Елена Дергаева
Сущность понятия экологического воспитания в современной психолого-педагогической литературе
▼ Скачать + Заказать документы
В самом общем виде по экологическим воспитанием в настоящее время понимается процесс формирования у человека сознательного отношения к окружающей природной среде, направленный на охрану и рациональное использование природных ресурсов, то есть формирование у человека экологической культуры.
Экологическая культура - это особый вид культуры, который характеризуется совокупностью системы знаний и умений по экологии, уважительным, гуманистическим отношением ко всему живому и окружающей среде. Экологическая культура даёт понимание ценности живой природы, позволяет осознавать экологические последствия деятельности и выбирать пути наименьшего ущерба для окружающей среды. Одним из первых проблему экологической культуры поднял знаменитый исследователь и мыслитель В. И. Вернадский. Разрабатывая концепцию взаимосвязи биосферы и ноосферы, он предсказал, что дальнейшее развитие природы и человека должно строиться как процесс коэволюции, т. е. взаимовыгодного единства. Воспитание экологической культуры у человека есть формирование сознательного восприятия окружающей среды, убеждённости в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования её богатств, понимания важности приумножения естественных ресурсов [3].
Публикация «Сущность понятия экологического воспитания в современной психолого-педагогической литературе» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа психолога в ДОУ
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2019
Многие учёные занимались исследованием проблемы формирования экологической культуры (Д. В. Владышевский, В. Р. Душенков, И. Д. Зверев, В. А. Игнатова, Б. Т. Лихачёв, А. В. Миронов, И. Т. Суравегина и др.). В современной философской литературе, посвящённой исследованию экологических проблем, можно выделить следующие определения сущности экологической культуры : как процесса сохранения, восстановления и развития всей совокупности общественно-природных ценностей (А. Ф. Лиходиевский); как деятельности человека в природе, практического отношения к ней (Н. Г. Васильев); как способа регуляции системы взаимоотношений человека и природы (Н. Н. Киселев); как характера взаимодействия общества не только с природой, но и с социально-исторической средой (Э. С. Маркарян). По определению Б. Т. Лихачёва, сущность экологической культуры «может быть рассмотрена как органическое единство экологически развитых сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности» [6]. В. К. Назаров рассматривает экологическую культуру как систему воздействий человека на среду обитания, обеспечивающую высокое качество его жизни, реализуемую через эволюционирующие образцы сознания, мышления, поведения, трансформируемые из поколения в поколение, и закреплённую в подсознании человека. И. В. Цветковой принадлежит следующее определение: «Экологическая культура - процесс, связанный с освоением, наращиванием знаний, технологий и опыта и передачей их одним поколением другому в виде нравственных императивов. В то же время экологическая культура - это и результат воспитания, выражающийся в умении человека достигать гармонии в отношениях с окружающей средой». И. Т. Суравегина считает, что экологическая культура есть диалектическое единство знаний, положительного отношения к природе и реальной деятельности человека в окружающей среде. Экологическая культура, по Г. В. Васюковой, - часть общей культуры, регулятор взаимоотношений человека и природы, предполагающий сознательную ориентацию деятельности людей на основе принципов экологической этики, на соблюдение экологических законов, норм, правил. В работах А. В. Миронова прослеживается проявление экологической культуры личности в поведении человека по отношению к природе. Понятие «экологическая культура» соединяет в себе знание основных законов природы, понимание необходимости считаться с этими законами и руководствоваться ими во всякого рода индивидуальной и коллективной деятельности, стремление к оптимальности в процессе личного и производственного природопользования, выработку чувства ответственного отношения к природе, окружающей человека среде, здоровью людей [7].
Процесс формирования экологической культуры В. А. Зебзеева связывает с уровнем взаимодействия человека с окружающей средой и вводит понятие экологической депривации, под которой понимает ограничение удовлетворения потребностей ребёнка в приобретении тех экологических ценностей, которые признаются обществом. Ценность -понятие, используемое в философии и социологии для обозначения объектов и явлений, выступающих как значимые в жизнедеятельности общества, социальных групп и отдельных индивидов. Экологические ценности - явления и объекты окружающего природного мира, значимые для общества в целом и личности в частности. «Любая культура, в том числе экологическая, содержит ряд моделей, которые способствуют удовлетворению потребностей и решению жизненных ситуаций. Подобные модели сохраняются в преданиях, сказках, пословицах, играх и игрушках, в художественных произведениях. Они передаются устно и письменно как поучения для воспитанников. Усваивая эти модели, ребёнок приобретает представления о правильном (одобряемом, экологически целесообразном поведении. Конечно, ребёнок принимает экологическую культуру лишь в определённой мере, а с другой стороны - он сам способствует её передаче и её последующему формированию» [8]. Экологической депривации способствуют: отсутствие удовлетворительных условий для экологического образования, недостаточность эмоциональных, чувственных контактов с природой, недостаток информации об окружающем мире.
Н. В. Бутенко под экологическим воспитанием дошкольника понимает процесс, направленный на синтез следующих элементов: экологических знаний, экологического отношения к природе и культуры экологически оправданного поведения. Данный автор выделяет такие компоненты экологической воспитанности, как когнитивный (формирование знаний, умений, навыков, эмоционально-мотивационный (формирование способности чувствовать и воспринимать природу, творческо-деятельностный (формирование осознанно-правильного отношения к природе и закрепление соответствующих поступков в практической деятельности) [2]. А. Ф. Лиходиевский в функциональной форме экологической культуры выделяет следующие подсистемы: природно-преобразующую систему, включающую в себя технико-технологические программы экологической деятельности; когнитивную, которая обеспечивает возможность получения объективных знаний о системе «общество - биосфера»; регулятивно-аксиологическую, сущность которой заключается в ориентации личности на социально-экологические ценности. И. А. Воробьёвой и Е. И. Ефимовой экологическая культура рассматривается как интегративное образование, включающее мотивационно-ценностный компонент (позитивное отношение к природе, содержательно-операционный компонент (владение системой экологических знаний и умений, эмоционально-волевой компонент (ответственное, волевое напряжение в решении экологических проблем). Т. А. Фё дорова определяет показатели культуры взаимодействия с природой: экологические представления, интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира, эмоциональное отношение к «непорядкам», оценочные суждения о явлениях окружающей среды, соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде, действия и поведение, направленные на сохранение ценностей окружающего мира.
С точки зрения И. И. Петровой, экологическое воспитание обеспечивается специально созданным образовательным пространством как целостной пространственно-предметной, социальной, педагогической средой, где организована образовательно-воспитательная система, обеспечивающая присвоение детям совокупности специальных знаний, умений и навыков, формирующих экологическое сознание и мышление, экологическую потребность, развивающих эмоциональную сферу, природосообразное поведение и деятельность [9].
Таким образом, несмотря на разнообразие подходов к определению сущности процесса экологического воспитания, большинство исследователей включают в неё ряд совпадающих конструктов: экологические знания, опыт деятельности, поведения в природе и отношение к окружающему миру; и судить о том, обладает ли личность экологи-ческой культурой и каков её уровень, можно по интеллектуальным, деятельностным и эмоциональным характеристикам.
Таким образом, понятие экологической культуры объединяет в себе знание базовых законом природы, понимание необходимости считаться данными законами и руководствоваться ими в процессе индивидуальной и коллективной деятельности, стремление к оптимальности в процессе производственного и личного природопользования, формирование чувства ответственного отношения к окружающей среде, природе, а также к здоровью человека. Таким образом, экологическая культура охватывает эстетические, этические, интеллектуальные, деятельностные, волевые аспекты жизни человека, практику его бытовой и профессиональной деятельности [5].
В начале 1970-х годов ХХ века начали осуществляться первые педагогические исследования, которые составили ядро теоретико-экспериментального обоснования методики и технологии экологического образования детей дошкольного возраста. Это обстоятельство было связано с новыми идеями, которые были инициированы Академией педагогических наук. В частности, детскими психологами Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым и рядом других была провозглашена необходимость для:
1. Усложнение содержание процесса обучения – привнесение в него теоретических знаний, которые отражают закономерности в окружающей действительности.
2. Формирование системы знаний, усвоения которых могло бы обеспечить эффективное умственное развитие ребенка. Реализация данной идеи в сфере воспитания, которая должна обеспечивать хорошую подготовку детей в школе, занимались такие ученые, как Н. Н. Поддъяков, А. А. Венгер, а также А. В. Запорожец.
Таким образом, мы можем говорить о том, что феномен экологического образования – это процесс осознания человеком ценности окружающей среды и уточнение основных положений, необходимых для получения знаний и умений, необходимых для понимания и признания взаимной зависимости между человеком, его культурой и его биофизическим окружением, тогда как экологическая культура – это асть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды; целостный коадаптивный механизм человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом. С точки зрения научно-учебного процесса экологическая культура рассматривается как отдельная дисциплина в рамках культурологии.
Важными условиями для формирования экологической культуры выступает интеграция гуманитарного и естественнонаучного знания в содержании образования. С целью теоретического обоснования методики экологического воспитания ребенка, формирования у детей начал экологической культуры на данном этапе выступает значение позиций тех ученых, которые в качестве базовых идей экологического образования выделяют основные положения биоэкологи, которая является первоосновой экологического знания. Познание данных законов может быть начато уже в младшем дошкольном возрасте на конкретном природном материале из непосредственного окружения детей. В данном случае с целью конструирования методики экологического воспитания, определения ее содержательного стержня имеет значение базовые понятия биоэкологи, которое может использоваться в рамках эколого-педагогической деятельности с любой возрастной категорией детей младшего дошкольного возраста [10].
Экологическое воспитание детей, по мнению С. Н. Николаева – это ознакомление детей с природой, в основании которой лежит экологический подход, тогда как педагогический процесс опирается на основополагающие понятие и идеи экологии. Обратимся к определению особенностей построения системы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста [7].
По мнению Н. Ф. Рейменса, можно выделить пять позиций относительно феномена экологического воспитания. С целью определения научной основы экологического воспитания базой выступает определение экологии как биологической науки, направленной на изучение взаимоотношений организма и среды обитания. В рамках биоэкологи выделяют три раздела, в рамках которых рассматриваются следующие взаимосвязи:
1. Отдельного организма и среды обитания, то есть аутэкология.
2. Популяции различных видов животных и растений с занимаемым ими ареалом, то есть демэкология.
3. Сообществ организмов со средой совместного проживания, то есть синэкология.
Определяя сущность экологического воспитания, можно выделить основные характеристики этого процесса:
1) его ступенчатый характер;
2) постепенное развитие экологического сознания и чувств;
3) выработка отдельных навыков и привычек поведения в природе;
4) преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе;
5) длительность и сложность;
6) активность;
7) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности и установления активной экологической позиции в жизни.
Психологические аспекты экологического воспитания включают в себя формирование соответствующих природосообразных потребностей, мотивов и установок личности, выработку нравственных и эстетических чувств, навыков и привычек, а также формирование значимых целей экологической деятельности [4].
Экологическое сознание - это не только знания и убеждения, но и экологически грамотное поведение, которое складывается из отдельных поступков (действий, умений, навыков, целей и мотивов человека. Это ещё раз доказывает, что формирование экологического сознания и поведения надо начинать с самого раннего детства в семье и в начальной школе.
Задача педагогов - не только дать детям новые, но и исправить, скорректировать уже полученные до школы знания и умения.
ФГОС ДО представляет собой совокупность требований, обязательных для реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию [11].
Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологически развитых сознания, эмоционально-чувственной, деятельностной сфер личности.
Старший дошкольный возраст - важный этап в развитии экологи-ческой культуры личности. В этот период происходит качественный скачок, в значительной степени определяющий процесс развития экологической культуры личности в дальнейшем, выражающейся в формировании у ребенка осознанного отношения к окружающему.
Приоритетной целью экологического воспитания является формирование целостной картины мира и единство рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта взаимодействия с людьми, обществом и природой.
В процессе экологического воспитания открываются огромные возможности для широкой реализации межпредметных связей всех направлений воспитательного процесса (патриотического, эстетического, физического, творческого, краеведческого). Универсальный характер учебных действий проявляется в надпредметных и мета-предметных связях, обеспечивает целостность культурного, личностного и познавательного развития, преемственность всех ступеней образования, лежит в основе организации любого вида деятельности. Благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний успешно реализуются задачи экологического образования и воспитания, формируется система национальных ценностей и идеалов: толерантности, патриотизма, гражданской идентичности.
В процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста можно условно выделить этапы. В качестве основных критериев роста следует, на наш взгляд, назвать приобретенный ребенком опыт взаимодействия с окружающим миром (обеспечивает необходимую базу в развитии экологической культуры личности) и следующие проявления нравственно-экологической позиции личности :
- усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычки ребенка;
- наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое применение их; потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе; бережное отношение ко всему окружающему; проявление эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности;
- проявление инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения [1].
Названные показатели сформированности экологической культуры ребенка являются ориентиром для педагога при планировании и осуществлении экологического воспитания. Как нами отмечалось ранее, сущность экологической культуры Б. Т. Лихачева сущность экологической культуры «может быть рассмотрена как органическое единство экологически развитых сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности». Анализ ФГОС ДО позволил нам выявить экологическую компоненту в его содержании. В документе отмечается, что «стандарт ориентирован на становление личностных характеристик ребенка.
Воспитывать экологическую культуру - сложная задача, но планомерная и систематическая работа, использование разнообразных форм и средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки дадут положительный результат [8].
Список использованной литературы
1. Бродовская З. В. Содержание и организация курсовой подготовки учителей начальных классов в процессе повышения квалификации по экологическому воспитанию школьников : дис. канд. пед. наук. - Новосибирск, 2004. - 233 с.
2. Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология - 3-е изд. - М. : Педагогическое общество России. - 2000. - 144 с.
3. Гагарин, А. В. Экологическая психология и педагогика : учебное пособие для студентов психологических и педагогических специальностей высших учебных заведений / А. В Гагарин, А. В Иващенко, С. А. Степанов. - Москва : Издательство МНЭПУ, 2008. - 296 с.
4. Детская психология / Под ред. Я. Л. Коломинского. — Минск: Университетское. 1998. - 386 c.
5. Иванова, М. М. Формирование ценностного отношения к природе средствами искусства у младших школьников : дис.. канд. пед. наук : 13.00.01 / Иванова Маргарита Михайловна. - Череповец, 2003. - 229 с.
6. Лихачев Б. Т. Философия воспитания. Специальный курс: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Прометей, 1995 - 328 c.
7. Николаева С. Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей // Дошкольное воспитание. - 2008. - №7. - C. 82-89
8. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей / С. Н. Николаева. - М. : ACADEMA, 2005. - 336 с.
9. Панов, В. И. Экологическая психология : опыт построения методологии / В. И. Панов. - Москва : Наука, 2004. - 197 с.
10. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. – М. : Издательский дом «Карапуз», 2011. – 432 с.
11. Стандарты второго поколения. Примерные программы начального общего образования. Часть 1. - М. : Просвещение, 2008. - 320 c.