Жанна Балова
Использование мультипликационных фильмов для развития эмоциональной сферы и процессов социализации у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Негативное влияние телевидения на развитие и воспитание детей широко обсуждается в научных кругах и средствах массовой информации. [9]
Современный ребенок растет в условиях депривации общения с внешним миром, в условиях стереотипной обедненной среды: мало общается с природой, испытывает дефицит эмоционально-личностного и телесного контакта с родителями, не играет с другими детьми без присмотра взрослых, большую часть времени складывает «Лего» и сидит за компьютером или телевизором. Это приводит к модификации, искажению и нарушению церебральных механизмов, вплоть до полной деградации. [10]
Публикация «Использование мультипликационных фильмов для развития эмоциональной сферы и процессов социализации у дошкольников» размещена в разделах
- Кино, фильм, кинофильмы, кинотеатры
- Мультипликация, анимация, кино. Создаем мультфильмы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Несмотря на обоснованность нашей тревоги все прекрасно понимают, что «в век стремительного развития информационных технологий запретить телевидение просто нереально».
В этой ситуации большую актуальность приобретает вопрос, как «найти разумный баланс, сделать телевизор помощником в развитии ребенка, избежав опасной зависимости от голубого экрана?» [11]
Теоретической основой для поиска ответа на поставленный вопрос могут стать представления о том, что человек может овладевать поведением не только через собственные пробы и ошибки, но и наблюдая за опытом других и теми подкреплениями, сопутствующими тому или иному поведению («научение через наблюдение», «научение без проб»)», активно формировавшиеся еще в 60-е гг. XX в. в рамках социобихевиоризма. [6]
«Пришествие телевидения необычайно расширило диапазон моделей, доступных для наблюдения и детям, и взрослым. Влияние телемоделей оказывается настолько эффективным, герои экрана так приковывают к себе внимание, что зрители обучаются многому из того, что видят, даже если и не испытывают побуждений к обучению», - отмечает Альберт Бандура в своем труде «Теория социального научения». [4]
Это качество телевидения приобретает бесспорное преимущество как средство передачи ребенку необходимого общественного опыта, так как просмотр телевизора в настоящее время стал наиболее распространенным занятием детей, начиная с раннего возраста. По данным социологов (В. С. Собкин, К. В. Скобельцина, А. И. Иванова, 2013), от 20 до 40% всего свободного времени ребенок-дошкольник проводит у экрана телевизора (а чаще компьютера, при этом преимущественно дети заняты просмотром мультфильмов. [14]
Мультфильм – рисованное кино или ожившая сказка, – поэтому все, что учеными говорилось о терапевтическом воздействии сказки, и все, что говорилось об эмоциональном воздействии кино, относится и к мультфильму. Более того, совместный со взрослым просмотр правильно подобранного мультфильма – один из самых безопасных видов деятельности ребенка. Вся настороженность, эмоциональное напряжение, раздраженность, негативизм ребенка отступают, эмоциональный фон становится более позитивным, а сам ребенок более восприимчивым к усвоению необходимых для успешной социализации форм поведения. А это немаловажно, учитывая, что в настоящее время может оказаться так, что только на экране ребенок увидит достойные подражания образцы поведения.
Правильно подобранный мультипликационный фильм и правильно организованный просмотр могут «способствовать становлению мировоззрения, самосознания ребенка; понимаю своих переживаний, смыслов». [12]
Результаты, полученные российскими и зарубежными учеными в процессе исследований влияния различной телепродукции на восприятие и развитие ребенка, и многолетний опыт автора по использованию мультипликационных фильмов в работе с детьми [1] позволяют выделить ряд факторов, которые делают просмотр мультипликационных фильмов одним из эффективных средств педагогического и коррекционного воздействия.
Во-первых, соблюдение требований Всемирной организации здравоохранения к организации телепросмотра для детей:
- младенцы и ранний возраст — 0-3 года – запрет;
- дошкольный возраст (3-7 лет) — до 30 минут в день;
- младший школьный возраст (7-10 лет) — 30-50 минут в день.
Во-вторых, необходимо правильно выбрать мультфильм.
Выбранный для просмотра мультфильм должен соответствовать уровню развития ребенка. [12] А «главными критериями отбора материала должны стать его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры». [7]
Анализ воспитательного потенциала мультфильмов советского периода и современных отечественных и зарубежных мультфильмов показал, что предпочтение лучше отдавать отечественным мультфильмам, выпущенным до 2000 года. [5]
Опыт работы автора показал, что совместный просмотр отечественных мультфильмов вызывает живой интерес у детей, при этом 73% родителей жаловались на то, что дома их дети не смотрят эти мультфильмы, а с большим удовольствием смотрят продукцию зарубежных аниматоров: «Том и Джерри», «Губка Боб», «Котопес», различные анимационные боевики и т. д.
Анализ подобных высказываний и личных наблюдений позволяет предположить, что просмотр отечественной мультипликации представляет для ребенка достаточно серьезную интеллектуальную деятельность, требует непрерывного сосредоточения на сюжете, без которого невозможно осмысление происходящих событий, их причинно-следственных соотношений. В то время как непрерывно мельтешащие перед глазами фигуры героев, однообразие, скудость и отсутствие глубинного смыслового подтекста сюжетных линий зарубежной анимации не требуют от ребенка каких-либо существенных интеллектуальных усилий, и даже, отвернувшись и поиграв в игру, он может спокойно вернуться к созерцанию происходящего на экране, не задаваясь вопросом: «А что там я пропустил?» [2]
Такое пристрастие детей к зарубежной анимации возможно объясняется, тем, что быстрое мелькание кадров оказывает трансовое воздействие на психическое состояние ребенка. «Это сродни наблюдению за серией рекламы. Несколько лет назад газеты, а затем и учебники обошел потрясающий психологический эксперимент – младенцам предъявлялся блок рекламы и наблюдение за отжимом белья в стиральной машинке с окошком – эффект воздействия был сходным». [13]
«Просмотр мультиков для маленьких детей нужно строго дозировать. При этом родители должны помогать малышам осмыслять происходящие на экране события и сопереживать героям фильма». [13]
В-третьих, именно поэтому просмотр мультфильма должен стать совместной деятельностью ребенка и взрослого, а также обязательно включать комментарии взрослого во время просмотра.
Комментирование взрослым событий, происходящих в мультфильме, помогает детям сориентироваться в заданной социальной ситуации, перенять опыт ее оценивания, разобраться в причинно-следственных связях, а также помогает удерживать внимание ребенка. Комментируя значимые события, особенности поведения героев, а так же обращая внимание на их чувства и причины возникновения этих чувств, высказывая одобрение или порицание действиям героев мультфильма, можно, непосредственно влиять не только на восприятие ребенка, но и закладывать этические установки, определяющие поведение зрелого человека в ситуациях нравственного выбора. [3]
Во время совместного с детьми просмотра мультфильмов автором было сделано интересное наблюдение: чем младше ребенок, тем больше ему требуется комментариев взрослого, с возрастом потребность детей в комментариях взрослого снижается. Такая динамика отслеживалась фиксированием количества вопросов, спонтанно задаваемых детьми разных возрастных групп по мере просмотра мультфильма без сопровождения комментариями взрослого.
Также было замечено, что комментарии матери глубже влияют на сыновей, чем на дочерей, а комментарии отца, наоборот, сильнее воздействуют на дочерей, чем на сыновей.
Пример комментирования мультфильма «Два веселых гуся» для детей 3-4 лет
Вот какой симпатичный домик.
Кто же в нем живет?
А вот кто живет: гуси. Сколько их? Два.
Что это гуси делают? Забор красят. Белый гусь – зеленой краской, а серый – желтой.
А вот и бабуся, что это она делает? Носочек вяжет.
Посмотрите, как дружно гуси работают, все делают вместе, даже думают вместе.
Вот как замечательно придумали: полосатый забор.
После работы надо помыться. Вот какие молодцы: даже лапки моют дружно.
Ой, решили поиграть, а бабусю-то не предупредили!
А бабуся вышла на гусей своих взглянуть, а их нигде нет.
Испугалась бабуся, что гуси ее потерялись, расстроилась, плачет. Вот горе – гуси пропали!
Стыдно гусям, что бабусю так огорчили.
Пришли прощения просить. Вместе.
А бабуся-то все простила от радости, что нашлись ее любимые гуси.
Вот как им весело. Теперь не будут гуси без спроса убегать, да прятаться.
Очень важно взрослому при подготовке к совместному просмотру хотя бы один-два раза посмотреть мультфильм и продумать комментарии, которые необходимо давать детям во время просмотра.
Четвертое, очень важным фактором является обсуждение, проводимое после каждого просмотра мультфильма. Именно обсуждение сказочных историй, позволяет детям «осмыслять жизненные уроки, ища параллели с реальными явлениями». Благодаря обсуждению «…"банк" знаний о Мире переходит в активное состояние», становится неотъемлемой частью личного жизненного опыта ребенка. [8]
И пятый фактор – это организация совместной с ребенком деятельности, закрепляющей полученный опыт.
Такой совместной деятельностью могут стать разнообразные игры: дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно-ролевые, подвижные, психологические, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры-драматизации, подвижные игры имитационного характера; игры на развитие мимической передачи эмоций, умений распознавать эмоции другого человека.
В игре ребенку предоставляется возможность примерять на себя разные роли, чтобы отреагировать свое эмоциональное состояние, получить «обратную связь» от своих сверстников и значимого взрослого и скорректировать свое поведение, достигая нужного результата. В игре формируется и оттачивается ориентация на партнера, на потребности другого человека.
Также после просмотра, обсуждения и двигательной разминки можно организовать:
- изготовление предметов для игр;
- познавательно-исследовательскую деятельность, экспериментирование, конструирование;
- рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок;
- раскрашивание картинок, рисование.
Такую совместную деятельность взрослого и ребенка может организовать и родитель, и педагог дошкольного образования, и специалист (психолог, социальный педагог, учитель-дефектолог, учитель-логопед) как с группой детей, так и индивидуально.
Алгоритм построения занятия с использованием мультфильма прост и зависит от того, какую цель ставит перед собой взрослый.
Если это педагогическая цель, то есть необходимо познакомить детей с определенной темой или какими-то явлениями, то достаточно:
- определить тему, о которой нужно поговорить с детьми,
- подобрать соответствующий мультфильм и
- составить вопросы, подводящие детей к обсуждению этой темы перед просмотром мультфильма, а также вопросы, помогающие сделать необходимые выводы после просмотра мультфильма.
Пример группового занятия для детей 3-4 лет
1) Тема: Необходимость соблюдения дисциплины.
2) Мультфильм «Колобок».
3) Вопросы перед просмотром мультфильма :
Ребята, поднимите руку, кто из вас самый послушный?
А что значит быть послушным?
Трудно быть послушным?
Сейчас мы посмотрим мультфильм про очень непослушного героя. (Просмотр мультфильма «Колобок».)
4) Вопросы после просмотра мультфильма :
Кого не послушался Колобок?
Какая беда с ним чуть не случилась?
Как вы думаете, теперь Колобок будет слушаться старших?
Ребята, а вы кого должны слушаться?
Почему нужно быть послушным?
Если поставлена коррекционная или развивающая цель, то алгоритм несколько усложнится:
- выявить проблему (диагностика или запрос,
- сформулировать коррекционную или развивающую задачу,
- подобрать мультфильм, содержащий проекцию данной проблемы,
- составить вопросы для обсуждения мультфильма, позволяющие наиболее полно раскрыть взгляды ребенка на причины возникновения проблемы и пути ее решения,
- подобрать упражнение для эмоционального отреагирования проблемы.
Пример группового занятия для детей 6-7 лет
1) Выявление проблемы: обращение педагога по поводу частых вспышек агрессивного поведения в группе.
2) Коррекционные задачи:
Работа с чувствами гнева, обиды.
Создание условий для развития позитивного мышления.
Концентрация внимания детей на позитивном восприятии действительности.
Гармонизация эмоционального состояния.
3) Мультфильм «Дереза» (по мотивам русской народной сказки «Коза-дереза»).
4) Вопросы перед просмотром мультфильма :
Ребята, бывают ли в вашей группе ссоры?
А почему люди ссорятся друг с другом?
Когда мы обижаемся?
А бывает, что люди сначала поссорятся, а потом помирятся?
Сейчас мы посмотрим мультфильм про Козу-Дерезу, про то, как она всех обижала и про то, что из этого получилось. (Просмотр м/ф.)
5) Вопросы после просмотра мультфильма :
Понравилась ли вам Дереза вначале? Почему?
Что помогло героям мультика простить Дерезу?
6) Игра «Ищем хорошее». Всем раздаются игрушки. Задание: рассмотреть доставшуюся игрушку, найти в ней какое-нибудь качество, которое могло бы понравиться.
7) Обсуждение: Удалось ли найти в доставшейся вам игрушке какое-нибудь качество, которое понравилось? Есть такие игрушки, которые совсем не понравились? (Если такие игрушки есть, предложить всей группе найти в них что-то хорошее.)
Целенаправленная работа по развитию эмоциональной сферы и процессов социализации у дошкольников с использованием мультипликационных фильмов, проводимая как в группах общеразвивающей направленности, так и в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития, по мнению педагогов ДОУ и родителей воспитанников, способствует усвоению детьми образовательных областей и стимулирует развитие качеств личности, необходимых для успешной социализации.
Хочется особо отметить, что такая форма работы принимается практически всеми детьми, помогает сконцентрировать их внимание, создает насыщенную положительными эмоциями атмосферу, что облегчает проведение групповых и индивидуальных занятий и достижение как педагогических, так и коррекционных целей.
Библиографический список
1. Балова Ж. И. Мультики + первоклашки=? // Школьный психолог. – 2008. – № 21.
2. Балова Ж. И. Ранняя профилактика социальной дизадаптации и эмоциональных нарушений у детей. Научное издание: Сборник программ победителей V Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы». – М. : ООО «АВК Пресс», 2013.
3. Балова Ж. И. Развивающие занятия с использованием мультипликационных фильмов по лексическим темам для детей с задержкой психического развития. Научное издание: Сборник программ победителей VIII Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы»/ Под ред. О. С. Мелентьевой – Москва, 2016.
4. Бандура А. Теория социального научения. – СПб. : ООО Издательская группа «Евразия», 2000. с. 16
5. Бурухина А. Ф. Мультфильм в воспитательно-образовательной работе с детьми// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2012. – № 10.
6. Вачков И. В. Введение в профессию «психолог» : Учебное пособие /В. И. Вачков, И. Б. Гриншпун, Н. С. Пряжников; Под ред. И. Б. Гриншпуна. – М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.
7. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
8. Гнездилов А. В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу). – СПб. : Речь, 2004.
9. Озерова М. Телевизор и дети. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.mirwomne.ru/deti-starsche-3/articles/psihologiya/televizor/
10. Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. – М. : Генезис, 2008.
11. Скуратовская М. Л. Влияние телевидения на детей. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://megapoisk.com/deti-i-televizor-kak-poborot-telemaniju
12. Смирнова Е. О., Соколова М. В., Матушкина Н. Ю., Смирнова С. Ю. Исследование возрастной адресации мультфильмов // Культурно-историческая психология. 2014. Т. 10. № 4. С. 27—36.
13. Смирнова Е. О., Соколова М. В. Развивающие фильмы для малышей : двигатель развития или его тормоз?// Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2009. – №2. – С. 68–73.
14. Собкин В. С., Скобельцина К. Н. Иванова А. И. Структура досуга современного дошкольника : мнение родителей. – Социология образования. М. ЦСО РАО. 2012. с. 32-47