Федорова Оксана Валерьевна
Влияние сказки на развитие речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние сказки на развитие речи детей дошкольного возраста
Федорова Оксана Валерьевна
МДОУ «Д/с № 114 о. в.»
г. Магнитогорск
Развитие речи детей дошкольного возраста является одной из наиболее важных и сложных проблем отечественной педагогики и психологии, так как дает представление не только об общих закономерностях развития ребенка, но и об особенностях становления личности дошкольника. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Публикация «Влияние сказки на развитие речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Немаловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература, в том числе и сказка. Сказка так же многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим средством
Сказка, словно, ведёт с ребёнком увлекательный разговор, через который передаёт модели поведения в разных ситуациях, модели выбора, даёт возможность переживать страх, и дарит надежду, что добро обязательно победит. Она помогает ребёнку взглянуть на мир чужими глазами — глазами героя, учит сопереживанию, сочувствию.
Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. А ведь, чтение сказок детям, это так важно. Применение сказки позволяет расширять кругозор, формировать целостность представлений об окружающей действительности, оказывать влияние на развитие познавательных, эмоциональных, а также и волевых и речевых сфер. С помощью сказки можно выявить проблемы в развитии речи дошкольников, отношений к себе и окружающим, скрытых мотивов поведения. Дети обладают огромной познавательной активностью, уникальными способностями. Будучи вовремя не востребованными, эти способности могут быть с возрастом утеряны. Для развития памяти и внимания, творчества и мышления ребёнка, достаточно, больше проводить с ним время, пользуясь простыми и действенными способами: почитать книгу, обсудить её, закрепить знания с помощью вопросов — викторин, зарисовать иллюстрации или сказочных персонажей, сочинить собственную сказку.
Многочисленные исследования учёных-педагогов в области дошкольной и коррекционной педагогики (Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Аникин В. П., Большунова Н. Я., Кабачек О. А. и др.) показали, что проблему общего недоразвития речи детей дошкольного возраста можно решать через использование метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития и творчества детей.
Сказкотерапия не является простым чтением вслух народного фольклора. Её ценность заключается в проживании сказки вместе с ребенком. Важно, чтобы при прочтении ребенок проникался сюжетом, проживал чувства и пытался понять черты характера персонажей. «Примеряя» на себя их поступки, ребенок проявляет попытки анализа ситуации, а также самоанализа, что позволяет вынести нравственную оценку происходящему.
Формирование связной речи, развитие умения содержательно и связно строить высказывания являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. Это обусловлено ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящие из многих или нескольких предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Умение задавать вопросы, умение в контексте разумно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития дошкольников. Конечно в течение дня ребенок ситуативно задает массу вопросов. Но гораздо труднее ему будет поставить шуточный вопрос героям сказки. Кроме спонтанного формирования основ устной речи, требуется специальное обучение. В этом плане большое значение имеет конструирование слов, словосочетаний и предложений.
Для развития связной речи ребенка необходимо применять различные дидактические игры, занятия, в том числе сказки. Дети черпают из сказок множество познаний : первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку видеть добро и зло.
Многообразие методов и приемов работы со сказкой позволяет выделить следующие:
– Словесная режиссерская игра;
– Пересказ от лица литературного героя;
– Словесное рисование;
– Психогимнастика;
– «А что потом»;
– «Совместное решение проблемного вопроса к сказке»;
– «Изменение ситуации в знакомых сказках»;
– «Придумывание кратких историй»;
– «Сказка про самого себя»;
– «Сказки по-новому»
Через использование сказки, её сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи, такие как: снижение чрезмерной двигательной активности, нормализация эмоционального и речевого состояния ребенка, избавление от собственных страхов. Педагогам в своей работе с дошкольниками необходимо использовать сказкотерапию, потому что даже те дети, которые вначале не включаются в игру, не принимают сказку, все равно испытывают на себе её благоприятное влияние на подсознательном уровне. Ребёнок почерпнет из сказки намного больше, если будет путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, дети легко воспринимают «сказочные законы» — нормы и правила поведения.
Среди приёмов сказкотерапии очень популярны игры. С детьми можно провести следующие дидактические игры по сказкам :
– «Кто лишний?» — проверяет знание содержания сказки.
– «Назови сказку по сказочному герою» — тренирует умение узнавать сказку по персонажам. Предлагаются картинки с изображениями козы, волка, лисы, дети называют сказки, в которых они встречаются, например, «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Заюшкина избушка» и т. д.
– «Кто герой сказки?» — учит отгадывать сказку, по словам персонажей.
– «Кто в каком домике живёт?» — закрепляет знания о домашних и лесных животных.
– «Найди волшебный предмет» — дети подбирают герою волшебный атрибут в соответствии с сюжетом сказки, например, Буратино — золотой ключик, Фея — волшебная палочка. – «Расскажи сказку» — ребёнок раскладывает карточки-иллюстрации в правильном порядке и пересказывает сюжет своими словами.
Таким образом, можно сделать вывод, что каждый из нас может научить детей сочинять сказку, которая поможет раннему развитию ребёнка, снимет стресс у малыша, а также поможет наладить контакт: мостик понимания и дружбы между обыденным миром взрослых и волшебным миром детей. С помощью элементов сказкотерапии обеспечивается качественное формирование личности дошкольника. Знакомство со сказкой (авторской, народной) занимает важную роль в воспитательном процессе, и при правильном подходе к ее использованию она может стать эффективным средством общения с ребенком, донесения до него морально-этических ценностей общества, понятий добра и зла, а также непременными средствами развития воображения у дошкольника.
Список литературы:
1. Вачков И. В. Введение в сказкотерапию. — М. : Генезис, 2011.
2. Зеленцова-Пешкова Н. В. Игротерапия для дошкольников. Серия- Школа развития. Ростов-на-Дону: «Феникс». 2014.
3. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф. А. Сохина. — М. : Просвещение, 2005
4. Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем. — СПб. : Речь; М. : Сфера, 2008. Бретт Д. «Жила-была девочка, похожая на тебя». М. : Независимая фирма «Класс», 1996.