НИНА ОСЬКИНА
Проблема адаптации детей раннего возраста в психолого-педагогической литературе
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые, коллеги! Вашему вниманию предлагаю статью о проблемах адаптации детей, и в связи с этим я в очередной раз начинаю свое пятилетнее увлекательное путешествие с дорогими для сердца детьми.
С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни
происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей
в течение девяти и более часов, новые требования к поведению, постоянный
контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много
Публикация «Проблема адаптации детей раннего возраста в психолого-педагогической литературе» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Литературная деятельность
- Младшая группа
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения
обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую
ситуацию, которая без специальной организации может привести к
невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые
болезни и т. д. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит
из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного
учреждения.
По мнению В. Н. Аванесова ребёнок должен приспособиться к новым
условиям, т. е. адаптироваться. Термин «адаптация» означает приспособление
Сложность приспособления организма к новым условиям и новой
деятельности и высокая цена, которую платит организм ребёнка за
достигнутые успехи, определяют необходимость учёта всех факторов,
способствующих адаптации ребёнка к дошкольному учреждению или,
наоборот, замедляющих её, мешающих адекватно приспособиться[1, с. 78].
О. А. Астратова выделила три стиля, с помощью которых человек
может адаптироваться к среде :
1) творческий стиль, когда человек старается активно изменять условия
среды, приспосабливая её к себе, и таким образом приспосабливается сам;
2) конформный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно
принимая все требования и обстоятельства среды;
3) избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать требования
среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним [5, с. 29].
Как же формируются у ребёнка способности к адаптации? Само
рождение ребёнка – яркое проявление биологической адаптации. Переход из
условий внутриутробного ко вне утробному существованию требует
коренной перестройки в деятельности всех основных систем организма -
кровообращения, дыхания, пищеварения. Эти системы должны к моменту
рождения иметь возможность осуществить функциональную перестройку,
т. е. должен быть соответствующий врождённый уровень готовности этих
адаптационных механизмов. Здоровый новорождённый имеет такой уровень
готовности и достаточно быстро приспосабливается к существованию во
внешних условиях [5, с. 38].
И. В. Голенкова утверждает, что функциональные системы, система
адаптационных механизмов продолжает своё созревание, и
совершенствование в течение определённого времени. В рамках этой
системы уже после рождения у ребёнка формируется и возможность к
социальной адаптации по мере того, как ребёнок овладевает окружающей его
социальной средой. Это происходит одновременно с формированием всей
системы высшей нервной деятельности [11, с. 5].
С точки зрения Н. Д. Ватутина все эти изменения обрушиваются на
ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, без
специальной организации может привести к невротическим реакциям
[8, с. 55].
Итак, чтобы избежать стрессовых ситуаций, необходимо грамотно
подойти к одной из проблем дошкольного учреждения – проблема адаптации
детей. Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребёнку по
возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна
подготовительная работа в семье. Возрастные особенности, возможности
детей, показатели, определяющие, необходимо знать. Но следует учитывать и
индивидуальные особенности ребёнка [10, с. 39].
Как полагает Л. В. Белкина причиной неуравновешенного поведения
детей бывает неправильная организация деятельности ребенка: когда не
удовлетворяется его двигательная активность, ребёнок не получает
достаточно впечатлений, испытывает дефицит в общении с взрослыми.
Срывы в поведении детей могут произойти и в результате того, что не
удовлетворены своевременно его органические потребности – неудобство в
одежде, ребёнок не своевременно накормлен, не выспался. Поэтому режим
дня, тщательный гигиенический уход, методически правильное проведение
всех режимных процессов – сна, кормления, туалета, своевременная
организация самостоятельной деятельности детей, занятий, осуществления
правильных воспитательных подходов к ним является залогом формирования
правильного поведения ребенка, создания у него уравновешенного
настроения [7, с. 105].
В своих трудах Ю. Л. Гончарова считает, что игнорирование
воспитателем особенностей типов нервной системы ребенка в период
адаптации к дошкольному учреждению может привести к осложнению в его
поведении. Поведение ребенка под влиянием сложившихся привычек также
приобретает индивидуальный характер. Незнание привычек ребенка
значительно осложняет работу воспитателя. Его педагогические воздействия
становятся стихийными, нецеленаправленными и часто не дают
необходимого результата. Несмотря на то, что режимы дня для детей разного
возраста, рекомендуемые «Программой воспитания в детском саду», научно
обоснованы, все же так называемый возрастной режим дня отдельных детей
необходимо изменять. Показателем к этому является поведение и
самочувствие малыша [13, с. 70].
О. И. Давыдова отмечает, что опыт общения ребенка с окружающими,
полученный им до прихода в детский сад, определяет характер его адаптации
к условиям детского сада. Поэтому именно знание содержания потребностей
ребенка в общении является тем ключиком, с помощью которого можно
определить характер педагогических воздействий на него в адаптационный
период [15, с. 78].
Правильно поступают те родители, которые уже на первом году жизни
ребенка не ограничивают его общение в узком кругу семьи а расширяют круг
общения ребенка.
Следовательно, на характер привыкания ребенка к условиям
дошкольного учреждения влияет ряд факторов: возраст ребенка, состояние
здоровья, сформированность опыта общения, а также степень родительской опеки.
Всем счастливого лета и без травматизма!