Папки-передвижки

Проблема адаптации детей раннего возраста в психолого-педагогической литературе

НИНА ОСЬКИНА
Проблема адаптации детей раннего возраста в психолого-педагогической литературе
▼ Скачать + Заказать документы

Уважаемые, коллеги! Вашему вниманию предлагаю статью о проблемах адаптации детей, и в связи с этим я в очередной раз начинаю свое пятилетнее увлекательное путешествие с дорогими для сердца детьми.

С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни

происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей

в течение девяти и более часов, новые требования к поведению, постоянный

контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много

Публикация «Проблема адаптации детей раннего возраста в психолого-педагогической литературе» размещена в разделах

неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения

обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую

ситуацию, которая без специальной организации может привести к

невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые

болезни и т. д. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит

из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного

учреждения.

По мнению В. Н. Аванесова ребёнок должен приспособиться к новым

условиям, т. е. адаптироваться. Термин «адаптация» означает приспособление

Сложность приспособления организма к новым условиям и новой

деятельности и высокая цена, которую платит организм ребёнка за

достигнутые успехи, определяют необходимость учёта всех факторов,

способствующих адаптации ребёнка к дошкольному учреждению или,

наоборот, замедляющих её, мешающих адекватно приспособиться[1, с. 78].

О. А. Астратова выделила три стиля, с помощью которых человек

может адаптироваться к среде :

1) творческий стиль, когда человек старается активно изменять условия

среды, приспосабливая её к себе, и таким образом приспосабливается сам;

2) конформный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно

принимая все требования и обстоятельства среды;

3) избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать требования

среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним [5, с. 29].

Как же формируются у ребёнка способности к адаптации? Само

рождение ребёнка – яркое проявление биологической адаптации. Переход из

условий внутриутробного ко вне утробному существованию требует

коренной перестройки в деятельности всех основных систем организма -

кровообращения, дыхания, пищеварения. Эти системы должны к моменту

рождения иметь возможность осуществить функциональную перестройку,

т. е. должен быть соответствующий врождённый уровень готовности этих

адаптационных механизмов. Здоровый новорождённый имеет такой уровень

готовности и достаточно быстро приспосабливается к существованию во

внешних условиях [5, с. 38].

И. В. Голенкова утверждает, что функциональные системы, система

адаптационных механизмов продолжает своё созревание, и

совершенствование в течение определённого времени. В рамках этой

системы уже после рождения у ребёнка формируется и возможность к

социальной адаптации по мере того, как ребёнок овладевает окружающей его

социальной средой. Это происходит одновременно с формированием всей

системы высшей нервной деятельности [11, с. 5].

С точки зрения Н. Д. Ватутина все эти изменения обрушиваются на

ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, без

специальной организации может привести к невротическим реакциям

[8, с. 55].

Итак, чтобы избежать стрессовых ситуаций, необходимо грамотно

подойти к одной из проблем дошкольного учреждения – проблема адаптации

детей. Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребёнку по

возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна

подготовительная работа в семье. Возрастные особенности, возможности

детей, показатели, определяющие, необходимо знать. Но следует учитывать и

индивидуальные особенности ребёнка [10, с. 39].

Как полагает Л. В. Белкина причиной неуравновешенного поведения

детей бывает неправильная организация деятельности ребенка: когда не

удовлетворяется его двигательная активность, ребёнок не получает

достаточно впечатлений, испытывает дефицит в общении с взрослыми.

Срывы в поведении детей могут произойти и в результате того, что не

удовлетворены своевременно его органические потребности – неудобство в

одежде, ребёнок не своевременно накормлен, не выспался. Поэтому режим

дня, тщательный гигиенический уход, методически правильное проведение

всех режимных процессов – сна, кормления, туалета, своевременная

организация самостоятельной деятельности детей, занятий, осуществления

правильных воспитательных подходов к ним является залогом формирования

правильного поведения ребенка, создания у него уравновешенного

настроения [7, с. 105].

В своих трудах Ю. Л. Гончарова считает, что игнорирование

воспитателем особенностей типов нервной системы ребенка в период

адаптации к дошкольному учреждению может привести к осложнению в его

поведении. Поведение ребенка под влиянием сложившихся привычек также

приобретает индивидуальный характер. Незнание привычек ребенка

значительно осложняет работу воспитателя. Его педагогические воздействия

становятся стихийными, нецеленаправленными и часто не дают

необходимого результата. Несмотря на то, что режимы дня для детей разного

возраста, рекомендуемые «Программой воспитания в детском саду», научно

обоснованы, все же так называемый возрастной режим дня отдельных детей

необходимо изменять. Показателем к этому является поведение и

самочувствие малыша [13, с. 70].

О. И. Давыдова отмечает, что опыт общения ребенка с окружающими,

полученный им до прихода в детский сад, определяет характер его адаптации

к условиям детского сада. Поэтому именно знание содержания потребностей

ребенка в общении является тем ключиком, с помощью которого можно

определить характер педагогических воздействий на него в адаптационный

период [15, с. 78].

Правильно поступают те родители, которые уже на первом году жизни

ребенка не ограничивают его общение в узком кругу семьи а расширяют круг

общения ребенка.

Следовательно, на характер привыкания ребенка к условиям

дошкольного учреждения влияет ряд факторов: возраст ребенка, состояние

здоровья, сформированность опыта общения, а также степень родительской опеки.

Всем счастливого лета и без травматизма!

Публикации по теме:

Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе через знакомство с устным народным творчеством «Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе через знакомство с русским народным творчеством» Проблема приобщения детей.

Годовое планирование работы пр приобщению детей раннего возраста к литературе МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №2 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА» Перспективное планирование работы по приобщению.

Картотека игр для детей раннего возраста в период адаптации Коваленко С. В. воспитатель, МБДОУ№41, г. Усть-Лабинск Картотека игр для детей раннего возраста в период адаптации Игра «Рисунки на песке».

Направления психолого-педагогической деятельности по оптимизации процесса успешной адаптации детей к ДОУ Для оптимизации процесса адаптации к условиям дошкольного учреждения необходима четкая и последовательная работа всех сотрудников образовательного.

Обеспечение психолого-педагогической поддержки и сохранения здоровья детей дошкольного возраста ТЕМА: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1. Главной ценностью любого человека.

Консультация «Особенности адаптации детей раннего возраста в ДОУ» Адаптационный период – серьезное испытание для детей раннего возраста: вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное.

Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения Проблема адаптации ребёнка раннего возраста достаточно широко представлена в психологических и педагогических исследованиях отечественных.

Проблема интеллектуального развития у детей в психолого-педагогических исследованиях 1.1. Проблема интеллектуального развития у детей в психолого-педагогических исследованиях Интеллектуальное развитие – это формирование.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Социальная безопасность ребенка дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Елашкина Е. В., воспитатель МАДОУ «Детский сад.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблема адаптации детей раннего возраста в психолого-педагогической литературе
Опубликовано: 23 июня 2019 в 20:15
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблема адаптации детей раннего возраста в психолого-педагогической литературе» (включая файлы) размещена пользователем НИНА ОСЬКИНА в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД