Маргарита Назарова
Обучение ориентировке в пространстве дошкольников с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение ориентировки в пространстве дошкольников с нарушением зрения
Различные аспекты проблемы ориентировки в пространстве дошкольников с косоглазием и амблиопией рассмотрены в исследованиях Л. Ю. Плаксиной, Л. С. Сековец и др. Показано, что функциональные нарушения зрения в раннем и дошкольном возрасте ограничивают непосредственный чувственный опыт освоения пространства.
Темочки:
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Ориентировка в пространстве
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
Зрительная ориентировка дошкольников с нарушение зрения отличается значительным своеобразием, обусловленным трудностями зрительно-пространственного восприятия. Так монокулярное видение не позволяет детям воспринимать форму, величину предметов, глубину и протяженность пространства. Это является причиной замедленности формирования у детей данной категории пространственных представлений о своем теле и основных направлениях пространства.
Выявлены следующие основные особенности пространственной ориентировки у дошкольников с нарушением зрения.
-отсутствие целостного представления о симметричности своего тела;
-осуществление связи ориентировочных действий в пространстве с их словестными обозначениями.
Безусловно, это приводит к несформированности у детей навыков практической ориентировки в пространстве.
Таким образом, данные исследователей позволили сделать вывод, что дошкольники с нарушением зрения значительно отстают в этом виде деятельности от нормально развивающихся сверстников.
Успешное овладение детьми пространственной ориентировкой возможно в условиях специально организованного коррекционного обучения.
Основой коррекционного обучения является развитие у дошкольников трех-семи лет целенаправленного зрительного восприятия пространства и расположения в них предметов, а также в умении использовать в процессе ориентировки информацию об окружающем пространстве.
При обучении детей с нарушение зрения, связанным с пространственной ориентировкой, недостаточно бывает однократного показа. Повторение освоенных действий в таких случаях осуществляется до автоматизма.
Материал для занятий по обучению ориентировки в пространстве подбирается и распределяется по принципу доступности,занимательности, постепенного усложнения. Вариативность и постепенное усложнение заданий дает возможность закрепить и расширить представления детей о пространстве и навыки ориентировки в нем. Подкрепление зрительного восприятия осязательными, слуховыми, тактильными, двигательными и др обеспечивает целостное представление детей об объектах, их пространственных признаках и расположение в пространстве. Это позволяет научить детей выделять разномодельные признаки в качестве ориентиров.
В результате целенаправленного коррекционного обучения дети с нарушением зрения получают возможность свободно и самостоятельно ориентироваться не только в знакомом но и в незнакомом помещении. Это очень важно для их дальнейшего развития.