Гагарина Алексанра
Строительно-конструктивная игра как развитие ориентировки в пространстве у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Строительно-конструктивная игра как развитие ориентировки в пространстве у дошкольников.
Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. У детей дошкольного возраста необходимо развивать ориентировку в пространстве через строительно – конструктивные игры, такие как «Найди спрятанную игрушку по схеме». Цель: закреплять умение соотносить схемы с реальным пространством, отмечать на схеме места расположения предметов в реальном пространстве и словесно обозначать его. Ребёнку предлагают найти в комнате заданную игрушку, а затем отметить на схеме и ответить на вопрос, где эта игрушка была найдена.
Публикация «Строительно-конструктивная игра как развитие ориентировки в пространстве у дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Конструктивно-строительные игры. Конспекты занятий
- Ориентировка в пространстве
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Умение ребенка, представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления. Строительно-конструктивная игра – деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разнообразных постройках и связанных с ними действиями, которые помогают ориентироваться в пространстве. Строительно-конструктивные игры объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коммуникативными. В этих играх основой является ознакомление с соответствующей деятельностью людей, с техникой и её использованием. В них происходит замещение одних предметов другими. Содержанием игр со строительным материалом является созидание, воспроизведение окружающей действительности с помощью различных материалов. В содержании игр включается умственная задача, решение которой требует обдумывания. Дети учатся сравнивать, наблюдать, запоминать, воспроизводить, соотносить части построек. Строительно-конструктивные игры способствуют развитию ориентировки в пространстве (слева, вниз, рядом).
Дети подготовительной группы более самостоятельны, по собственной инициативе подбирают игровые коллективы, могут самостоятельно планировать последовательность строительно-конструктивной игры и осуществлять предварительный сговор. Наличие конструктивных умений позволяет им строить по наглядному образцу, по собственному замыслу, по заданной теме, по условиям, моделям. В подготовительной группе более отчетливо выступает собственно строительная деятельность, стремление что-то мастерить, делать своими руками. Многие строительно-конструктивные игры направлены на удовлетворение познавательных интересов дошкольников. Стремление к точности приводит к некоторому снижению игровой условности. Дети хотят, чтобы постройка была похожей на настоящую. Сходство с изображаемым реальным предметом для них является критерием правильности конструирования. Педагог должен приучать детей анализировать свои постройки, что содействует развитию умственных способностей, учит детей соотносить цель и процесс строительства с результатом. Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. В многочисленных философских, психолого-педагогических исследованиях раскрывается исключительная роль освоения предметного и социального пространства в построении ребенком целостной картины мира, осознании своего места в нем. Пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, ориентировка в пространстве оказывает влияние на развитие его самосознания, личности и, таким образом, является составной частью процесса социализации. Поэтому гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. Изучавшие пространственные представления и ориентировку в пространстве исследователи (Б. Г. Ананьев, М. В. Вовчик-Блакитная, А. А. Люблинская, Т. А. Мусейибова, Ф. Н. Шемякин и др.) установили, что их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками.
Благодаря строительно-конструктивным играм у дошкольников развиваются адекватные способы восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве; эта задача выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе, являющейся, в свою очередь, одной из важнейших задач дошкольного воспитания. Итак, обучая детей строительно-конструктивным играм, педагог использует комплекс различных приемов, направленных на развитие ориентировки в пространстве, детского творчества, конструктивных умений, на сочетание интеллектуальной и практической деятельности ребенка. Воспитатель учит детей обдумывать предстоящие игровые действия, развивает сообразительность, поощряет догадку. Например, учит сравнивать (чем похожи и чем различаются виды городского транспорта, жилые дома и здания художественного назначения и т. д.). Строительно-конструктивные игры детей дошкольного возраста способствуют развитию их сенсорного опыта, мыслительных операций, творческого воображения, обостряют наблюдательность, развивают волю.
Таким образом, строительно-конструктивные игры значительно влияют на развитие ребенка-дошкольника, особенно на развитие ориентировки в пространстве через строительные игры, дошкольники учатся ориентироваться в окружающем их мире.
https://infourok.ru/statya_prostranstvennaya_orientirovka_v_razvitii_doshkolnikov-146237.htm
https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-stroitelnaja-igra-sredstvo-formirovanija-orientirovki-v-prostranstve-u-doshkolnikov.html
https://pandia.ru/text/77/497/7790.php
https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=4541
https://mirznanii.com/a/176045/sushchnost-orientirovki-v-prostranstve-v-doshkolnom-vozraste