Мария Гелетий
Игры и задания на ориентировку в пространстве для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Игры и задания на ориентировку в пространстве и на собственном теле для дошкольников
Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве и собственном теле. С помощью взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др.
Публикация «Игры и задания на ориентировку в пространстве для дошкольников» размещена в разделах
Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.
Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики.
Такие пространственные понятия, как «направление» и «расстояние», сами по себе достаточно расплывчаты, и ребенок первых лет жизни просто не может их воспринять. Его мышление заполняют вполне конкретные вещи, предметы и люди, которых можно увидеть или потрогать. Если что-то существует только на словах, то его для ребенка попросту нет, а значит, и изучению не поддается. Потому все обучение ориентированию должно быть построено на конкретных и наглядных предметах. Для самых маленьких начинать надо с изучения собственного тела: объяснить, какая из рук и ног правая, какая — левая и чем они отличаются. Можно вместе вспомнить все части тела и выяснить, все ли они делятся на левые и правые. Скорее всего, сразу ребенок этого не запомнит, и нам придется ежедневно напоминать ему о существовании двух сторон тела. Проще всего запоминание происходит во время игр и привычных для ребенка событий повседневной жизни. Любые действия можно сопровождать напоминаниями: берем не просто книжку, а ту, что стоит слева, спрашиваем, кто на картинке нарисован справа, надеваем левый ботинок, берем ложку в правую руку и т. д. Можно использовать любую ситуацию для закрепления новых знаний. Хорошими помощниками вам станут детские стихи и песни. Не стоит огорчаться, если, несмотря на все напоминания, ребенок периодически путает левое и правое, не может правильно ответить, где что расположено, — это не страшно, процесс запоминания все равно идет, и со временем количество перейдет в качество, просто это происходит не так быстро, как вам хотелось бы.
Каждый педагог знает, насколько непросто научить ребенка правильно держать ручку и карандаш, рисовать прямые, волнистые линии, выводить геометрические фигуры. На начальном этапе основные трудности заключаются даже не в самом процессе письма, а в неподготовленности ребенка к такому виду деятельности. Ему тяжело неподвижно сидеть в непривычной позе, очень трудно правильно держать карандаш, и все это одновременно с выполнением основного задания. И конечно, если ко всему этому добавляется путаница с определением левой и правой сторон, задача становится непосильной. Поэтому в процесс подготовки ребенка к школе обязательно нужно включать упражнения, которые помогут ему с тренировкой навыков ориентирования.
В период от двух до шести лет ребенок постепенно осознает, что у его тела есть две стороны — правая и левая, но завершится формирование навыка ориентирования не раньше чем к 6—7 годам. Вот в эти несколько лет воспитателям очень важно помогать ребенку! Не стоит недооценивать умение различать правую и левую стороны. Если проблемы с определением правой и левой сторон не решены в дошкольном периоде, то с началом обучения ребенку придется очень тяжело. Ведь постижение письменной речи дается детям еще сложнее, чем чтение, а если процессу обучения будет мешать постоянная путаница левой и правой сторон, то это отнимет у маленького школьника много сил и может надолго отбить желание учиться. Поэтому необходимо уделять особое внимание развитию у дошкольника пространственной ориентации.
Игры и задания
Процесс освоения расстояний и направлений идет по-разному — у одних быстрее, у других медленнее. Но есть проблема, с которой сталкиваются практически все дети, — зеркальное отражение. Рассматривая себя в зеркале, ребенок не может правильно показать правую и левую стороны, даже если до этого он прекрасно их различал и показывал на себе и окружающих предметах. Попытки объяснить на словах, почему в зеркале все наоборот, скорее всего, ничего не дадут, кроме раздражения родителей и огорчения ребенка. Проще всего объяснить ребенку происходящее на наглядных примерах.
Браслет и лента
Привяжите ребенку ленту на правую руку (или наденьте браслет). Уточните у ребенка — какая это рука. А затем поверните его к зеркалу. У отражения лента окажется на «левой» руке. Пусть ребенок, стоя перед зеркалом, поднимет левую руку и посмотрит на своего зазеркального двойника — какая рука у него поднята?
Игрушка-помощница
Объяснить ребенку, что путаница происходит из-за изменения положения предметов относительно друг друга, а правая и левая стороны на самом деле остаются там же, поможет мягкая игрушка или кукла. Возьмите игрушку, посадите спиной к ребенку, определите правую лапу и привяжите на нее ленту. Такую же ленточку привяжите на правую руку ребенку. После этого разверните игрушку лицом к ребенку. Тут и выясняется, что ленты поменяли свое положение относительно друг друга. Нужно опять развернуть игрушку спиной к ребенку — ленты снова оказываются с одной стороны. То же самое можно проделать, надев ленту или браслет себе или второму ребенку. Теперь пусть детки сами поэкспериментируют и разберутся в происходящем.
Игра «Зеркало»
Водящий выполняет какие-то действия, комментируя их, а остальные игроки точно повторяют все за ним. Если детям эта игра понравится, со временем ее можно усложнить: водящий выполняет одно действие, а называет при этом совершенно противоположное (например, опускает руки и одновременно командует их поднять). Игроки не должны сбиваться
«У жирафов»
У жирафа пятна, пятнышки везде. (Хлопаем по всему телу ладонями)
. На лбу, на носу, на ушах, на шее, на животе, на коленях и носках. (Указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела, называем любые части тела сверху вниз)
. У слонов есть складки, складочки везде. (Щипаем, как бы собирая складки)
. На лбу, на носу, на ушах и т. д
. У котяток шёрстка, шёрсточка везде. (Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. (Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)
На лбу, на носу, на ушах и т. д. (и дальше, покуда есть фантазия: у рыбки- чешуйки, у тигра полоски, у собачки шёрстка у курочки – перья и т. д.)
«Миланья»
У Миланьи, у старушки
( Хлопки в ладоши: то правая, то левая рука сверху.)
Жили в маленькой избушке
(Сложить руки углом, показывая «избушку».)
Семь сыновей,
(Показать семь пальцев.)
Все без бровей,
(Очертить брови пальцами.)
Вот с такими ушами,
(Ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам.)
Вот с такими носами,
(Показать длинный нос, поставив ладони с растопыренными пальцами друг за другом.)
Вот с такой головой,
(Очертить большой круг вокруг головы.)
Вот с такой бородой!
(Показать руками большую бороду.)
Они не пили и не ели,
(Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой — «ложку».)
На Миланью все глядели
(Держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами.)
И все делали вот так…
(Дети показывают загаданные действия только при помощи пальцев.)
Игра «Запрещенное движение»
Выбирается водящий. Остальные участники становятся в одну шеренгу. Водящий показывает какое-нибудь движение (например, касание рукой левого уха) и говорит, что оно запрещенное — его нельзя выполнять. Потом делает любые движения, и ему должны подражать все игроки. Время от времени он выполняет запрещенное движение. Те из игроков, которые повторили его, делают шаг назад. Побеждает тот, кто остался на месте
На прогулке
Очень здорово тренировать пространственные навыки, поочередно рассказывая друг другу о том, что вы видите вокруг, сопровождая это комментариями «справа», «слева», «впереди» и «сзади». Для самых маленьких нужно при этом еще и показывать направление рукой. Можно считать машины и людей, которые прошли и проехали в правую и левую стороны. Когда идете по знакомой дороге, просите ребенка вести вас и говорить, в какую сторону вы сейчас поворачиваете. Попробуйте несколько раз ошибиться — пусть ребенок исправит вашу ошибку. Переходя через дорогу, приучите ребенка смотреть сначала налево, а затем направо, не забывая объяснять, что вы сейчас делаете.
Короткая зарядка
1. Поднять левую руку, отвести ее в сторону, опустить. Затем повторить все с правой рукой.
2. Попрыгать не левой ноге, затем на правой. Если все получается хорошо, то попросите ребенка прыгнуть на двух ногах вперед, затем назад, вправо, влево. Все действия повторяются 7—10 раз.
3. Игра с небольшим мячиком — бросайте его друг другу поочередно то правой, то левой рукой.
4. Завершите тренировку расслабляющими упражнениями: лечь на спину и поочередно поднять руки (правую и левую, а затем ноги. Смысл этой зарядки не только в обучении основам ориентирования, но и в тренировке внимания ребенка, умения точно выполнять простые команды. Очень важно во время занятия комментировать все движения ребенка, отмечая их направление и называя, какая именно рука или нога их выполняет.
Определение правой и левой сторон предметов, лежащих на столе
Попросите ребенка показать, где у тетради верх и низ, правая и левая стороны, а затем предложите взять карандаш в ту руку, которой он будет писать. Последнюю просьбу очень важно произнести в неопределенной форме, чтобы ребенок сам выбрал, так как пытаться обучить левшу писать правой рукой — не самая лучшая идея.
Раскраски
Под диктовку взрослого ребенок поочередно закрашивает карандашом правые и левые, а также верхние и нижние детали рисунков. Такие упражнения помогут ребенку привыкнуть к правильному положению руки при письме, использовать силу нажима карандаша, улучшат координацию мышц руки и разовьют мелкую моторику.
Найди нужную картинку
Предложите ребенку рассмотреть несколько карточек с изображенными на них геометрическими фигурами. Затем попросите быбрать карточку с заданными параметрами. Например: найди карточку, на которой круг нарисован справа от квадрата.
Письменные задания
Приготовьте карточки с разными фигурами (крест, круг, квадрат, точка, линия). Попросите ребенка :
• взять лист с кругом, нарисовать слева от него крестик, справа от крестика поставить галочку;
• положить перед собой лист с линией и нарисовать слева от нее какую-нибудь фигурку, а справа — другую;
• взять лист с квадратом, поставить внутри точку, справа (снаружи) еще одну, нарисовать над квадратом крестик, под ним — треугольник;
• на листе с точкой выше нее нарисовать кружок, слева от точки — поставить крестик.