях разных эпох истолковывалось неодинаково. Решающим моментом выступали социально-исторические условия конкретных временных периодов и стран: роль искусства (в том числе музыки) определялась согласно господствующим взглядам на личность и идеологическим установкам конкретного общества.
По мнению ученых педагогов, задачи и содержание музыкального воспитания дошкольников определяются общими целями всестороннего развития личности и, в частности, эстетического воспитания. Общеизвестно, что такими целями являются: приобщение детей к деятельности в области искусства, развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности, т. е. развитие художественно-творческих способностей детей.
Организованное музыкально- эстетическое воспитание начинается уже в дошкольном возрасте. В детском саду при помощи музыкального руководителя и воспитателей дети приобщаются к пению, приобретают навыки слушания музыки, развивают ритмические движения, играют на детских инструментах. На них оказывает воздействие музыкальное оформление повседневной жизни детского сада. Одним из важнейших принципов музыкально-эстетического воспитания дошкольников в приобщении их к музыке является направленность всей музыкально-воспитательной деятельности на формирование духовного мира детей, с одной стороны, и обогащение слухового опыта, наиболее полное раскрытие задатков каждого ребенка - с другой.
Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует и правильная организация музыкального воспитания детей.
Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности. Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Чтобы она выполнила эту важную функцию, надо развивать у ребенка общую музыкальность.
По мнению Б. М. Теплова, под музыкальностью понимают индивидуально- психологическую характеристику личности, которая выражается в интуитивной глубине и тонкости эмоционального переживания смысла музыки, способности передавать его в интонировании, в исполнительской интерпретации музыкальных произведений. И в этом плане музыкальность выступает одним из синонимов музыкальной одаренности.
Первый признак музыкальности – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ. Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Второй признак музыкальности – способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры (внутреннего слуха, произвольного слухового внимания, направленного на те или иные средства выразительности. Третий признак музыкальности – проявление творческого отношения к музыке. Слушая ее, ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце.
С развитием общей музыкальности у детей появляется эмоциональный отклик при прослушивании музыкальных произведений, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность.
В этом смысле следует обратить внимание на работы академика А. В. Запорожца в том, что он сосредоточил внимание на изучении одного из самых сложных и малоизученных вопросов психологии - происхождении и природе эмоций. Эмоции ученый рассматривал как особую форму отражения действительности, при помощи которой осуществляется коррекция поведения, приведение его в соответствии со смыслом. А. В. Запорожец сумел проследить основные этапы возникновения у детей эмоциональных представлений. Он считает: первоначально эмоции складываются в ходе практической деятельности, реальных взаимоотношений ребенка с окружающими людьми. В дальнейшем ребенок переходит к эмоциональному предвосхищению результатов своих поступков в план эмоционально насыщенных образов. Это дает ему возможность регулировать поведение в соответствии с ожидаемым результатом.
Свой взгляд на эмоциональность определяет В. А. Сухомлинский. В своей работе он пишет: «Эмоциональность натуры, свойственная нравственно и эстетически воспитанному человеку, выражается в том, что сердце становится восприимчивым к доброму слову, поучению, совету, напутствию. Если вы хотите, чтобы слово учило жить, чтобы ваши питомцы стремились к добру, - воспитывайте тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца. Среди многочисленных средств воздействия на юное сердце важное место принадлежит музыке» .
Музыка - «язык чувств». Она волнует, создает определенное настроение и тем самым вызывает ответно мысли, заставляет думать. Поэтому так важно пояснением, словом усилить переживание детей. Педагог должен словесным пояснением вызвать определенную общность мыслей, переживаний и направить внимание детей на особенности средств музыкальной выразительности конкретного произведения. Педагог поощряет правильные реакции на музыку. Метод убеждения способствует развитию добрых чувств, хорошего вкуса, правильного понимания исполняемых музыкальных произведений.
Известный педагог В. А. Сухомлинский, говоря о трудностях воспитания чувств (в том числе и эстетических, отмечал, что иногда надо ждать годами, чтобы однажды сердце ребенка дрогнуло, переполнилось чувством прекрасного. Вот что он писал: «Одна из важных задач воспитателя состоит в том, чтобы, образно говоря, дать в руки каждому ребенку свою скрипку, чтобы каждый чувствовал, как рождается музыка». Приучая детей эстетически относиться к музыке, воспитатель проявляет много повседневных усилий, терпения и настойчивости. И если ребенок возьмет «свою скрипку» в руки, это значит, что педагог ввел его в мир музыки, в мир мыслей, чувств, помогая в будущем стать добрым и отзывчивым, творчески активным человеком.
Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту. Чтобы открыть перед ребенком дверь в этот мир, надо развивать у него способности, позволяющие успешно проявлять себя в музыкальной деятельности. Развитие эстетического восприятия музыки требует определенной системы и последовательности. Применительно к детям дошкольного возраста восприятие музыки возможно путем подбора соответствующих произведений.
Основой индивидуальной, музыкальной культуры ребенка можно считать его музыкально- эстетическое сознание (эстетическое отношение человека к музыке, которое формируется в процессе музыкальной деятельности и развиваясь в ней, помогает человеку воспринять содержание музыкального произведения и определить для себя его значение.
Под понятием музыкальная культура понимают многоуровневую систему, включающую различные виды и жанры музыкального искусства, композиторское исполнительское творчество, концертные, театральные и музыкально- образовательные учреждения, музыкальные общества, клубы, кружки, бытовое и домашнее музицирование.
По мнению Н. А. Ветлугиной, основное средство, при помощи которого формируются музыкально-эстетическое сознание и музыкальная культура в целом,- это сама музыка. Только она может вызвать (или не вызвать) эмоциональные реакции ребенка, являющиеся основой музыкально-эстетического сознания. Важно, чтобы содержание музыки (чувства, эмоции) было доступно детям, вызывало эмоциональный отклик.
Как показывают исследования, уровень музыкально-эстетического сознания зависит и от развития музыкальных способностей, а также от общего развития детей. С 6-го года жизни формируются способность мотивированной оценки, начала музыкального вкуса. Дети уже могут более сознательно контролировать свое исполнение, рассуждать о средствах музыкального выражения, употребляя некоторые музыкальные и эстетические термины. Это создает предпосылки для осознанного восприятия музыки.
По утверждению О. П. Радыновой, один из элементов музыкально-эстетического сознания – это потребность в музыке. Потребность как стимулятор активности человека необходима для любой его деятельности. Она является отправной точкой формирования эстетического отношения ребенка к музыке. Потребность в музыке возникает рано наряду с потребностью общения со взрослым в насыщенной положительными эмоциями музыкальной среде. Она развивается с приобретением музыкального опыта.
Потребность в музыке может усиливаться, если имеются для этого соответствующие условия. 3-4-летний ребенок начинает чувствовать музыку не только на фоне общения со взрослым, но и при самостоятельном ее восприятии, слушает музыку боле продолжительное время. Это связано с приобретением некоторого музыкального и жизненного опыта, возросшими исполнительскими возможностями.
При правильном педагогическом руководстве, продуманной организации музыкальной деятельности ребенка к 6 годам у него можно сформировать устойчивый интерес к музыке.
В восприятии музыки главная роль принадлежит эмоциям как специфической реакции слушателя, вызывающей или духовное удовлетворение, или неудовлетворение. Установлено, что у ребенка дошкольного возраста при восприятии музыки преобладают эмоции, которые внешне выражены ярче, чем у взрослых. Внешние проявления детей тесно связаны с их внутренними переживаниями.
Музыкальное произведение может быть оценено на основе одних эмоций без осознания того, что в нем выражено. Но если ребенок, пусть элементарно, высказывает свои впечатления о музыке, он способен глубже ее прочувствовать и познать. Эстетическая эмоция объединяет эмоциональное и интеллектуальное отношение к музыке. Эстетическая эмоция может стать показателем всей духовной культуры ребенка, если она перерастает в эстетическое переживание. Это достигается при побуждении детей к эмоциональной отзывчивости на музыку, более глубокому ее познанию.
Б. М. Теплов, исследуя художественные способности, установил, что в основе восприятия всех искусств лежит эстетическое переживание содержания произведения. Чтобы понять музыкальное произведение, важно его эмоционально пережить и уже на этом основании поразмыслить над ним.
Рассматривая феномен эстетическое воспитание нельзя не упомянуть понятия эстетическое переживание и эмоции. При слушании музыки у ребенка возникают определенной силы положительные или отрицательные эмоции, отражающие его конкретное психическое состояние. В теории эстетики оно называется эстетическим переживанием.
Под понятием эстетическое переживание понимают многосоставное психическое состояние человека. Оно может конкретно выражаться через гамму других, состояний; придавая переживанию особую окраску через радость, восторг, умиление и, наоборот, через гнев, страдание, горе и т. д. Но в конечном счете эстетическое переживание связано с основной доминантой - удовлетворенностью или неудовлетворенностью (в высоком, духовном смысле, с приятием прекрасного или отрицанием безобразного.
Более сложные музыкальные произведения могут пробудить несколько различных эмоций. Однако всегда одна из них бывает более яркой, вызывающей соответствующее эстетическое переживание : радость, печаль и т. д. Переживание произведения индивидуально для каждого человека и имеет различные эмоциональные оттенки. В сознании ребенка идет определенное оценивание музыки, которое может быть положительным и отрицательным.
При положительных переживаниях формируется признание ценности музыки, эстетическое к ней отношение, происходит духовное обогащение личности.
Необходимо рассмотреть еще одно важное понятие, и это музыкальный вкус. Эстетические эмоции и переживания являются основой эстетического восприятия. Эстетическое чувство, которое возникает при восприятии или исполнении музыки, есть признак формирования музыкального вкуса.
Благодаря наблюдениям и беседам у детей накапливаются интересные зрительные и слуховые впечатления, которые позволяют им более эмоционально и осознанно воспринимать музыкальные произведения, в которых переданы образы, запечатленные в их сознании, а также отражать эти впечатления в музыкальной деятельности (при исполнении песен, танцев, игр, в творческих импровизациях).
Таким образом, проанализировав феномен эстетического воспитания старших дошкольников, можно сказать, что эстетическое воспитание определяется в педагогике как целенаправленный процесс по формированию творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.
Составляющими феномена следует считать формирование эстетического воспитания, эмоциональная отзывчивость, эстетическое переживание и эстетическое сознание.
Общий и музыкальный кругозор, наличие достаточного багажа представлений о жизненных явлениях (природных, общественных, определенный запас впечатлений от произведений литературы, изобразительного искусства, от праздников и развлечений. Они способствует развитию детской фантазии, творческого воображения. Все это положительно сказывается на творческих проявлениях не только в игровой и танцевальной деятельности, но и в певческой.