Климина Анастасия Александровна
Сторителлинг как средство развития монологической речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Климина Анастасия Александровна Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 Невского района Санкт-Петербурга
Сторителлинг как средство развития монологической речи детей дошкольного возраста
Темочки:
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сторителлинг. Образовательная технология
- Темочки
Сторителлинг происходит от английского слова «storytelling» (story – миф, история и telling – ритуал, представление) и означает рассказывание историй, способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй. Изобрёл и апробировал методику сторителлинга глава крупной компании Дэвид Армстронг. В основу своей методики он положил психологический фактор, заключающейся в том, что истории, рассказанные от своего имени, лучше воспринимаются и запоминаются слушателями, кажутся им более захватывающими, выразительными, так как их легче ассоциировать с собственным опытом.
Сторителлинг в дошкольной организации — это педагогическая техника, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение вопросов воспитания, развития и обучения. В русском языке существует термин «сказительство» (искусство увлекательного рассказа, исполнение сказаний, прямым продолжением которого и является сторителлинг.
Целью сториттелинга в работе с детьми дошкольного возраста — развитие речи через умение формировать связное высказывание.
Педагогический сторителлинг выполняет наставническую, развивающую, мотивирующую, воспитательную, образовательную функции.
Данная технология делится на три вида:
- Классический сторителлинг: настоящая или выдуманная история рассказывается самим педагогом, дети выступают в роли слушателей, иногда возможно небольшое дополнение истории детьми.
- Цифровой сторителлинг: рассказ дополняется различным визуальным контентом (видео, аудио, презентация, анимация и так далее).
- Активный сторителлинг:дети вовлекаются в создание истории, педагогом задается основа для рассказа, ставится цель, задачи, проблема.
В педагогике используются следующие виды сторителлинга:
- Сторителлинг на основе реальных ситуаций: используются ситуации из жизни детей, которые необходимо решить. Этот вид сторителлинга отлично подойдёт для того, чтобы сплотить детский коллектив, обменяться мнениями, обсудить ту или иную проблему.
- Сторителлинг на основе повествования: рассказчик от лица существующего или вымышленного персонажа предлагает детям информацию (дети должны продолжить историю).
- Сторителлинг на основе сценария: ребёнок становится героем истории, проживает её, приходит к различным результатам в зависимости от решений (дети не просто сочиняют историю, но и участвуют в ней, выполняют действия, задания, соответствующие полученному тексту.
- Сторителлинг на основе проблемных ситуаций: дети должны найти решение определенной проблемы (решение проблемы путём сочинения истории).
Сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста даёт возможность развивать не только связную речь, но и другие стороны речи: грамматический строй, звуковую культуру речи, обогащение словаря, а также многие психические процессы: мышление, память, внимание, восприятие, воображение, помогает дошкольникам раскрыть творческие способности, делает занятия более интересными для детей, является хорошим инструментом в сплочении детского коллектива. Помимо этого, использование сторителлинга в обучении детей дошкольного возраста позволяет развивать образное мышление, интерес к окружающему миру, учить выражать свои эмоции.
Создавая и рассказывая историю, следует учитывать возраст, настроение детей, задавать детям открытые вопросы, вовлекающие их в процесс повествования. Герои должны вызывать эмпатию, чтобы дети могли ассоциировать себя с ними. В сторителлинге важен артистизм, творческие способности рассказывающего, умение перевоплотиться в героя истории.
Сторителлинг используется в работе как с группой, подгруппой детей (дети сочиняют общую историю, каждый добавляет к ней свою часть, так и индивидуально (ребёнок создаёт историю самостоятельно).
Педагогическую технологию возможно применить в рамках не только непрерывной образовательной деятельности по развитию речи, но и в не её.
Существуют различные игры-пособия, основанные на сторителлинге, например, «Конверт-доска». «Конверт-доска» — это плоскостное изображение с помощью рисования или лепки из пластилина в технике «пластилинография». Можно использовать в том числе фланелеграф и фигурки на липучках. Дети изображают героев своих рассказов, разыгрывают созданные ими истории.
Есть и другие пособия, которые можно использовать для сторителлинга.
Например, «карты Проппа». В. Я. Пропп изучал и анализировал сказки мира, в результате чего он пришёл к выводу о том, что все они содержат определенный набор ситуаций. Каждая такая ситуация и есть «карта Проппа». Из них можно собрать целую сказку, историю.
Пособие «Танграм» — головоломка из семи плоскостных фигур, которые можно сложить в форме определенной фигуры, полезно и в сторителлинге. Рассказывая историю, из «Танграма» выкладываются и «оживают» персонажи на заготовленном фоне.
Для визуализации получившейся истории пользуются сюжетными картинками, диски, фланелеграфом, пластилинографией и прочими материалами и техниками.
Помимо перечисленных пособий для сторителлинга возможно приспособить и множество других игр и пособий (например, круги Луллия, все зависит от творческого подхода педагога. Однако одним из наиболее популярных является пособие «Кубики-историй», состоящее из девяти кубиков размером 4х4 см, с предметными картинками на каждой грани (всего в пособии 54 картинки).
Изначально игра была придумана для взрослых и содержала на гранях символы и знаки, но для детей следует использовать яркие и доступные картинки.
Каждый кубик в пособии отвечает за ту или иную часть истории, на гранях обозначены события или герои.
У каждой истории есть структура:
- Вступление. Это короткая часть, связанная с главной темой повествования. Оно даёт детям понять, о чем будет история. Цель вступления — заинтересовать детей. Начало может быть неожиданным. Начать можно такими фразами: «жили-были», «однажды в солнечный день», «в некотором царстве», «в некотором государстве» и другими.
- Развитие события. Определяет сюжет истории, углубляет проблему, заявленную во вступлении.
- Кульминация. Высшая точка напряжения, после которой происходит разрешение истории.
- Заключение. В этой части подводится итог, также должно быть кратким, с моралью.
Существует несколько принципов, по которым строится хорошая история:
- Простота. Необходимо убирать из истории все лишнее, получившийся рассказ должен быть похож на сказку.
- Неожиданность. Стоит давать историями новую информацию, рассказ тогда будет интересен детям, когда они не будут что-либо знать, но будут хотеть это исправить.
- Конкретность. Истории должны быть понятны детям, персонажи знакомы.
- Реалистичность. История должна быть убедительной.
- Эмоциональность. У рассказывающего должен быть эмоциональный отклик, передаваемый детям.
- Хороший финал.
Стоит обратить внимание и на то, что хорошую историю можно рассказать несколько раз, по-разному ее интерпретируя, такую историю дети сами могут пересказать, хотят принимать активное участие в её обсуждении и дополнении.
На ранних этапах внедрения технологии полезно использовать сторителлинг на основе сценария, предложив детям дополнять историю педагога, придумав какую-либо из её частей. Сочиняя историю полностью, начинать стоит с помощью трёх кубиков, обозначающих начало, середину и конец. Затем количество кубиков постепенно необходимо увеличивать.
До начала составления истории обговаривается герой (возможно один из кубиков отвечает за персонажа) сюжет, тон истории (сказка, смешная, таинственная история и прочие, задается тема (например, «Однажды Незнайка попал на Луну»). Воспитатель направляет детей, корректирует сюжет, подсказывает и помогает, задаёт наводящие вопросы.
В истории допустимо добавлять элементы описания, добавив кубик, отвечающий за характеристику предмета или героя, или рассуждения, где один кубик, обозначает причину.
Также возможно применять сторителлинг для работы над таким типом связной монологической речи как пересказ. В таком случае воспитатель не читает сказку или рассказ, а рассказывает самостоятельно в формате сторителлинга, после чего дети пересказывают ее.
Применять сторителлинг на основе сценария можно в форме квестов. Кубики отвечают за героев, которых дети встречают, место, где это происходит, события. Дети выполняют задания и продолжают историю, бросая кубики дальше. В конце у детей получается полноценная история, повествующая о том, что с ними произошло. В дополнение рассказа педагог может по ходу составления истории визуализировать её при помощи фланелеграфа, магнитов, пластилина, картинок.
На первых этапах работы со сторителлингом дети интерпретируют образы на гранях кубиках буквально, но в дальнейшем связывают их с какими-либо образами, в результате чего истории становятся еще более интересными.
С «Кубиками-историй» можно провести множество игр с элементами сторителлинга в свободной деятельности детей или во время непрерывной образовательной деятельности (например, «Волшебный мешочек», «Ассоциации», «Башня»).
«Кубики-историй» можно комбинировать и с другими пособиями, применяемыми в сторителлинге для визуально дополнения рассказа.
Сторителлинг имеет различные преимущества:
- Даёт возможность разнообразить образовательную деятельность, заинтересовывать детей;
- Техника сторителлинга имеет форму дискурса;
- Помогает научиться умственному восприятию, переработке внешней информации, лучшему запоминанию, обогащает речь, повышает культурное образование;
- Успешно может применятся в совместной и проектной деятельности детей.
Сторителлинг крайне удобен в использовании, поскольку не требует дополнительного оборудования, может проводится в любое время и в любом месте.
Данная технология примечательна тем, что в ней нет соревновательного компонента, победителей и проигравших. Сторителлинг имеет психопрофилактический эффект, раскрепощает застенчивых и молчаливых детей. Рассказывание историй развивает речь каждого ребёнка: те, дети, у которых более развиты умения, необходимые для создания монологических высказываний, продолжают и создают истории, а те, кому пока трудно выразить свои мысли, благодаря сторителлингу, формирующим доверительную обстановку и вовлекающем в процесс придумывания истории, сначала повторяют фразы, сказанные другими, а затем начинают продолжать рассказы сами.
Сторителлинг — эффективный способ развития монологической речи у детей.
Источники:
1. Дмитриенко, М. Л. Сторителлинг как один из современных методов в преодолении речевых нарушений у дошкольников / М. Л. Дмитриенко // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза, 2018. – 414-416 с.
2. Журавлева, Н. А. Буланович, Н. И. Сторителлинг как инновационная технология развития связной речи у дошкольников / Н. А. Журавлева, Н. И. Буланович // Традиции и инновации в образовании, 2019. – 250-255 с.
3. Котова, Н. Л. Сторителлинг как средство развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста / Н. Л. Котова // Материалы международной электронной научно-практической конференции. В 4-х томах. Под редакцией Л. А. Деминской, Т. Б. Волобуевой. Издательство: Издательство Истоки (Москва, 2019. – 180-184 с.
4. Пермякова, Н. Е. Сторителлинг как новая технология обучения детей дошкольного возраста / Н. Е. Пермякова // Актуальные проблемы дошкольного образования, 2020. – 315-320 с.
5. Прозорова, М. В. Дидактическое пособие «Кубики историй» как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи: [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://mbdou12krsk.ru/images/20-21/vosp-goda/prozorova_opisanie_pedagogicheskogo_opyta.pdf
6. Руденко, М. А. «Сторителлинг» как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР / М. А. Руденко // Региональное образование: современные тенденции, 2019. – 75-78 с.
7. Ульянова, И. А. Применение технологии сторителлинга для коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях / И. А. Ульянова // Молодой ученый. — 2019. — № 9.1 (247.1). — 136-138 с.