Оксана Кимерилова
Стигисы в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
«СТИГИСЫ» В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР
Речь, по мнению Р. Е. Левиной, важнейшая психическая функция человека. Дошкольник, овладевая речью, приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению окружающей его действительности, к осознанию, планированию и регуляции своих намерений и действий. Развитие речевого праксиса способствует развитию высших форм познавательной деятельности.
Публикация «Стигисы в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
Отклонения в речевом развитии влияют на формирование психической жизни ребенка, на его общение с окружающими. В дальнейшем это приводит к искаженному формированию познавательных процессов, затруднению усвоения чтения, письма, причиной которого становятся усвоение других школьных навыков и знаний.
Логопедия – наука о нарушениях речи, их преодолении и предупреждении посредством специального коррекционного обучения и воспитания. Дошкольная логопедия направлена на изучение, исправление и предупреждение нарушений речи у детей дошкольного возраста с ТНР.
К основным задачам дошкольной логопедии относят:
• Раннее и своевременное выявление речевых нарушений детей;
• Изучение закономерностей специального обучения и воспитания детей с нарушениями в речевом развитии;
• Определение распространенности и симптоматики речевых нарушений детей дошкольного возраста;
• Исследование структуры речевых нарушений (взаимосвязь между психическим развитием и речевыми расстройствами ребенка);
• Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств (типологии речевых расстройств);
• Разработка научно-обоснованных методов работы по устранению речевой недостаточности (с учетом возраста и структуры дефекта);
• Организация дифференцированной системы логопедической помощи;
• Предупреждение возникновения вторичных нарушений речи.
Можно сказать, что практический аспект логопедии состоит из предупреждения и выявления, а затем и устранения речевых нарушений. Преодолевая и предупреждая речевые нарушения ребенок дошкольного возраста гармонично развивает творческие способности своей личности, устраняет препятствия для социализации и приобретения знаний. Поэтому логопедия будет всегда считаться отраслью специальной педагогики, которая участвует в решении общепедагогических задач.
Л. С. Выготский утверждал, что овладение речью – это сложный, многоступенчатый процесс, неразрывно связанный со становлением ведущих видов деятельности ребенка. Этот процесс рассчитан на последовательное овладение дошкольником всем разнообразием функций речи (номинативной, индикативной (указательной, коммуникативной, когнитивной, регулирующей, эмотивной (связанной с эмоциями, обобщающей.
При овладении всех диверсификаций функций речи происходит непрерывная связь со становлением видов деятельности дошкольника с ТНР (предметной, игровой, учебно-игровой, учебно-познавательной).
Обычное становление процесса овладения речью определяется сформированностью совокупности различных предпосылок психического, анатомо-физиологического, социального характера и так далее. Например, к ним можно отнести достаточное развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия и т. д., сохранность анатомо-физиологического строения функций центральных и периферических отделов слухового и речевого аппарата, хорошие условия развития и воспитания дошкольника в социуме и семье. Данные факторы считаются основными, необходимыми условиями для развития речи детей дошкольного возраста.
Необходимо выбрать методы и формы организации работы с дошкольниками, инновационные педагогические технологии, которые идеально соответствуют поставленной цели развития личности ребенка.
Чрезвычайно важный фактор в педагогической технологии является позиция дошкольника в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны родителей и педагогов. Взрослые в общении с дошкольниками придерживаются позиции: «Не рядом, не над ним, а вместе!» Цель педагога: способствовать становлению ребенка как личности.
Технологией считают совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, искусстве, мастерстве (толковый словарь).
Педагогической технологией (по Б. Т. Лихачеву) является совокупность психолго-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.
На данный момент дошкольная логопедия находится в постоянном поиске новых путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития дошкольников с ТНР на разных возрастных этапах.
Логопедическая практика использует технологии, направленные на диагностику и коррекцию речевых нарушений.
В современной логопедической практике при наличии условий активно используются не традиционные для логопедии технологии:
• Нейропсихологическая терапия,
• кинезиотехнологии,
• гидрогимнастика,
• суджок-терапия,
• различные виды логопедического массажа (в том числе с применением тейпирования,
• гимнастика Стрельниковой,
• музыкотерапия,
• дыхательный тренажёр Фролова,
• фитотерапия,
• ароматерапия,
• хромотерапия,
• литотерапия,
• сказкотерапия,
• песочная терапия,
• различные модели и символы,
• информационно-коммуникативные средства,
• БОС технологии и др.
В своей логопедической практике я часто применяю совершенно новую игровую технологию «Стигисы», которая включает в себя достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных логопедических игр с применением наглядности на липучках.
Игровая форма логопедических занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования дошкольников к различным видам деятельности. Данная инновационная технология «Стигисы» - это более усовершенствованная технология фланелеграфа, где также используется доска (в нашем случае обтянутая плотным фетром) и изображения для доски, а именно картинки, буквы или схемы на липучках. Картинки, фигурки любых персонажей прикрепляются к доске за счет липучек.
«Стигисы» в логопедической работе это хороший способ при:
• постановке и автоматизации звуков
• обучении грамоте
• развитии фонематических процессов
• развитии связной речи, внимания, памяти, мышления
• пополнении активного словаря дошкольника с ТНР, фантазии, творческих идей, умений
При постановке и автоматизации звуков, обучении грамоте мы используем изображения артикуляционного уклада, картинки на заданный звук в начале, середине и в конце слова, схемы для поиска звука в слове, схемы для составления предложений, схемы для изучения предлогов и так далее. Ребенок при этом сам непосредственно участвует в учебном процессе, выбирая картинки на липучках, выстраивая заданные схемы на доске из фетра.
Развитие связной речи дошкольников с ТНР эффективно с применением «сказок – стигисов», что превращает этот процесс в увлекательную игру. Дети создают свой театр, сочиняют свои истории и сказки, выбирают своих героев. «Стигисы» дают возможность ребенку побыть художником, творцом и сказочником. Ребенок расставляет картинки, фигурки так, как это ему нравится, придумывая сюжет, тем самым развивая свою фантазию и сочинительство. Во время создания своей сказки, дошкольник совершает много операций своими пальцами с деталями, которые крепятся с помощью небольших круглых липучек. Данное крепление специально подобрано для удобства детей с ТНР, они легко прикрепляются на доске из фетра и так же легко открепляются. Выполняя данные действия, ребенок дошкольного возраста развивает мелкую моторику рук, что способствует более эффективному и успешному речевому развитию.
Технологию «Стигисы» можно включать в работу логопеда в любой период обучения, как на обучающем этапе, так и на закреплении пройденной темы.
Предварительно проводится последовательная работа учителя логопеда по отбору, разработке, подготовке игр. Затем педагог проводит работу на включение детей в игровую деятельность, осуществляется сама игра, производится подведение итогов, результатов игровой деятельности.
Важный компонент данной технологии «Стигисы» - непосредственное и систематическое общение педагога и детей. Это развитие дошкольника с ТНР в игровом общении со сверстниками, формирование коммуникативных навыков детей.
Новые игровые технологии создают более широкие возможности для формирования коммуникативных способностей и общего развития дошкольника с ТНР, повышают мотивацию ребенка к получению и усвоению новых знаний, что будет способствовать его успешной социализации.
Связь речи и мелкой моторики не случайна. В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Действия, совершаемые руками, стимулируют участки мозга ребенка, которые отвечают за речь детей. Создавая свой мир и разыгрывая новые сюжеты у ребенка возникает желание рассказывать самому. Размер картинок, фигурок, простота использования дает ребенку свободу в творчестве. С уверенностью можно сказать, что использование логопедических игр с применением технологии «Стигисы» позволяет быстрее и прочнее скорректировать нарушенные психические процессы, развить личностные качества, моторику и интеллект. Новые технологии открывают широкие возможности перед логопедом в речевом развитии, а именно, в коррекции звукопроизношения, фонематического слуха, а также связной речи дошкольников с ТНР.
В своей дальнейшей работе я планирую использовать данную игровую инновационную технологию «Стигисы» для речевого развития детей дошкольного возраста с ТНР.
Список литературы
1. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т. 2, 3, 5. М., 1983.
2. Логопедия. Учебник для студ. Вузов. М., 2007.
3. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М., 2006.