МААМ-картинки

Влияние сказки на развитие речи детей дошкольного возраста

Федорова Оксана Валерьевна
Влияние сказки на развитие речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Влияние сказки на развитие речи детей дошкольного возраста

Федорова Оксана Валерьевна

МДОУ «Д/с № 114 о. в.»

г. Магнитогорск

Развитие речи детей дошкольного возраста является одной из наиболее важных и сложных проблем отечественной педагогики и психологии, так как дает представление не только об общих закономерностях развития ребенка, но и об особенностях становления личности дошкольника. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Публикация «Влияние сказки на развитие речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Немаловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература, в том числе и сказка. Сказка так же многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим средством

Сказка, словно, ведёт с ребёнком увлекательный разговор, через который передаёт модели поведения в разных ситуациях, модели выбора, даёт возможность переживать страх, и дарит надежду, что добро обязательно победит. Она помогает ребёнку взглянуть на мир чужими глазами — глазами героя, учит сопереживанию, сочувствию.

Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. А ведь, чтение сказок детям, это так важно. Применение сказки позволяет расширять кругозор, формировать целостность представлений об окружающей действительности, оказывать влияние на развитие познавательных, эмоциональных, а также и волевых и речевых сфер. С помощью сказки можно выявить проблемы в развитии речи дошкольников, отношений к себе и окружающим, скрытых мотивов поведения. Дети обладают огромной познавательной активностью, уникальными способностями. Будучи вовремя не востребованными, эти способности могут быть с возрастом утеряны. Для развития памяти и внимания, творчества и мышления ребёнка, достаточно, больше проводить с ним время, пользуясь простыми и действенными способами: почитать книгу, обсудить её, закрепить знания с помощью вопросов — викторин, зарисовать иллюстрации или сказочных персонажей, сочинить собственную сказку.

Многочисленные исследования учёных-педагогов в области дошкольной и коррекционной педагогики (Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Аникин В. П., Большунова Н. Я., Кабачек О. А. и др.) показали, что проблему общего недоразвития речи детей дошкольного возраста можно решать через использование метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития и творчества детей.

Сказкотерапия не является простым чтением вслух народного фольклора. Её ценность заключается в проживании сказки вместе с ребенком. Важно, чтобы при прочтении ребенок проникался сюжетом, проживал чувства и пытался понять черты характера персонажей. «Примеряя» на себя их поступки, ребенок проявляет попытки анализа ситуации, а также самоанализа, что позволяет вынести нравственную оценку происходящему.

Формирование связной речи, развитие умения содержательно и связно строить высказывания являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. Это обусловлено ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящие из многих или нескольких предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Умение задавать вопросы, умение в контексте разумно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития дошкольников. Конечно в течение дня ребенок ситуативно задает массу вопросов. Но гораздо труднее ему будет поставить шуточный вопрос героям сказки. Кроме спонтанного формирования основ устной речи, требуется специальное обучение. В этом плане большое значение имеет конструирование слов, словосочетаний и предложений.

Для развития связной речи ребенка необходимо применять различные дидактические игры, занятия, в том числе сказки. Дети черпают из сказок множество познаний : первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку видеть добро и зло.

Многообразие методов и приемов работы со сказкой позволяет выделить следующие:

– Словесная режиссерская игра;

Пересказ от лица литературного героя;

– Словесное рисование;

– Психогимнастика;

«А что потом»;

«Совместное решение проблемного вопроса к сказке»;

«Изменение ситуации в знакомых сказках»;

«Придумывание кратких историй»;

«Сказка про самого себя»;

«Сказки по-новому»

Через использование сказки, её сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи, такие как: снижение чрезмерной двигательной активности, нормализация эмоционального и речевого состояния ребенка, избавление от собственных страхов. Педагогам в своей работе с дошкольниками необходимо использовать сказкотерапию, потому что даже те дети, которые вначале не включаются в игру, не принимают сказку, все равно испытывают на себе её благоприятное влияние на подсознательном уровне. Ребёнок почерпнет из сказки намного больше, если будет путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, дети легко воспринимают «сказочные законы» — нормы и правила поведения.

Среди приёмов сказкотерапии очень популярны игры. С детьми можно провести следующие дидактические игры по сказкам :

«Кто лишний?» — проверяет знание содержания сказки.

«Назови сказку по сказочному герою» — тренирует умение узнавать сказку по персонажам. Предлагаются картинки с изображениями козы, волка, лисы, дети называют сказки, в которых они встречаются, например, «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Заюшкина избушка» и т. д.

«Кто герой сказки — учит отгадывать сказку, по словам персонажей.

«Кто в каком домике живёт?» — закрепляет знания о домашних и лесных животных.

«Найди волшебный предмет» — дети подбирают герою волшебный атрибут в соответствии с сюжетом сказки, например, Буратино — золотой ключик, Фея — волшебная палочка. – «Расскажи сказку» — ребёнок раскладывает карточки-иллюстрации в правильном порядке и пересказывает сюжет своими словами.

Таким образом, можно сделать вывод, что каждый из нас может научить детей сочинять сказку, которая поможет раннему развитию ребёнка, снимет стресс у малыша, а также поможет наладить контакт: мостик понимания и дружбы между обыденным миром взрослых и волшебным миром детей. С помощью элементов сказкотерапии обеспечивается качественное формирование личности дошкольника. Знакомство со сказкой (авторской, народной) занимает важную роль в воспитательном процессе, и при правильном подходе к ее использованию она может стать эффективным средством общения с ребенком, донесения до него морально-этических ценностей общества, понятий добра и зла, а также непременными средствами развития воображения у дошкольника.

Список литературы:

1. Вачков И. В. Введение в сказкотерапию. — М. : Генезис, 2011.

2. Зеленцова-Пешкова Н. В. Игротерапия для дошкольников. Серия- Школа развития. Ростов-на-Дону: «Феникс». 2014.

3. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф. А. Сохина. — М. : Просвещение, 2005

4. Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем. — СПб. : Речь; М. : Сфера, 2008. Бретт Д. «Жила-была девочка, похожая на тебя». М. : Независимая фирма «Класс», 1996.

Публикации по теме:

Положительное влияние дидактических игр на развитие детей младшего дошкольного возрастаПоложительное влияние дидактических игр на развитие детей младшего дошкольного возраста Мир входит в жизнь детей постепенно. Интерес к познанию реального мира становится значимым для ребенка с 3-4 летнего возраста. Удовлетворить.

Конспект родительского собрания в старшей группе «Влияние компьютера на развитие ребенка дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Влияние компьютера на развитие ребенка дошкольного возраста» Цель: донести до сознания родителей.

Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста» 11 июня день песочных построек на МААМ. Игры с песком относятся к любимым играм малышей. Они учат ребенка:- ориентироваться в окружающей.

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

Консультация для воспитателей «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего возраста» На мой взгляд, тема развития речи является весьма актуальной, так как в последнее время в детский сад приходят дети, у которых речь неактивна.

Передовой педагогический опыт «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» 1. Условия формирования опыта. Тему моего опыта работы «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» я выбрала не случайно.

План по самообразованию «Влияние дидактических игр на развитие речи детей 3–4 лет» Цель работы: развивать связную речь детей и обогащать словарный запас через игровую деятельность. Актуальность.

Влияние исследовательской деятельности на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста Знакомство ребёнка с окружающим миром, начинается с первых лет жизни. Красота и яркость красок природы, привлекают внимание детей своим.

Влияние родителей на развитие речи детей Консультация на тему: Влияние родителей на развитие речи детей. Развитие речи является - одной из основных задач дошкольного образования.

Влияние семьи, общества и педагогов на развитие речи детей Обучение детей родной речи в отечественной педагогике всегда рассматривали как приоритетное направление. Первые навыки правильной речи ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние сказки на развитие речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 19 мая 2023 в 21:01
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние сказки на развитие речи детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Федорова Оксана Валерьевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД