Папки-передвижки

Индивидуализация процесса физического воспитания старших дошкольников с учетом их индивидуально-типологических особенностей

Инна Александрова
Индивидуализация процесса физического воспитания старших дошкольников с учетом их индивидуально-типологических особенностей
▼ Скачать + Заказать документы

Индивидуализация процесса физического воспитания старших дошкольников

с учетом их индивидуально-типологических особенностей

В последние годы наблюдается тенденция к ухудшению здоровья детей дошкольного возраста. Только за прошедшее десятилетие уровень общей заболеваемости детского населения увеличился в 1,5 раза. Данные официальной статистической отчетности профилактических медицинских осмотров, проводимых среди выпускников дошкольных образовательных учреждений, свидетельствуют о том, что здоровых детей только 20-25 %, имеющих функциональные отклонения - свыше 50 % и страдающих хроническими заболеваниями - почти 30 %. Среди детей в возрасте до 7 лет в 13,5 % случаев выявляются отклонения в физическом развитии (дефицит массы тела или ее избыточность, низкорослость).

Публикация «Индивидуализация процесса физического воспитания старших дошкольников с учетом их индивидуально-типологических особенностей» размещена в разделах

В последние годы ведется активный поиск путей индивидуализации физического воспитания дошкольников. Существует много факторов, определяющих индивидуализацию дошкольного образования : это и природные факторы, и семья, и информационная среда. Одним из важных факторов в физическом воспитании являются индвидуально-типологические особенности ребенка. Результаты исследований многих лет свидетельствуют о том, что наиболее важными типологическими признаками являются и остаются особенности телосложения и тесно связанная с ними степень проявления физических качеств. Тип телосложения в очень большой мере определяет диапазон физических возможностей.

Известный биолог и врач Г. Бенеке более ста лет назад сказал, что «…правильно распознав различные конституциональные типы и поняв их физиологические различия, мы поможем людям благополучно пройти через все превратности жизни».

Изучение морфофункциональных показателей и развитие моторики у детей 3—10-летнего возраста разных типов конституции дали новое направление в разработке этой проблемы. Чаще всего типы конституций человека подразделяются на астеническо-торкальный, мышечный и дигестивный.

Астеническо-торакальный.

Относительно узко сложенный тип. Грудная клетка уплощена спереди назад, вытянута, часто сужена книзу. Эпигастральный угол острый. Спина часто сутулая с резко выступающими лопатками. Живот впалый или прямой. Характерно выступание костей таза. Такие дети имеют удлиненные конечности, тонкий костяк. Подкожно - жировой слой крайне незначителен, поэтому хорошо виден костный рельеф - кости плечевого пояса и ребра. Мускулатура развита слабо.

Мышечный.

Данный тип характеризуется наличием массивного скелета с четко выраженными эпифизами, особенно в предплечье и коленном суставе. Грудная клетка округлая, цилиндрическая, одинакового диаметра по всей длине. Эпигастральный угол прямой. Спина прямая с нормально выраженными изгибами. Живот прямой с хорошо развитой мускулатурой. Значителен объем мышц. Жироотложение умеренное, костный рельеф сглажен.

Дигестивный.

Представители этого типа имеют обильное жироотложение. Форма грудной клетки, как правило, коническая, короткая, расширена книзу. Эпигастральный угол тупой. Живот выпуклый, округлый с жировыми складками. Спина прямая или уплощенная. Скелет крупный, массивный. Мускулатура хорошо развита. Подкожно жировой слой образует складки на животе, спине, боках. Костный рельеф совершенно не просматривается.

Исследования показали, что результаты двигательных тестов у дошкольников в большей степени зависят от типа их конституции. В каждой конституционной группе результаты мальчиков лучше результатов девочек. Причем в 3 и 4 года различия невелики, а в 5 и 6 лет у мальчиков регистрируются значительно лучшие результаты, чем у девочек. Во всех группах, кроме детей дигестивного типа, с 3 до 5 лет наблюдается улучшение результатов, но в 6 лет дети показывают результаты хуже, чем в 5 лет. По видимому, это может быть связано с увеличением веса детей и, как следствие, уменьшением относительной силы. Дети дигестивного типа (как мальчики, так и девочки) во все годы показывают худшие результаты по сравнению с детьми других типов. Однако, их результаты с 3 до 6 лет неуклонно повышаются. Мальчики дигестивного типа проигрывают девочкам мышечного типа.

Проведенные мною наблюдения показали, что дошкольники разных типов телосложения по-разному относятся к выполнению определенных двигательных заданий. Так дети астено-торакального типа телосложения любят медленный, но продолжительный бег. Дошкольники мышечного типа с удовольствием выполняют скоростно-силовую работу, дигестивного типа беговые легкоатлетические упражнения выполняют с неохотой, зато им нравятся метания и работа с отягощениями. И это вполне закономерно, поскольку подавляющее большинство людей стремится выполнять те действия, которые у них лучше получаются. Так, тестирование физической подготовленности детей показало, что у дошкольников астено-торакального типа телосложения наиболее развитым двигательным качеством является выносливость, а у детей мышечного и дигестивного типов телосложения - скоростно-силовые качества. Астеники хуже приспособлены к поднятию тяжестей, но зато более пригодны для быстрых и ловких движений. Эти различия обусловлены биологическими причинами, связанными с естественным разнообразием строения и функций тела, а также темпов роста и развития организма.

Основываясь на данных исследований и тестирования, я использую следующую технологию при осуществлении процесса физического воспитания дошкольников : идентификация особенностей их телосложения, индивидуально-групповая организация занятий, применение физических нагрузок, адекватных ведущим двигательным качествам, а также оценка физической подготовленности в соответствии с типологическими особенностями. Цель данной технологии – формирование и развитие детей в соответствии с природными способностями.

Если телосложение дошкольника сочетает в себе черты двух смежных типов (имело переходный характер, то он относится к тому типу конституции, черты которого преобладают.

После формирования типологических групп следует второй этап, на котором для реализации технологии физической подготовки, учитывающей особенности телосложения и развития физических качеств, я применяю индивидуально-групповой способ организации занятий. Каждую группу составляют дети одного типа телосложения. Используется также индивидуальный способ организации. И в том и другом случае широко применяется метод круговой тренировки.

На третьем этапе осуществляется процедура оценки физической подготовленности дошкольников. Как правило, оценивая двигательное задание, мы ориентируемся на "нормативный" результат, что вынуждает нас уделять повышенное внимание "отстающим" двигательным качествам ребенка. Соответствующие упражнения для ребенка особенно трудны, т. к. ни его мышцы, ни другие физиологические системы не приспособлены к такой нагрузке. В некоторых случаях такой подход дает эффект, но при этом нередко приводит к тому, что ребенок, не обладающий необходимыми биологическими предпосылками для достижения требуемого результата, попадает в стрессовую ситуацию. В конечном счете, уровень его физической подготовленности может даже повыситься, но отвращение к физическим упражнениям сохранится на всю жизнь. Поэтому следует использовать нормативы, учитывающие телосложение ребенка.

Дифференцированный подход в развитии двигательных качеств с учётом индивидуально-типологических особенностей организма позволяет осуществлять отбор детей в секцию степ-аэробики с применением индивидуально-группового способа.

Секционные занятия содержат в себе 3 блока: аэробная часть, силовая и часть с упражнениями на гибкость и релаксацию.

Детям астеническо-тарокального типа телосложения желательно до 45 % времени тратить на аэробную часть и до 28 % - на силовую, таким образом, уделяя больше внимания аэробной нагрузке. Для мышечного типа дигестивного аэробная нагрузка и силовая должны соответственно составлять 40% и 33 %. Время, отведенное на гибкость и релаксацию у всех подгрупп одинаковая – до 27 %.

Прирост показателей физической подготовленности различны у разных типов телосложения. Благодаря использованию типологического подхода эти показатели у дошкольников дигестивного типа были значительными. В группах астенического и тарокального типов показатели ФП были почти идентичны, что позволило применять единую программу для детей данного типа. Таким образом, при подборе комплексов упражнений степ-аэробики следует постараться учитывать типы телосложения детей и, конечно, возраст, потому что развитие мышц и систем их обеспечения их энергией в разные периоды развития неодинаковы. И у разных типов конституции в одном возрасте – тоже. Необходимо выбирать такие упражнения, которые лучше получаются, легче удаются и доставляют удовольствие. Это очень важно для выраженных дигестивников и астеников с их особенностями и связанными с ними проблемами. Ведь когда они смогут показать самим себе и другим (неизвестно, что более важно, что в этих упражнениях они если и не впереди всех, то уж точно не хуже других, то станут с большей охотой заниматься физкультурой и меньше переживать за свою «неуклюжесть». А это залог здоровья не только физического, но и психического.

Работу со степами начинаем с несколько простых, но важных правил:

1. Выполнять шаги в центр степ - платформы;

2. Ставить на степ-платформу всю подошву ступни при подъёме, а, спускаясь, ставить ногу с носка на пятку, прежде чем сделать следующий шаг;

3. Опускаясь со степ - платформы, оставаться стоять достаточно близко к ней. Не отступать от степ - платформы больше, чем на длину ступни;

4. Не начинать обучение детей работе рук, пока они не овладеют в совершенстве, движениями ног;

5. Не подниматься и не опускаться со степ - платформы, стоя к ней спиной;

6. Делать шаг с лёгкостью, не ударять по степ - платформе ногами.

Затем идет разучивание основных элементов:

базовый шаг; шаг ноги врозь, ноги вместе; приставной шаг; шаги с подъёмом на платформу и сгибанием ноги вперёд; шаг через платформу; выпады в сторону и назад; приставные шаги; подскоки; прыжки; упражнения для мышц рук, спины, живота, бедер.

Упражнения для степ–аэробики подбираются преимущественно циклического характера (в основном, это ходьба, вызывающие активную деятельность органов кровообращения и дыхания, усиливающие обменные процессы, простые по своей двигательной структуре).

Комплекс упражнений состоит из подготовительной и основной части. Подготовительная часть обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке. Все упражнения основной части выполняются на степе в легком танцевальном ритме с небольшой амплитудой. Заканчивается комплекс аэробики упражнениями на дыхание и расслабление, выполняемыми в медленном темпе.

Один комплекс степ-аэробики, как полное занятие, выполняется детьми в течение трех месяцев, некоторые упражнения по мере их усвоения могут изменяться и усложняться.

Степ-аэробика проводится под веселую музыку, знакомую детям. Можно использовать современную эстрадную музыку. Самое главное, чтобы она была ритмичная, жизнерадостная и эмоциональная. Степ-аэробика интересна и разнообразна, в движениях много элементов спуска и подъёма. В результате систематических занятий дети получают гармонично развитое тело, прекрасную осанку и вырабатывают красивые, выразительные и точные движения.

Публикации по теме:

Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе физического воспитания дошкольников В основе воспитания и обучения в коррекционной группе для детей с ОНР (общее недоразвитие речи) лежит овладение речью, в которое входит.

Формирование творческой личности у дошкольников в процессе физического воспитания Реализовывая образовательную область «Физическая культура» педагоги, как правило, обучают воспитанников основным движениям и различным способам.

Формирование здорового образа жизни и развития дошкольников в процессе физического воспитания Актуальность. Здоровье, это самая большая ценность. Каждому человеку присуще желание быть здоровым и сильным. Считается, что уровень здоровья.

Интеграция экологического и физического воспитания дошкольников посредством подвижных экологических игр В последние годы остро встал вопрос о физическом воспитании детей дошкольного возраста. В дошкольных учреждениях дети проводят значительную.

Нетрадиционные формы методической работы с педагогами в вопросах физического воспитания дошкольников Вопрос: Какую форму выбрать для организации методической работы с педагогическим коллективом? Так в литературе В. И. Загвязинский определяет.

Общение с ребенком с учетом его гендерных особенностей. Девочки и мальчики По ФГОС ДО педагогу заданы ориентиры на учет индивидуальных характеристик ребенка в образовательном процессе, развитие общения ребенка со.

Проект «Современные технологии здоровьесбережения в области физического развития дошкольников с учетом ФГОС» Воспитатель I кв. категории: Увенчикова Галина Исаевна «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости.

Разработка тематических физкультминуток с учетом возрастных особенностей детей от 4 до 5 лет Тема: «Физкультминутка – как форма двигательной активности детей дошкольного возраста». Участники: средняя группа, воспитатель. Возраст.

Родительское собрание «Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей» Родительское собрание на тему: «Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей» Задачи: 1. Дать понятие родителям о гендерном воспитании.

Возможности инклюзивного образования. Организация праздников и развлечений с учетом индивидуальных особенностей дошкольников Слайд №1 Уважаемые коллеги, разрешите представить вашему вниманию опыт работы на тему: «Возможности инклюзивного образования. Организация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуализация процесса физического воспитания старших дошкольников с учетом их индивидуально-типологических особенностей
Опубликовано: 15 мая 2019 в 16:40
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Индивидуализация процесса физического воспитания старших дошкольников с учетом их индивидуально-типологических особенностей» (включая файлы) размещена пользователем Инна Александрова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД