Ирина Трубинова
План-конспект учебного занятия в 11 классе на тему «Изображение жизни русской деревни в современной литературе»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект учебного занятия
Тема: «Изображение жизни русской деревни в современной литературе»
Дисциплина: литература
Вступление
Термин «деревенская проза» и «писатели-деревенщики» - названия условные, однако они сформировали устойчивый круг тем, который освещался такими талантливыми писателями как Виктор Астафьев, Василий Белов, Виктор Распутин, Василий Шукшин. В своих произведениях. Они дали картину жизни русского крестьянства в XX веке, отразив главные события, повлиявшие на судьбу деревни : Октябрьский переворот, гражданскую войну, коллективизацию, голод, военные и послевоенные лишения, всевозможные эксперименты над сельским хозяйством. С любовью писатели создали целую галерею образов деревенских жителей. Это прежде всего мудрые старухи Астафьева, шукшинские «чудики», многотерпеливые простые крестьяне.
Публикация «План-конспект учебного занятия в 11 классе на тему „Изображение жизни русской деревни в современной литературе“» размещена в разделах
- Литература. Уроки литературы
- Старшая школа 11 класс
- Старшая школа. 10-11 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2019
Тип урока: комбинированный
Цель урока:
-образовательная: дать представление о «деревенской прозе»; познакомить с биографией и творчеством «писателей-деревенщиков».
-воспитательная: формирование гражданско-патриотического мировоззрения учащихся через изучение и анализ произведений, рассказывающих о жизни русской деревни, о малой родине.
-развивающая: развить умения анализировать художественные произведения малого жанра; раскрывать общечеловеческое содержание изученных произведений; аргументировать и формулировать своё отношение к прочитанному.
Задачи:
-ознакомить учащихся с историческими особенностями периода «оттепели»;
-познакомить с понятиями «деревенская» проза, «городская» проза, «писатели-деревенщики»
-проанализировать рассказы Василия Шукшина: «Чудик», «Материнское сердце».
-познакомить обзорно с произведениями В. П. Астафьева, В. Г. Распутина
Оборудование: портреты писателей, проектор, компьютер, экран, сборники рассказов.
Методические приемы: использование ИКТ, лекция, аналитическая беседа.
Ход урока:
1. Слово преподавателя: Эпиграфом к уроку хотелось бы взять слова советского писателя Виктора Астафьева, который подвёл итог «деревенской прозе», написав следующие слова: «Мы отпели последний плач - человек пятнадцать нашлось плакальщиков о бывшей деревне. Мы и воспевали её одновременно. Как говориться, восплакали хорошо, на достойном уровне, достойном нашей истории, нашей деревни, нашего крестьянства».
Термин «деревенская проза» и «писатели-деревенщики» - названия условные, однако они сформировали устойчивый круг тем, который освещался такими талантливыми писателями как Виктор Астафьев, Василий Белов, Виктор Распутин, Василий Шукшин. В своих произведениях. Они дали картину жизни русского крестьянства в XX веке, отразив главные события, повлиявшие на судьбу деревни : Октябрьский переворот, гражданскую войну, коллективизацию, голод, военные и послевоенные лишения, всевозможные эксперименты над сельским хозяйством. С любовью писатели создали целую галерею образов деревенских жителей. Это прежде всего мудрые старухи Астафьева, шукшинские «чудики», многотерпеливые простые крестьяне.
Сегодня мы вспомним творчество Виктора Петровича Астафьева и обратимся к творчеству Валентина Григорьевича Распутина (1937-2015) иВасилия Макаровича Шукшина (1927-1974 г.)
2. Презентация о жизни и творчестве «писателей-деревенщиков».
2.1 Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка (Красноярский край) В 1942 году ушёл добровольцем на фронт. В 1943 году был награждён медалью «За отвагу» После демобилизации в 1945 году уехал на Урал, в город Чусовой, женился на Марии Семёновне Корякиной. У них было трое детей. В Чусовом Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем, дежурным по вокзалу, кладовщиком. В 1951 году в газете «Чусовской рабочий» опубликован первый рассказ Астафьева «Гражданский человек». С 1951 года работал в редакции этой газеты, писал репортажи, статьи, рассказы.
Самостоятельная работа по творчеству В. П. Астафьева из 8 вопросов.
2.2 В. Г. Распутин родился 15 марта 1937 года в селе Усть-Уда Восточно-Сибирской (ныне Иркутская область) области в крестьянской семье. Мать — Нина Ивановна Распутина, отец — Григорий Никитич Распутин. С двух лет жил в деревне Аталанке Усть-Удинского района. Окончив местную начальную школу, вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа, об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ «Уроки французского», 1973. После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского государственного университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у Лёшки» был опубликован в альманахе «Ангара» в 1961 году.
Анализ произведений В. Г. Распутина
Деньги для Марии (1967)
Живи и помни (1974)
Прощание с Матёрой (1976)
2.3 Василий Маркович Шукшин родом из крестьянской семьи, его родина село Сростки на Алтае. Шукшин много успел повидать и испытать в своей жизни : служил на флоте, работал грузчиком, слесарем, учителем и даже директором школы. Затем окончил режиссёрский факультет ВГИКа. Стал известен как выдающийся актёр, режиссёр, сценарист.
Герои рассказа Шукшина деревенские люди, сталкивающиеся с городом или горожане, попавшие в село. У всех героев разные характеры и разная судьба, но их часто объединяет сердечная доброта, искренность, человеколюбие, даже некоторая непосредственность. Первый сборник Шукшина так и назывался «Сельские жители» (1963 г.) Одним словом, их можно назвать «чудиками», потому что их поступки часто трудно понять расчётливым и практичным людям. Чудики, словно белые вороны, выделяются среди окружающих незаурядным характером при обыкновенной (заурядной) внешности.
Чтение и анализ рассказа «Чудик» (1967г).
Главный герой Василий Егорыч Князев которому отроду 39 лет получил прозвище «чудик» от своей жены, которая иногда называла его так ласково. Но его поступки часто вызывали непонимание окружающих, а иногда даже злили, доводили до бешенства.
Человек в рассказах Шукшина часто не удовлетворён своей жизнью, он чувствует наступление всеобщей стандартизации, скучной обывательской усредненности и пытается выразить собственную индивидуальность, обычно несколько странными поступками. Таких шукшинских героев называют «чудиками». Иногда чудачества бывают добрыми и безобидными, например, в рассказе «Чудик», где Василий Егорыч разукрашивает детскую коляску.
Итог занятия : Мы сегодня познакомились с некоторыми представителями деревенской прозы, которые в своих произведениях описывали простых жителей деревни. Писатели искали источники мудрости в умении чувствовать красоту природы, жизни, в умении радовать людей, в душевной чуткости, в любви к земле, к ближнему.
Хочется закончить нашу тему словами из письма старухи Кандауровой (рассказ «Письмо»).
«Ну, работа работой, а человек же не каменный. Да если его приласкать, он же в три раза больше сделает. Любая животина любит ласку, а человек- тем более… Ты живи да радуйся, да других радуй».
Домашнее задание.
Прочитать главу из романа В. П. Астафьева «Царь-рыба». Сделать анализ по плану.
План
1. Смысл названия романа
2. Тема
3. Идея
4. Главные герои