Елена Дергаева
Сущность понятия экологического воспитания в современной психолого-педагогической литературе
▼ Скачать + Заказать документы
В самом общем виде по экологическим воспитанием в настоящее время понимается процесс формирования у человека сознательного отношения к окружающей природной среде, направленный на охрану и рациональное использование природных ресурсов, то есть формирование у человека экологической культуры.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Природа, планета Земля, экология
- Психология. Работа психолога
- Чтение, детская литература
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2019
Экологическая культура - это особый вид культуры, который характеризуется совокупностью системы знаний и умений по экологии, уважительным, гуманистическим отношением ко всему живому и окружающей среде. Экологическая культура даёт понимание ценности живой природы, позволяет осознавать экологические последствия деятельности и выбирать пути наименьшего ущерба для окружающей среды. Одним из первых проблему экологической культуры поднял знаменитый исследователь и мыслитель В. И. Вернадский. Разрабатывая концепцию взаимосвязи биосферы и ноосферы, он предсказал, что дальнейшее развитие природы и человека должно строиться как процесс коэволюции, т. е. взаимовыгодного единства. Воспитание экологической культуры у человека есть формирование сознательного восприятия окружающей среды, убеждённости в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования её богатств, понимания важности приумножения естественных ресурсов [3].
Многие учёные занимались исследованием проблемы формирования экологической культуры (Д. В. Владышевский, В. Р. Душенков, И. Д. Зверев, В. А. Игнатова, Б. Т. Лихачёв, А. В. Миронов, И. Т. Суравегина и др.). В современной философской литературе, посвящённой исследованию экологических проблем, можно выделить следующие определения сущности экологической культуры : как процесса сохранения, восстановления и развития всей совокупности общественно-природных ценностей (А. Ф. Лиходиевский); как деятельности человека в природе, практического отношения к ней (Н. Г. Васильев); как способа регуляции системы взаимоотношений человека и природы (Н. Н. Киселев); как характера взаимодействия общества не только с природой, но и с социально-исторической средой (Э. С. Маркарян). По определению Б. Т. Лихачёва, сущность экологической культуры «может быть рассмотрена как органическое единство экологически развитых сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности» [6]. В. К. Назаров рассматривает экологическую культуру как систему воздействий человека на среду обитания, обеспечивающую высокое качество его жизни, реализуемую через эволюционирующие образцы сознания, мышления, поведения, трансформируемые из поколения в поколение, и закреплённую в подсознании человека. И. В. Цветковой принадлежит следующее определение: «Экологическая культура - процесс, связанный с освоением, наращиванием знаний, технологий и опыта и передачей их одним поколением другому в виде нравственных императивов. В то же время экологическая культура - это и результат воспитания, выражающийся в умении человека достигать гармонии в отношениях с окружающей средой». И. Т. Суравегина считает, что экологическая культура есть диалектическое единство знаний, положительного отношения к природе и реальной деятельности человека в окружающей среде. Экологическая культура, по Г. В. Васюковой, - часть общей культуры, регулятор взаимоотношений человека и природы, предполагающий сознательную ориентацию деятельности людей на основе принципов экологической этики, на соблюдение экологических законов, норм, правил. В работах А. В. Миронова прослеживается проявление экологической культуры личности в поведении человека по отношению к природе. Понятие «экологическая культура» соединяет в себе знание основных законов природы, понимание необходимости считаться с этими законами и руководствоваться ими во всякого рода индивидуальной и коллективной деятельности, стремление к оптимальности в процессе личного и производственного природопользования, выработку чувства ответственного отношения к природе, окружающей человека среде, здоровью людей [7].
Процесс формирования экологической культуры В. А. Зебзеева связывает с уровнем взаимодействия человека с окружающей средой и вводит понятие экологической депривации, под которой понимает ограничение удовлетворения потребностей ребёнка в приобретении тех экологических ценностей, которые признаются обществом. Ценность -понятие, используемое в философии и социологии для обозначения объектов и явлений, выступающих как значимые в жизнедеятельности общества, социальных групп и отдельных индивидов. Экологические ценности - явления и объекты окружающего природного мира, значимые для общества в целом и личности в частности. «Любая культура, в том числе экологическая, содержит ряд моделей, которые способствуют удовлетворению потребностей и решению жизненных ситуаций. Подобные модели сохраняются в преданиях, сказках, пословицах, играх и игрушках, в художественных произведениях. Они передаются устно и письменно как поучения для воспитанников. Усваивая эти модели, ребёнок приобретает представления о правильном (одобряемом, экологически целесообразном поведении. Конечно, ребёнок принимает экологическую культуру лишь в определённой мере, а с другой стороны - он сам способствует её передаче и её последующему формированию» [8]. Экологической депривации способствуют: отсутствие удовлетворительных условий для экологического образования, недостаточность эмоциональных, чувственных контактов с природой, недостаток информации об окружающем мире.
Н. В. Бутенко под экологическим воспитанием дошкольника понимает процесс, направленный на синтез следующих элементов: экологических знаний, экологического отношения к природе и культуры экологически оправданного поведения. Данный автор выделяет такие компоненты экологической воспитанности, как когнитивный (формирование знаний, умений, навыков, эмоционально-мотивационный (формирование способности чувствовать и воспринимать природу, творческо-деятельностный (формирование осознанно-правильного отношения к природе и закрепление соответствующих поступков в практической деятельности) [2]. А. Ф. Лиходиевский в функциональной форме экологической культуры выделяет следующие подсистемы: природно-преобразующую систему, включающую в себя технико-технологические программы экологической деятельности; когнитивную, которая обеспечивает возможность получения объективных знаний о системе «общество - биосфера»; регулятивно-аксиологическую, сущность которой заключается в ориентации личности на социально-экологические ценности. И. А. Воробьёвой и Е. И. Ефимовой экологическая культура рассматривается как интегративное образование, включающее мотивационно-ценностный компонент (позитивное отношение к природе, содержательно-операционный компонент (владение системой экологических знаний и умений, эмоционально-волевой компонент (ответственное, волевое напряжение в решении экологических проблем). Т. А. Фё дорова определяет показатели культуры взаимодействия с природой: экологические представления, интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира, эмоциональное отношение к «непорядкам», оценочные суждения о явлениях окружающей среды, соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде, действия и поведение, направленные на сохранение ценностей окружающего мира.
С точки зрения И. И. Петровой, экологическое воспитание обеспечивается специально созданным образовательным пространством как целостной пространственно-предметной, социальной, педагогической средой, где организована образовательно-воспитательная система, обеспечивающая присвоение детям совокупности специальных знаний, умений и навыков, формирующих экологическое сознание и мышление, экологическую потребность, развивающих эмоциональную сферу, природосообразное поведение и деятельность [9].
Таким образом, несмотря на разнообразие подходов к определению сущности процесса экологического воспитания, большинство исследователей включают в неё ряд совпадающих конструктов: экологические знания, опыт деятельности, поведения в природе и отношение к окружающему миру; и судить о том, обладает ли личность экологи-ческой культурой и каков её уровень, можно по интеллектуальным, деятельностным и эмоциональным характеристикам.
Таким образом, понятие экологической культуры объединяет в себе знание базовых законом природы, понимание необходимости считаться данными законами и руководствоваться ими в процессе индивидуальной и коллективной деятельности, стремление к оптимальности в процессе производственного и личного природопользования, формирование чувства ответственного отношения к окружающей среде, природе, а также к здоровью человека. Таким образом, экологическая культура охватывает эстетические, этические, интеллектуальные, деятельностные, волевые аспекты жизни человека, практику его бытовой и профессиональной деятельности [5].
В начале 1970-х годов ХХ века начали осуществляться первые педагогические исследования, которые составили ядро теоретико-экспериментального обоснования методики и технологии экологического образования детей дошкольного возраста. Это обстоятельство было связано с новыми идеями, которые были инициированы Академией педагогических наук. В частности, детскими психологами Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым и рядом других была провозглашена необходимость для:
1. Усложнение содержание процесса обучения – привнесение в него теоретических знаний, которые отражают закономерности в окружающей действительности.
2. Формирование системы знаний, усвоения которых могло бы обеспечить эффективное умственное развитие ребенка. Реализация данной идеи в сфере воспитания, которая должна обеспечивать хорошую подготовку детей в школе, занимались такие ученые, как Н. Н. Поддъяков, А. А. Венгер, а также А. В. Запорожец.
Таким образом, мы можем говорить о том, что феномен экологического образования – это процесс осознания человеком ценности окружающей среды и уточнение основных положений, необходимых для получения знаний и умений, необходимых для понимания и признания взаимной зависимости между человеком, его культурой и его биофизическим окружением, тогда как экологическая культура – это асть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды; целостный коадаптивный механизм человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом. С точки зрения научно-учебного процесса экологическая культура рассматривается как отдельная дисциплина в рамках культурологии.
Важными условиями для формирования экологической культуры выступает интеграция гуманитарного и естественнонаучного знания в содержании образования. С целью теоретического обоснования методики экологического воспитания ребенка, формирования у детей начал экологической культуры на данном этапе выступает значение позиций тех ученых, которые в качестве базовых идей экологического образования выделяют основные положения биоэкологи, которая является первоосновой экологического знания. Познание данных законов может быть начато уже в младшем дошкольном возрасте на конкретном природном материале из непосредственного окружения детей. В данном случае с целью конструирования методики экологического воспитания, определения ее содержательного стержня имеет значение базовые понятия биоэкологи, которое может использоваться в рамках эколого-педагогической деятельности с любой возрастной категорией детей младшего дошкольного возраста [10].
Экологическое воспитание детей, по мнению С. Н. Николаева – это ознакомление детей с природой, в основании которой лежит экологический подход, тогда как педагогический процесс опирается на основополагающие понятие и идеи экологии. Обратимся к определению особенностей построения системы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста [7].
По мнению Н. Ф. Рейменса, можно выделить пять позиций относительно феномена экологического воспитания. С целью определения научной основы экологического воспитания базой выступает определение экологии как биологической науки, направленной на изучение взаимоотношений организма и среды обитания. В рамках биоэкологи выделяют три раздела, в рамках которых рассматриваются следующие взаимосвязи:
1. Отдельного организма и среды обитания, то есть аутэкология.
2. Популяции различных видов животных и растений с занимаемым ими ареалом, то есть демэкология.
3. Сообществ организмов со средой совместного проживания, то есть синэкология.
Определяя сущность экологического воспитания, можно выделить основные характеристики этого процесса:
1) его ступенчатый характер;
2) постепенное развитие экологического сознания и чувств;
3) выработка отдельных навыков и привычек поведения в природе;
4) преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе;
5) длительность и сложность;
6) активность;
7) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности и установления активной экологической позиции в жизни.
Психологические аспекты экологического воспитания включают в себя формирование соответствующих природосообразных потребностей, мотивов и установок личности, выработку нравственных и эстетических чувств, навыков и привычек, а также формирование значимых целей экологической деятельности [4].
Экологическое сознание - это не только знания и убеждения, но и экологически грамотное поведение, которое складывается из отдельных поступков (действий, умений, навыков, целей и мотивов человека. Это ещё раз доказывает, что формирование экологического сознания и поведения надо начинать с самого раннего детства в семье и в начальной школе.
Задача педагогов - не только дать детям новые, но и исправить, скорректировать уже полученные до школы знания и умения.
ФГОС ДО представляет собой совокупность требований, обязательных для реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию [11].
Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологически развитых сознания, эмоционально-чувственной, деятельностной сфер личности.
Старший дошкольный возраст - важный этап в развитии экологи-ческой культуры личности. В этот период происходит качественный скачок, в значительной степени определяющий процесс развития экологической культуры личности в дальнейшем, выражающейся в формировании у ребенка осознанного отношения к окружающему.
Приоритетной целью экологического воспитания является формирование целостной картины мира и единство рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта взаимодействия с людьми, обществом и природой.
В процессе экологического воспитания открываются огромные возможности для широкой реализации межпредметных связей всех направлений воспитательного процесса (патриотического, эстетического, физического, творческого, краеведческого). Универсальный характер учебных действий проявляется в надпредметных и мета-предметных связях, обеспечивает целостность культурного, личностного и познавательного развития, преемственность всех ступеней образования, лежит в основе организации любого вида деятельности. Благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний успешно реализуются задачи экологического образования и воспитания, формируется система национальных ценностей и идеалов: толерантности, патриотизма, гражданской идентичности.
В процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста можно условно выделить этапы. В качестве основных критериев роста следует, на наш взгляд, назвать приобретенный ребенком опыт взаимодействия с окружающим миром (обеспечивает необходимую базу в развитии экологической культуры личности) и следующие проявления нравственно-экологической позиции личности :
- усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычки ребенка;
- наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое применение их; потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе; бережное отношение ко всему окружающему; проявление эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности;
- проявление инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения [1].
Названные показатели сформированности экологической культуры ребенка являются ориентиром для педагога при планировании и осуществлении экологического воспитания. Как нами отмечалось ранее, сущность экологической культуры Б. Т. Лихачева сущность экологической культуры «может быть рассмотрена как органическое единство экологически развитых сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности». Анализ ФГОС ДО позволил нам выявить экологическую компоненту в его содержании. В документе отмечается, что «стандарт ориентирован на становление личностных характеристик ребенка.
Воспитывать экологическую культуру - сложная задача, но планомерная и систематическая работа, использование разнообразных форм и средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки дадут положительный результат [8].
Список использованной литературы
1. Бродовская З. В. Содержание и организация курсовой подготовки учителей начальных классов в процессе повышения квалификации по экологическому воспитанию школьников : дис. канд. пед. наук. - Новосибирск, 2004. - 233 с.
2. Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология - 3-е изд. - М. : Педагогическое общество России. - 2000. - 144 с.
3. Гагарин, А. В. Экологическая психология и педагогика : учебное пособие для студентов психологических и педагогических специальностей высших учебных заведений / А. В Гагарин, А. В Иващенко, С. А. Степанов. - Москва : Издательство МНЭПУ, 2008. - 296 с.
4. Детская психология / Под ред. Я. Л. Коломинского. — Минск: Университетское. 1998. - 386 c.
5. Иванова, М. М. Формирование ценностного отношения к природе средствами искусства у младших школьников : дис.. канд. пед. наук : 13.00.01 / Иванова Маргарита Михайловна. - Череповец, 2003. - 229 с.
6. Лихачев Б. Т. Философия воспитания. Специальный курс: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Прометей, 1995 - 328 c.
7. Николаева С. Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей // Дошкольное воспитание. - 2008. - №7. - C. 82-89
8. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей / С. Н. Николаева. - М. : ACADEMA, 2005. - 336 с.
9. Панов, В. И. Экологическая психология : опыт построения методологии / В. И. Панов. - Москва : Наука, 2004. - 197 с.
10. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. – М. : Издательский дом «Карапуз», 2011. – 432 с.
11. Стандарты второго поколения. Примерные программы начального общего образования. Часть 1. - М. : Просвещение, 2008. - 320 c.