Папки-передвижки

Проблемы трудового воспитания в современной российской школе

Светлана Шухардина
Проблемы трудового воспитания в современной российской школе
▼ Скачать + Заказать документы

В последнее время ученые и прогрессивные педагоги отечественного образования пытаются ответить на вопрос о нарастающих проблемах современного образования. Мы являемся участниками глобальных преобразований, происходящих в обществе и производстве. Жизнь современного участника производства, уровень его благосостояния и культуры, напрямую зависят от этих изменений. Тот факт, что не всегда в разработке государственного заказа к образованию учитываются изменения, происходящие в производстве, изменяющиеся требования к его участникам, еще больше обостряет проблему воспитания значимых качеств личности будущего участника производства. Поэтому следует рассмотреть одну из важных причин отставания отечественного образования – снижение роли трудового воспитания в школе.

Публикация «Проблемы трудового воспитания в современной российской школе» размещена в разделах

В современном производстве многие трудовые процессы автоматизированы и компьютеризированы, это требует от его участников новых знаний, умений и компетенций. По сути, школа должна подготовить выпускников не только для поступления в вузы, но и полноценных участников производства, способных быстро адаптироваться в реальной производственной ситуации, осваивать разнообразные способы преобразования и стать конкурентноспособными участниками производства.

О роли труда в жизни человека сказано немало. Однако, наряду с большими достижениями, современное общество все реже ориентируется на лозунг «Труд – всему голова. Из производственной жизни на долгое время исчезли конкурсы трудового мастерства, на редких предприятиях можно пройти по аллее трудовой славы, в цехах не хватает квалифицированных молодых кадров, а основным мотивом в работе является высокая зарплата. Труд становится непрестижным. Уже с младшего школьного возраста отмечено увлечение компьютерными играми, раскованность, снижение интереса к труду, а результатом этого – равнодушие, агрессия, нежелание трудиться. Наблюдения показывают - ребенок начинает привыкать к тому, что ему и так дадут все, что он захочет и незачем для этого напрягаться.

С недавнего времени в школе запрещено использовать детский труд. Дети перестали участвовать в субботниках, уборке классных комнат, школьных территорий, сельскохозяйственных работах. Что уж говорить о школьных мастерских, в которых недостаточно оборудования находящегося в рабочем состоянии. Не стало шефствующих предприятий – возникла проблема с приобретением расходных материалов для кабинетов технологии. Может тогда возложить обязанности по трудовому воспитанию на семью? Но современная семья так занята добычей «золотой рыбки» для своего чада, что подчас видит его только спящим. В семьях почти забыли о том, что совместный коллективный отдых и труд объединяет людей, а родители на просьбу ребенка: «Дай, я тебе помогу», чаще отвечают: «Уйди, не мешай».

Не секрет, что основы трудовой культуры, элементарные трудовые умения закладываются и развиваются в детстве. Здесь важно не упустить момент. Грамотно организованный труд во всех его формах позволит воспитать наиболее значимые качества личности будущего участника производства. Это отражено и в формулировках воспитательных задач в Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования, где важное значение в трудовом воспитании будущего участника производства отводится формированию представлений о трудовом процессе и роли трудовой деятельности в жизни человека [1].

Однако, как показывает практика, учитель, в решении этих задач, ограничивается экскурсиями на производство или организует встречи с участниками производства разных профессий. Содержание таких мероприятий дает лишь поверхностное представление о производстве, если предварительно не проводить большую и кропотливую работу на уроках технологии. Предварительная работа, в решении обозначенных задач, на наш взгляд, заключается в освоении знаний о свойствах материалов и способах их обработки, умении подбирать инструменты к работе, сохранять рабочую позу в процессе выполнения трудовой операции, работать по построенному плану, изучать техническую документацию, ставить конкретные трудовые задачи, оценивать свои действия и результаты труда и т. д.

К сожалению, анализ деятельности учащихся показывает несоответствие того, как трудовые операции выполняются на производстве и как в классе. В начальных классах в массовых случаях трудовые операции выполняются сидя за столом. На производстве большая часть трудовых операций выполняются стоя, к примеру, продавец, хирург, станочник, парикмахер, чертежник, раскройщик и другие. Несомненно, что выполнять разметку по шаблону с первого класса следует приучать стоя. В позе стоя хорошо фиксируется шаблон, угол зрения становится шире, да и придерживающая шаблон рука не мешает выполнить более качественно линию разметки.

То же самое можно сказать и о способе обработки материалов. На производстве, в большинстве случаев, деталь изготавливается из заготовки, на уроке же зачастую дети работают с материалом, а не с заготовкой. Причина этому, видимо, кроется в том, что в дошкольных учреждениях задачу экономии материалов решает воспитатель и выдает детям готовые заготовки, поэтому, придя в школу, ученик, к примеру, вырезая деталь из бумаги, не отделяет предварительно от листа заготовку. Что касается рабочей позы в выполнении этой операции, на наш взгляд, ее так же следует выполнять стоя – движения рук становятся более свободными, координированными, более правильно распределяется нагрузка на мышцы рук.

Особое внимание следует уделять алгоритмическим процессам на уроке. На уроке технологии эти процессы ученики совершают, анализируя образец труда, проводя наблюдения и опыты, составляя план работы, выполняя трудовые операции, оценку результатов труда. Наибольшее значение в формировании представлений о трудовых процессах имеет развитие умений действовать по построенному плану. Умение четко следовать предписанию играет важнейшую роль в воспитании трудовой дисциплины. К сожалению не всегда учителя придают этому важную роль на уроке, ученики, в свою очередь, нарушая порядок трудового процесса, совершают множество ошибок, как в художественных композициях, так и в технических конструкциях.

Мы, в сокращенном виде, привели примеры решения задач формирования представлений о трудовых процессах, которые формируются у учеников на рабочем месте на уроке технологии. Восстановить утраченные приемы и методы трудового воспитания учащихся отечественной школы должно стать основной задачей современного образования. Здесь необходимо вдумчиво подходить и к разработке дидактического материала, пособий и тетрадей для обучения учащихся начальных классов. Анализ современной литературы показывает, что ее страницы изобилуют картинками не всегда дающими информацию об организации труда, трудовой позе, образце пользования инструментом, не достаточно материала по конструированию наглядных моделей и их использованию на практике, алгоритмов анализа образца, плана работы, который, иногда, занимает целую страницу пособия, не вполне ясно оформлены материалы по организации рабочего места и др., Следовательно, не всегда представленное содержание соответствует названию пособия «Технология», и более того, не дает возможность учителю наглядно продемонстрировать способы организации, исполнения трудовой деятельности и ее оценки.

Таким образом, очевидна необходимость четкого осмысления тенденций в развитии производства, общества, человека и состояния трудового обучения и воспитания и, в этом контексте, определения целей и задач технологического образования.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – Электронный ресурс: https://standart.edu.ru

Публикации по теме:

Методика обучения математике в современной школе Пономарева Юлия Васильевна Учитель математики МБОУ Каменно-Балковская СОШ Методика обучения математике в современной школе Слово «методика».

Ценностные приоритеты воспитания учащихся в современной школе За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. В молодежной среде очень часто проявляются.

Формирование волевых и нравственных качеств у дошкольников посредством трудового воспитания Современные родители часто не знают, что в основе формирования волевых и нравственных качеств у детей лежат трудовые умения и навыки. Труд.

Работа воспитателей с родителями по вопросам трудового воспитания в семье Создавая трудовую атмосферу в группе, педагог стремится к тому, чтобы в течение дня дети выполняли разнообразные несложные поручения. Кроме.

Развивающий центр трудового воспитания в старшей группе «Художественный труд»Развивающий центр трудового воспитания в старшей группе «Художественный труд» b]Цель:[/b] совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности. Задачи: -развивать интерес.

Сотрудничество детского сада и семьи в рамках трудового воспитания (из опыта работы)Сотрудничество детского сада и семьи в рамках трудового воспитания (из опыта работы) Интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. задача педагогов и родителей - не упустить этот.

Современный дошкольник: проблемы воспитания и формирования социальной адаптации Глобальные проблемы, происходящие в современном обществе, охватывают все области его жизни. На сегодняшний день развитие общественной жизни.

Здоровьесбережение младших школьников в современной школеЗдоровьесбережение младших школьников в современной школе Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Процесс сохранения здоровья.

Консультация «Значение трудового воспитания в развитии личности ребенка дошкольника» Воспитание любви к труду, формирование элементарных трудовых навыков, уважения к людям труда - важная задача дошкольных учреждений. Приобщение.

Значение трудового воспитания в развитии личности ребёнка Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблемы трудового воспитания в современной российской школе
Опубликовано: 26 сентября 2019 в 20:39
+44Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблемы трудового воспитания в современной российской школе» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Шухардина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД