Алена Иванова
Консультация для воспитателей «Особенности художественно-эстетического развития дошкольников в контексте ФГОС до»
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности художественно — эстетического развития дошкольников в контексте ФГОС ДО.
Актуальной темой на сегодняшний день является введение Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, в которых художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста рассматривается с позиций «развития предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становления эстетического отношения к окружающему миру, реализации самостоятельной творческой деятельности детей».
Публикация «Консультация для воспитателей „Особенности художественно-эстетического развития дошкольников в контексте ФГОС до“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Преобразования в Российском обществе привели к изменениям в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны этой ступени образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, разработан с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации. В его основе заложены следующие основные принципы:
- поддержки специфики и разнообразия детства;
- сохранения уникальности и самооценки детства, как важного этапа в общем развитии человека;
- личностный, развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
- уважение личности ребенка как обязательное требование ко всем взрослым участникам образовательной деятельности;
- осуществление образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Содержание Программы стандарта должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие. Назначение любого вида искусства – это отражение действительности в художественных образах, и то, как ребенок научится их воспринимать, размышлять о них, понимать идею художника, композитора, писателя, режиссера, зависит от работы каждого воспитателя.
ФГОС ДО одной их приоритетных задач художественно-эстетического направления считает формирование общей культуры дошкольников, в том числе формирование ценностных ориентаций, а также развития нравственных, эстетических качеств личности детей.
Образование, направленное на художественно-эстетическое развитие ребенка, предполагает создание следующих условий:
- обогащение чувственного опыта ребенка во всех видах активности;
- организация художественной деятельности, адекватной данному возрасту: музыкальной, изобразительной, театрализованной, сюжетно - ролевой и режиссерской игры;
- предоставление ребенку возможности выбора вида деятельности, сюжетов, материалов и средств воплощения художественного замысла;
- поддержка детской непосредственности, поощрения, стимуляция фантазии и воображения ребенка.
Воспитатель создает возможности для накопления сенсорного опыта, обогащения чувственных впечатлений ребенка. Обращает внимание детей на разнообразие и красоту форм, цвета, звуков, запахов в окружающем мире во время прогулок, экскурсий, в игре, в быту, в специально организованных видах деятельности. Для развития у ребенка эмоциональной отзывчивости на красоту природы и рукотворного мира пробуждают детей к совместному переживанию эмоций радости, сострадания, удивления, восхищения. В реализации художественно-эстетического направления, в рамках ФГОС ДО, создаются условия для творческого самовыражения детей: поддерживающие инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов. Происходит вовлечение детей в разные виды художественно-эстетической деятельности, в сюжетно - ролевые и режиссерские игры, освоение различных средств, материалов, способов реализации замыслов. Важное значение для художественно-эстетического развития имеет приобщение детей к народному творчеству.
Таким образом, изменяются подходы к организации художественно-эстетической деятельности, как через систему занятий, так и через другие адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста, а также разработку программ по реализации требований стандарта. Образовательные программы для ДОУ нацелены, прежде всего, на всестороннее развитие ребёнка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам : более игровой и разносторонний подход, приветствующий внедрение инновационных, активных методов педагогического взаимодействия, с индивидуальным подходом, и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребенка.
Список используемой литературы:
1. Веракса, Н. Е., Комарова, Т. С., Васильева, М. А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант). – М. : Мозаика-Синтез, 2014. – 368 с.
2. Бутенко, Н. В. Теоретико-методологический регулятив художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста : теоретико-методологический аспект: монография. – М. : ВЛАДОС, 2012. – 410 с.
3. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2010. – 288 с.
4. Комарова, Т. С. Школа эстетического воспитания. – М. : Мозаика-Синтез, 2011. – 347 с.
5. Майер, А. А. Организация взаимодействия субъектов в ДОУ: учебно-методическое пособие. – М. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. – 176 с.