Светлана Шухардина
Проблемы трудового воспитания в современной российской школе
▼ Скачать
В последнее время ученые и прогрессивные педагоги отечественного образования пытаются ответить на вопрос о нарастающих проблемах современного образования. Мы являемся участниками глобальных преобразований, происходящих в обществе и производстве. Жизнь современного участника производства, уровень его благосостояния и культуры, напрямую зависят от этих изменений. Тот факт, что не всегда в разработке государственного заказа к образованию учитываются изменения, происходящие в производстве, изменяющиеся требования к его участникам, еще больше обостряет проблему воспитания значимых качеств личности будущего участника производства. Поэтому следует рассмотреть одну из важных причин отставания отечественного образования – снижение роли трудового воспитания в школе.
Публикация «Проблемы трудового воспитания в современной российской школе» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В современном производстве многие трудовые процессы автоматизированы и компьютеризированы, это требует от его участников новых знаний, умений и компетенций. По сути, школа должна подготовить выпускников не только для поступления в вузы, но и полноценных участников производства, способных быстро адаптироваться в реальной производственной ситуации, осваивать разнообразные способы преобразования и стать конкурентноспособными участниками производства.
О роли труда в жизни человека сказано немало. Однако, наряду с большими достижениями, современное общество все реже ориентируется на лозунг «Труд – всему голова!». Из производственной жизни на долгое время исчезли конкурсы трудового мастерства, на редких предприятиях можно пройти по аллее трудовой славы, в цехах не хватает квалифицированных молодых кадров, а основным мотивом в работе является высокая зарплата. Труд становится непрестижным. Уже с младшего школьного возраста отмечено увлечение компьютерными играми, раскованность, снижение интереса к труду, а результатом этого – равнодушие, агрессия, нежелание трудиться. Наблюдения показывают - ребенок начинает привыкать к тому, что ему и так дадут все, что он захочет и незачем для этого напрягаться.
С недавнего времени в школе запрещено использовать детский труд. Дети перестали участвовать в субботниках, уборке классных комнат, школьных территорий, сельскохозяйственных работах. Что уж говорить о школьных мастерских, в которых недостаточно оборудования находящегося в рабочем состоянии. Не стало шефствующих предприятий – возникла проблема с приобретением расходных материалов для кабинетов технологии. Может тогда возложить обязанности по трудовому воспитанию на семью? Но современная семья так занята добычей «золотой рыбки» для своего чада, что подчас видит его только спящим. В семьях почти забыли о том, что совместный коллективный отдых и труд объединяет людей, а родители на просьбу ребенка: «Дай, я тебе помогу», чаще отвечают: «Уйди, не мешай».
Не секрет, что основы трудовой культуры, элементарные трудовые умения закладываются и развиваются в детстве. Здесь важно не упустить момент. Грамотно организованный труд во всех его формах позволит воспитать наиболее значимые качества личности будущего участника производства. Это отражено и в формулировках воспитательных задач в Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования, где важное значение в трудовом воспитании будущего участника производства отводится формированию представлений о трудовом процессе и роли трудовой деятельности в жизни человека [1].
Однако, как показывает практика, учитель, в решении этих задач, ограничивается экскурсиями на производство или организует встречи с участниками производства разных профессий. Содержание таких мероприятий дает лишь поверхностное представление о производстве, если предварительно не проводить большую и кропотливую работу на уроках технологии. Предварительная работа, в решении обозначенных задач, на наш взгляд, заключается в освоении знаний о свойствах материалов и способах их обработки, умении подбирать инструменты к работе, сохранять рабочую позу в процессе выполнения трудовой операции, работать по построенному плану, изучать техническую документацию, ставить конкретные трудовые задачи, оценивать свои действия и результаты труда и т. д.
К сожалению, анализ деятельности учащихся показывает несоответствие того, как трудовые операции выполняются на производстве и как в классе. В начальных классах в массовых случаях трудовые операции выполняются сидя за столом. На производстве большая часть трудовых операций выполняются стоя, к примеру, продавец, хирург, станочник, парикмахер, чертежник, раскройщик и другие. Несомненно, что выполнять разметку по шаблону с первого класса следует приучать стоя. В позе стоя хорошо фиксируется шаблон, угол зрения становится шире, да и придерживающая шаблон рука не мешает выполнить более качественно линию разметки.
То же самое можно сказать и о способе обработки материалов. На производстве, в большинстве случаев, деталь изготавливается из заготовки, на уроке же зачастую дети работают с материалом, а не с заготовкой. Причина этому, видимо, кроется в том, что в дошкольных учреждениях задачу экономии материалов решает воспитатель и выдает детям готовые заготовки, поэтому, придя в школу, ученик, к примеру, вырезая деталь из бумаги, не отделяет предварительно от листа заготовку. Что касается рабочей позы в выполнении этой операции, на наш взгляд, ее так же следует выполнять стоя – движения рук становятся более свободными, координированными, более правильно распределяется нагрузка на мышцы рук.
Особое внимание следует уделять алгоритмическим процессам на уроке. На уроке технологии эти процессы ученики совершают, анализируя образец труда, проводя наблюдения и опыты, составляя план работы, выполняя трудовые операции, оценку результатов труда. Наибольшее значение в формировании представлений о трудовых процессах имеет развитие умений действовать по построенному плану. Умение четко следовать предписанию играет важнейшую роль в воспитании трудовой дисциплины. К сожалению не всегда учителя придают этому важную роль на уроке, ученики, в свою очередь, нарушая порядок трудового процесса, совершают множество ошибок, как в художественных композициях, так и в технических конструкциях.
Мы, в сокращенном виде, привели примеры решения задач формирования представлений о трудовых процессах, которые формируются у учеников на рабочем месте на уроке технологии. Восстановить утраченные приемы и методы трудового воспитания учащихся отечественной школы должно стать основной задачей современного образования. Здесь необходимо вдумчиво подходить и к разработке дидактического материала, пособий и тетрадей для обучения учащихся начальных классов. Анализ современной литературы показывает, что ее страницы изобилуют картинками не всегда дающими информацию об организации труда, трудовой позе, образце пользования инструментом, не достаточно материала по конструированию наглядных моделей и их использованию на практике, алгоритмов анализа образца, плана работы, который, иногда, занимает целую страницу пособия, не вполне ясно оформлены материалы по организации рабочего места и др., Следовательно, не всегда представленное содержание соответствует названию пособия «Технология», и более того, не дает возможность учителю наглядно продемонстрировать способы организации, исполнения трудовой деятельности и ее оценки.
Таким образом, очевидна необходимость четкого осмысления тенденций в развитии производства, общества, человека и состояния трудового обучения и воспитания и, в этом контексте, определения целей и задач технологического образования.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – Электронный ресурс: https://standart.edu.ru