Елена Кузнецова
Анализ психолого-педагогической задачи
▼ Скачать + Заказать документы
В предложенной ситуации описано агрессивное поведение ребенка раннего возраста. Так как своим деструктивным поведением Даша вызывала психологический дискомфорт у других детей группы – некоторые дети стали плакать, ждать маму. Агрессивное поведение Даша демонстрирует с целью уйти домой, к деду.
Публикация «Анализ психолого-педагогической задачи» размещена в разделах
- Анализ работы педагога-психолога
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
Одной из причин агрессивного поведения Даши является взаимоотношение мамы и ребенка. Так мама срывается на ребенке в приемной, кричит («Все нервы мне вымотала!»). После появления в приемной воспитателя мама просто убегает из сада, хлопнув дверью, не успокоив ребенка, оставив Даша в возбужденном состоянии. Можно предположить, что мама занимается своей карьерой, с девочкой играют бабушка и дедушка, к которым ребенок привязан. Кроме того, Даше не хватает отцовской любви, дефицит которой она восполняет во взаимодействии с дедушкой.
Для предотвращения агрессивного поведения в дальнейшем, маме необходимо пересмотреть свои взаимоотношения с дочерью. Например, вечером и в выходные дни больше времени уделять Даше, играть с ней, обнимать. Так же можно предложить придумать ритуал прихода в сад. Например, дедушка, а потом и мама могут ребенку в ладошки сложить поцелуи, по приходу в сад мама читает меню и т. п. Если один и тот же ритуал повторять изо дня в день, а вечером забирать ребенка с улыбкой, спрашивать о том, как прошел день, то у ребенка сложится ассоциативная связь – мама прочитала меню, значит обязательно придет.
С целью снятия первичного аффекта маме необходимо самой успокоиться, перестать кричать, обнять свою дочь, тихим голосом проговорить «Я тебя люблю, я приду за тобой когда ты поспишь». Для снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации необходимо обеспечить ребенку достаточное количество тактильных стимуляций. Это могут быть игры с водой, песком, слушание музыки, рисование, лепка, самомассаж и пр. Все это помогает расслабиться, отвлечься, перестроить внимание.
Модель коррекционно – развивающей работы по преодолению агрессивного поведения ребенка раннего возраста
Цель: преодоление агрессивного поведения у ребенка дошкольного возраста.
Задачи :
1. Формировать навыки межличностного взаимодействия.
3. формировать поведение ребенка в социальной среде.
3. Раскрыть нравственный потенциала ребенка.
4. Развивать доброжелательность и коммуникативные навыки.
Принципы работы:
Принцип субъектности означает неуклонную направленность воздействия педагога на сознание воспитанника, на возбуждение самостоятельного осмысления происходящего и связей «Я» воспитанника с реальным миром предметов и людей, событий и явлений.
Принцип ценностности (иногда его называют ценностно-ориентационным) предполагает выявление и раскрытие для воспитанника ценностного содержания окружающего мира, «распредмечивание» предметов и вещей, обнаружение в них социального значения и личностного смысла; но этот принцип подразумевает и «опредмечивание» отношений, то есть воплощение ценностного отношения в реально осязаемые материализуемые формы: в действия, слова, предметы, поступки — в то, что доступно ощущениям и восприятию людей.
Принцип системности (целостности) ориентирует педагога на личностную целостность человека как носителя социальных отношений, как системы социальных отношений; эти отношения существуют в синкретическом единстве, но не имеют разового единого выражения, а проявляют себя в рациональной, эмоциональной и практически действенной форме часто автономно, и изредка компактного (единая субстанция, поэтому апелляция к разуму, чувствам и воле должна быть единой, присутствовать в каждом акте воздействия педагога, он апеллирует к человеку как системе, но не как «слоеному пирогу», не множеству бесконечных отдельных суммарных проявлений.
Принцип амплификации — технологический принцип, сообщающий о постоянной объективной необходимости выстраивать яркую внешнюю форму воздействия, увеличивая силу воздействия через расширение средств, в том числе психофизического аппарата. Амплификация требует при оказании воздействия на детей выпуклого, образного выражения отношения. Амплифицировать — это чуть-чуть добавить больше выразительных средств, чем в обыденной действительности.
Принцип свободы выбора («ненасилия») - технологический принцип, напоминающий педагогу о праве ребенка производить ежемоментный выбор и о необходимости создавать для ребенка непрерывающуюся ситуацию, когда такой выбор он станет производить самостоятельно.
Направления и формы работы:
Работа с детьми: игры, обсуждение произведений, пробы, различные виды изобразительной, музыкальной, физкультурно-оздоровительной деятельности.
Работа с коллективом ДОУ: проблемные ситуации, дискуссии, диспуты, целевые курсы для обучения работе родителей; круглые столы по обобщению опыта работы; «творческие актерские» тематические ролевые игры, лекции-диалоги, анализ, самоанализ.
Работа с семьей: педагогический родительский всеобуч, семейные клубы, тематические встречи, семинары-практикумы, консультации, тренинги
конференции, диспуты, семинары, тренинги, патронаж, консультации.
Методы организации работы:
1. Обеспечение постоянного профессионального роста и совершенствования мастерства педагогов с использованием проблемных семинаров, самоанализа деятельности, тренингов и др.
2. Опора на субъективный опыт каждого ребенка, развитие его позитивного внутреннего потенциала в образовательном процессе.
3. Поддержание благоприятного микроклимата в детском коллективе.
4. Применение методов и приемов образовательной работы (чтение художественной литературы, игры – драматизации, моделирование ситуаций, арт – терапия, сказкотерапия и пр.).
5. Активное вовлечение родителей в процесс профилактики детской агрессии в качестве инициаторов и полноправных участников образовательного процесса.