Ахметшина Илюса
Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушенным зрением
▼ Скачать + Заказать документы
Пространственная ориентировка это особый вид восприятия, который обеспечивается единством работы зрительного, слухового, кинестетического анализаторов.
Ориентировка в пространстве – одна из актуальных и труднейших проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей с нарушением зрения. Дети с нарушением зрения характеризуются своеобразием развития психических и физических процессов, что проявляется в недостаточной двигательной активности, особенностях развития двигательной сферы. В свою очередь это вызывает у них трудности пространственной ориентировки.
Публикация «Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушенным зрением» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Ориентировка в пространстве
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Основные причины трудностей при освоении окружающего пространства детьми с нарушением зрения:
1. Недостаточный запас предметных и пространственных представлений. 2. Сложность анализа и синтеза получаемой через сохранные анализаторы информации об окружающем пространстве. 3. Непрочная связь между восприятием пространственных признаков и отношений и их словесными обозначениями. 4. Нарушение микро- и макрокоординации движений. 5. Переоценка детьми своих зрительных возможностей, опора при ориентировке на неточное зрительное восприятие. 6. Неумение пользоваться нарушенным зрением при ориентировке. Кроме того, у детей с нарушением зрения одной из причин плохой ориентировки в пространстве, является искажение восприятия предметов и их расположения в пространстве в связи с низкой остротой зрения и нарушением других зрительных функций. А у детей с косоглазием и амблиопией - искажение восприятия глубины пространства, удаленности предметов, расстояния между ними в связи с нарушением бинокулярного зрения.
Для дошкольников с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность; у них значительно хуже развиты пространственные представления, словесные обозначения пространственных отношений. Нарушение глазодвигательных функций вызывают ошибки определения детьми формы, величины, отдаленности, пространственного расположения предметов.
В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося. Обучение дошкольников с нарушением зрения ориентировки в пространстве в ДОУ осуществляется во всех видах деятельности (на занятиях, прогулке, в играх и др.) и разными специалистами. Задача всех специалистов - организация оптимальных образовательных воздействий при учете индивидуальных возможностей ребенка, состояния зрительных функций.
Обучение ориентировки в пространстве включает четыре этапа.
Каждый этап представляет серию усложняющихся заданий.
На первом этапе необходимо создать у детей четкие представления о своем теле и его симметричности, о пространственном расположении его частей обучить их пространственной ориентировке «на себе». Обучению детей различать правую и левую стороны «на себе» и словесно обозначать их соответствующими терминами придется уделить много времени, так как ориентировка именно в этих направлениях является основой освоения детьми не только схемы своего тела, но и пространства вокруг себя. Использование в обучении реальных чувственных ощущений ребенка, вовлечение его в игровые ситуации помогает прочно усвоить необходимые знания и умения. Чтобы закрепить навыки ориентировки на собственном теле, постоянно предлагайте ребенку находить на своей одежде и правильно называть различ-ные детали (воротник, рукава, карманы, застежки) и их расположение, используя при этом пространственные обозначения: «Этот карман правый, а этот левый», «Воротник вверху», «Пуговицы на платье сзади». Скажите ребенку: «Положи носовой платок в правый (левый) карман», «Покажи на своей рубашке правый (левый) рукав», «Застегни верхнюю (нижнюю) пуговицу». При каждом удобном случае надо употреблять слова, обозначающие пространственное расположение частей тела ребенка и направления пространства. На прогулке проговаривайте те направления, в которых движетесь с детьми: «Сейчас мы идем прямо, вперед. Теперь мы повернем направо». Слова сопровождайте указательными жестами в направлении движения. Знания полученные на занятиях одного этапа, закрепляются на последующих этапах обучения ориентировке в пространстве, а также на занятиях по развитию зрительного восприятия, на прогулках и в повседневной жизни. Второй этап . Развитие ориентировки в микро- и макро- пространвстве «от себя», выделяя различные ориентиры (световые, цветовые, звуковые, тактильные, двигательные ощущения. Задача второго этапа - дать детям представление о том, что собственное тело является точкой отсчета при ориентировке в окружающем пространстве, то есть «от себя». В качестве материала используется набор мелких игрушек или предметы реального пространства. Ребёнок выполняет действия с игрушками по словесной инструкции педагога, словесно обозначает пространственные отношения. На третьем этапе идет обучение моделированию предметно –пространственных построений. Формирование у детей умений создавать простейшие модели пространственных отношений между игрушками, предметами (моделирование) Четвертый этап – обучение ориентировке в пространстве с помощью схем. Выявляется умение соотносить расположение предметов в реальном пространстве со схемой. В качестве материала используется схема кукольной комнаты; кукольная мебель, соответствующий набор геометрических фигур. Ребёнок моделирует простейшие пространственные отношения из строительного материала, геометрических фигур, словесно обозначает местоположение. Обучение детей ориентировке в пространстве с использованием схем является следующим, более сложным этапом работы. Проводится оно последовательно по следующим направлениям: обучение ориентировке в пространстве по картинке-плану; знакомство с условными (схематичными) изображениями предметов; формирование умения соотносить расположение в пространстве реальных предметов со схемой; обучение самостоятельному составлению простейших схем замкнутого пространства.
Наиболее успешное освоение детьми ориентировки в окружающем пространстве реализуется в дидактических играх и упражнениях.
Игровые приемы, направленные на развитие ориентировки в окружающем пространстве
Игры со звуковыми ориентирами
«С какой стороны звук?»
Взрослый предлагает ребёнку определить на слух и показать рукой в ту сторону, откуда слышен звук знакомой игрушки (предмета, голос, назвать направление.
«Расскажи, что слышишь вокруг себя; назови с какой стороны»
В этой игре ребёнок должен сам различить разные звуки улицы, окружающей среды на слух и назвать предметы (объекты, которые их издают, указать направление источника звука.
«Жмурки»
Эту игру лучше проводить в знакомой для ребёнка местности. Ребёнок закрывает глаза, взрослый отходит на небольшое расстояние и просит ребёнка идти на звук его голоса (хлопков, колокольчика).
Игры по словесной инструкции
«Вверху-внизу»
Взрослый называет разные предметы, которые находятся внизу и вверху, чередуя их. Ребёнок должен при названии предмета показывать пальцем руки вверх, если предмет вверху, вниз, если предмет внизу. Например: пол, небо, земля, трава, потолок, люстра, крыша, птицы, дорога, камни, ручей, облака, яма, солнце, песок, горы, море, ботинки, голова, колено, шея.
«Магазин»
Цель: учить понимать пространственные отношения в группе реальных предметов, словесно обозначить местоположение предметов на полках.
Ход игры: Ребенок, выступая в роли продавца, на нескольких полках расставляет игрушки и говорит, где и что находится.
«Что находится справа (слева) от меня?»
Цель: развитие умения определять направления относительно своего тела,
Ход игры: ребенка просят, не поворачиваясь, перечислить то, что находится справа (слева) от него. После этого, ребенка поворачивают и задают вопрос: «Что теперь справа (слева) от тебя?
«Робот»
Цель: развитие ориентировки в окружающем пространстве, понимание координат пространства.
Ход игры: ребенок изображает робота, точно и правильно выполняющего команды человека: «Один шаг вперед, два шага направо, прыжок вверх, три шага налево, вниз (присесть) и т. д.»
«Спрячем игрушку (шишку, осенний листочек)»
Всем знакомую игру можно дополнить инструкциями по указанию направления движения поиска игрушки. При знакомстве с игрой инструкцию ребёнку дают поэтапно, затем можно усложнять игру: сразу сообщать направление и изменение движения. Например: «Сделай два шага вперёд, три шага вправо и ещё два шага вперёд» и т. п.
«Звери фотографируются».
Цель: определение положение предметов относительно других предметов.
Оборудование: Игрушки зверей, игрушечный фотоаппарат.
Ход игры: Взрослый-фотограф, желая сделать снимок зверей, ищет кадр. Его помощнику, ребенку, надо их рассадить: лисичку - справа от зайца, мишку – слева от мышки и т. д.
«Транспорт»
Наблюдая за движением транспорта на улице, попросить ребёнка определить в какую сторону едет автобус, легковая машина, маршрутное такси и т. д.
Игры с использование схем
«Найди спрятанную игрушку по схеме»
Цель: закреплять умение соотносить схемы с реальным пространством, отмечать на схеме места расположения предметов в реальном пространстве и словесно обозначать его.
Ребёнку предлагают найти в комнате заданную игрушку, а затем отметить на схеме и ответить на вопрос, где эта игрушка была найдена.
Игра «Где спрятан клад?»
Цель: развивать пространственно ориентировочные реакции.
Оборудование: можно использовать всевозможные «преграды»: стулья, пуфики, кубики и т. д. Карта с планом пути. Сюрприз.
На улице, в группе взрослый расставляет препятствия: «реки», «горы», «овраги» и т. д. Инструкция: - Вот перед нами карта, на ней крестиком обозначен клад и есть описание, как его найти. На нашем пути будут встречаться всевозможные препятствия, которые нужно будет преодолевать. И если точно следовать схеме и правильно выполнять задания, обязательно найдём клад. Какой – узнаем, когда его найдём».
Примерное описание «карты»: встаньте в указанное на карте место – старт. Сделайте три шага вперёд и сверните вправо, обойдите «гору» с левой стороны. Повернитесь направо и «переплывите» реку. Идите вперед четыре шага. Затем повернитесь налево и сделайте один шаг. Вперёд сделайте два шага … и т. п. Игра заканчивается после того, как найден ребенком клад-сюрприз.
Игровые приемы, направленные на развитие ориентировки на листе бумаги.
На первых этапах работы ребенка знакомят с горизонтальным и вертикальным расположением листа (альбомный и книжный вариант, учат определять стороны и углы листа, верхние - нижние, правые и левые координаты листа. Затем, на основе сформированных представлений, ребенка учат располагать и называть предметы и рисунки, расположенные по сторонам и углам листа. На следующем этапе проводится работа в тетради в клеточку – «Графические диктанты».
«Создай картинку»
Например, можно попросить детей нарисовать в верхнем левом углу листа солнышко, в верхнем правом углу — тучку, в нижнем правом углу — елочку, в нижнем левом углу — будку, справа от будки — косточку. После этого в центре листа дети могут нарисовать собачку и раскрасить картинку.
«Укрась коврик»
Детям раздаются листы бумаги – это ковер. Нам нужно его украсить. У каждого ребёнка набор геометрических фигур – круг, треугольник, квадрат и др. Попросить детей расположить в верхнем левом углу листа круг, в верхнем правом углу — треугольник, в нижнем правом углу — квадрат, в нижнем левом углу — прямоугольник. После этого в центре листа дети могут расположить овал. Игру можно усложнить, добавив к геометрическим фигурам такие же, но другого цвета. Детям нужно будет из множества фигур выбрать заданную.
Игровая ситуация, создаваемая во время проведения игр, их варьирование, использование разнообразных игровых и дидактических материалов, поможет вызвать у ребенка интерес к заданиям, сохранить его в процессе всей игры. В свою очередь это будет способствовать быстрому усвоению ребенком навыков ориентировки в пространстве, что положительно скажется на качестве и быстроте реализации игровых заданий.