Кристина Жукова
Возможности дополнительного художественно-эстетического образования для развития эмоциональной сферы дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире с его напряженным ритмом, обилием информации и калейдоскопом быстро сменяющих друг друга событий, постоянно происходят перемены во всех областях жизни общества. После принятия Федерального Государственного стандарта дошкольного образования изменились подходы к обучению и воспитанию детей и задачи, которые реализуются в ходе педагогического процесса.
Одной из приоритетных задач в условиях реализации нового стандарта остается охрана и укрепление физического и психического здоровья ребенка, что очень важно в нашем динамично меняющемся мире, так как нагрузка на психику ребенка увеличивается. На первое место выходит личностно – ориентированная модель общения педагога с детьми, где ведущая роль отводится эмоциональной сфере ребенка.
Публикация «Возможности дополнительного художественно-эстетического образования для развития эмоциональной сферы дошкольников» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Развитие эмоциональной сферы ребенка все больше привлекает внимание отечественных психологов и педагогов, так как изменения в эмоциональной сфере напрямую связаны с адаптацией ребенка в обществе, его самоощущением и личностным развитием. Формирование позитивного эмоционального мира дошкольника позволит в дальнейшем обеспечить ему более успешную адаптацию в современном социуме. Понимание и управление своими эмоциями способствует гармоничному развитию личности в детском возрасте. Поэтому развитие эмоциональной сферы дошкольника на сегодняшний день приобретает особую актуальность.
У детей этого возраста появляются новые интересы, мотивы и потребности, которые способствуют изменениям в эмоциональной сфере. Эмоции становятся более глубокими по содержанию. Изменяется и их роль, в более раннем возрасте для ребенка важна оценка взрослого, теперь он испытывает радость, предвидя положительный результат своей деятельности и отношения к нему взрослого. Постепенно ребенком осваиваются экспрессивные формы выражения эмоций – мимика, пантомимика и интонация. Что в свою очередь помогает ребенку лучше понимать чувства другого. Так же на развитие эмоциональной сферы оказывает влияние и включение речи в эмоциональные процессы, это приводит к интеллектуализации эмоций. Благодаря любознательности у ребенка развиваются чувства радости и удивления. Эстетические эмоции получают свое развитие благодаря художественной деятельности дошкольника.
Положительные эмоции развиваются у ребенка через игру и исследовательскую деятельность. Исследования показали, что момент переживания удовольствия от игры, по мере взросления ребенка проходит три ступени :
1. В момент получения желаемого результата.
2. В процессе игры.
3. Предвкушение игры.
Еще одной характерной особенностью проявления эмоции является аффективный характер. Они возникают внезапно, протекают бурно и заканчиваются быстро. Контроль над эмоциями возникает в старшем дошкольном возрасте, развиваясь под влиянием усложняющихся взаимоотношений с окружающими людьми.
Развитие отрицательных эмоций обусловлено неустойчивостью эмоциональной сферы детей и связано с эмоциональной реакцией на помеху в достижении осознанной цели.
Одновременно с формированием позитивных и отрицательных эмоций, формируются и нравственные чувства, которые возникают под влиянием похвалы или порицания со стороны взрослого. Так же рано возникают эстетические чувства, которые развиваются на занятиях рисования, пения, музыки, а так же при посещении музеев, выставок картин, театров.
Рассматривая характеристики эмоциональной сферы ребенка, можно сделать вывод, что особую значимость в ее развитии и формировании приобретает дошкольный возраст, так как в этот период идет активное эмоциональное становление детей. У детей есть все предпосылки для развития эмоциональной сферы, которая дает возможность для выражения базовых эмоциональных состояний, способность к пониманию и идентификации эмоций, саморегуляции эмоциональных состояний, а так же способность к эмпатии и сопереживанию.
Эмоциональная сфера детей развивается в определенной социально – культурной среде, поэтому ее гармоничное развитие результат воздействия на процесс становления эмоциональности ребенка. Благодаря свободному общению со взрослым вырабатываются техники регуляции эмоций. Таким образом, дети осваивают систему социально принятых способов и правила выражения эмоций, навыки правильного поведения.
Детский сад – первая ступень системы образования ребенка, главная цель которого – всестороннее развитие ребенка. Большое значение для развития ребенка имеет дополнительное образование, которое позволяет перейти от интереса детей к развитию их способностей.
Дошкольное дополнительное образование имеет преимущественно художественно – эстетическое направление, где детей обучают различным техникам рисования, лепки.
Для развития эмоциональной сферы ребенка важны следующие факторы: общение со взрослыми и сверстниками, ситуация успеха, умение понимать и выражать свои чувства и эмоции. Все выше перечисленное способна дать изобразительная деятельность, при условии руководства педагога. Так же в процессе этой деятельности можно корректировать страхи, тревожность и агрессию у детей, что часто используют в своей работе психологи. Изобразительная деятельность дает педагогу возможность более тесного общения с ребенком, что является основой для гармоничного развития личности, которое не возможно без эмоций. Коллективный характер изобразительной деятельности, который выражается в совместном создании индивидуальных работ. Затем рассматривая и обсуждая, у детей формируется сочувствие. Так же в процессе данной деятельности воспитываются умение доводить начатое до конца, преодолевать трудности. Изобразительная деятельность помогает развивать эстетические эмоции, дает возможность выразить свои чувства, что помогает, в последствии, понимать эмоции других.