Лядова Альбина
Работа по повышению психолого-педагогической культуры родителей в вопросах воспитания детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Приходи к нам, малыш!
В семье ждут появления малыша. Как много вопросов возникает у родителей. Каким он будет? Как сложится его жизнь? Сможет ли он найти себя в современном мире? Их волнение вполне объяснимо. Ведь именно в первые годы жизни, как указывает большинство исследователей, закладывается опыт, способствующий (или препятствующий) гармоничному развитию ребенка. И вот малыш родился! Если первые месяцы родители больше внимания уделяют уходу за ним и его здоровью, то к 4-5 месяцам, когда ребенок начинает самостоятельно переворачиваться на животик, садиться и даже ползать, у них возникают вопросы : «Чем можно заняться с ребенком? Какие игрушки ему нужны для развития? Нужно ли ему читать книги?».
Публикация «Работа по повышению психолого-педагогической культуры родителей в вопросах воспитания детей раннего возраста» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Младшая группа
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Конечно, многие родители сегодня читают литературу, имеют доступ в Интернет, обращаются за советом к близким, но этого для них недостаточно.
Как вести работу с родителями? Какая форма наиболее подходит нашему детскому саду? Как сделать так, чтобы ребенок был готов легко воспринимать незнакомое окружение? Эти и ряд других вопросов ставили мы перед собой. Решая их, мы остановились на организации группы «Кроха» для неорганизованных детей от 6 мес. до 3 лет.
Цель: повысить общую психолого-педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания и обеспечить позитивную динамику в индивидуальном развитии каждого ребенка раннего возраста совместными усилиями семьи и детского сада.
Наметили задачи:
- создание условий для полноценного развития ребенка и оздоровление детского организма;
- обеспечение подготовки к постоянному посещению детского учреждения;
- повышение компетентности родителей через становление их как партнеров образовательного процесса.
Приоритетные направления:
- эмоциональное развитие и развитие навыков общения;
- познавательное развитие через организацию предметной деятельности.
Для работы выбрали программно-методический комплекс «Кроха ( авторы: Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Г. В. Груба, Д. В. Сергеева и др.) Это практическое пособие о воспитании ребенка от рождения до 3 лет, где раскрываются общие закономерности развития и четко обозначено: что, как, когда и почему надо делать с ребенком, чтобы обеспечить своевременное его развитие.
Практическая работы группы началась с анкетирования родителей, в ходе которого были выявлены запросы и вычленены проблемы воспитания. В соответствии с этим подбиралась тематика консультаций, бесед и практических занятий для родителей. В процессе выполнения заданий родители учились организовывать с ребенком обучающую игру, помогающую осваивать окружающий мир. А также, что самое важное, родители приобретали опыт непосредственного взаимодействия, в результате чего выстраивалось содержательное и развивающее общение.
Следующая форма это игры-занятия, которые проводятся согласно перспективному плану, 1 раз в неделю. В ходе игр-занятий, дети и родители становились творцами самого процесса обучения. Была создана специальная предметно-игровая среда, стимулирующая инициативную активность. Родители, присутствуя в игре, могли видеть как педагоги творчески взаимодействуют с ребенком в каждом виде деятельности – предметной, изобразительной, музыкальной, двигательной и подключались к сотворчеству.
Главные задачи, которые мы ставили перед собой в работе с семьей, - создание внутрисемейной культуры общения, установление и осознание семейных ценностей и традиций. Для этого мы использовали совместные мероприятия: праздники чаепития, прогулки. При их проведении акцент делали на русские народные традиции – празднование Нового года, дней рождения и т. п., широко использовали фольклор, систему ритуалов (украшение елки, приход Деда Мороза, вручение подарков, сервировка и украшение стола, встреча гостей).
Все это способствовало улучшению отношений в семье, активному включению в систему воспитания других членов семьи (пап, бабушек, дедушек).
Насколько эффективна эта работа, спросите вы? Первые результаты показали, что мы, конечно, не решили проблему глобально, однако даже небольшой опыт группы «Кроха» показал, что эта работа нужна, востребована родителями и пользуется большой популярностью в микрорайоне. Многие дети, посещающие группу, впоследствии пришли к нам в детский сад, адаптация их прошла быстрее, менее болезненна, а по срокам короче, чем у других малышей. Большинство родителей стало более ответственно относиться к своим обязанностям и воспринимать их не как обязанности, а как неповторимое и радостное мгновение совместной жизни.
Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 2»
Лядова А. И.