Сания Трифонова
«Увлекательное путешествие». Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию
с детьми подготовительной к школе группы
компенсирующей направленности (ТНР)
Раздел: «Развитие математических представлений»
тема «Увлекательное путешествие»
Трифонова С. М.
воспитатель
высшая квалификационная категория
г. Советский, 2025 г.
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Раздел: «Развитие математических представлений».
Тема: «Увлекательное путешествие».
Форма проведения: занятие-путешествие.
Форма организации: подгрупповая.
Количество детей: 6
Цель: развитие математических представлений.
Задачи.
Образовательные: формировать умение «читать» простейшую схему пространственных отношений объектов и направления движения. Совершенствовать навык количественного счета, соотнесения количества и числа, навык распознавания геометрических фигур по их свойствам, навыков ориентировки на плоскости и на листе в клетку, временных представлений (время года, зимние месяцы, дни недели, измерения сыпучих веществ с помощью условной меры. Совершенствовать умения составлять и решать задачу.
Коррекционно-развивающие: развивать внимание, мыслительную и речевую деятельность, мелкую моторику.
Воспитательные: воспитывать настойчивость и упорство в достижении цели, навыки сотрудничества.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Методы и приемы:
- словесный - приветствие, беседа, вопросы, пояснения, словесная поддержка, поощрение;
- наглядный – демонстрационный материал к заданиям, слайды на экране;
- практический - выполнение дидактических упражнений «Красивый ковер», «Задачка с пирожками», «Волшебный ключик», «Крупинка за крупинкой»; нейроупражнение «Кулак, ребро, ладонь».
Технологии:
- здоровьесберегающая: смена разных видов детской деятельности, физкультминутка, нейроупражнение «Кулак, ребро, ладонь»;
- игровая: занятие проводится в форме путешествия;
-информационно-коммуникационные – интерактивная доска, презентация.
ТСО: ноутбук, проектор.
Демонстрационный материал: слайды видео обращения Бабы-Яги, коврограф, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, книга со сказками, в каждой сказке нет главного героя (силуэт Царевны-лягушки, Красной шапочки, Буратино, Золушки).
Раздаточный материал:
- к д/у «Задачка с пирожками», «Волшебный ключик»: простые карандаши, карточка для записи решения задачи, лист в увеличенную клетку для графического диктанта;
- к д/у «Крупинка за крупинкой»: три банки с крупой, три пустые банки, маленькие пластиковые ложки и чашки, счетные палочки.
Индивидуальная работа: оказание эмоциональной поддержки и помощи малоактивным, застенчивым детям.
Словарная работа: закрепить в речи количественные числительные; прилагательные (левый, правый, нижний, верхний); названия геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, овал, ромб, треугольник).
Предварительная работа: чтение сказок Ш. Перро «Красная Шапочка», А. Н. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино», Якоба и Вильгельма Гримм «Золушка», русской народной сказки «Царевна-лягушка». Различные игры на запоминание цифр (разрезные картинки; раскраски и конструирование цифр различным материалом, способом; загадки). Игры на запоминание дней недели («Живая неделька», «Неделька, стройся», времен года «Когда это бывает?», «Что перепутал художник?», «Бывает - не бывает»). Игры на развитие зрительно-пространственного восприятия («Найди по тени», зашумленные и наложенные картинки, «Разложи игрушки», «Куда плывут рыбки?»).
Ход занятия:
I. Вводная часть.
Эмоционально-психологический настрой - приветствие «Круг»
В круг широкий вижу я
Встали все мои друзья.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: Назовите зимние месяцы?
Дети: декабрь, январь, февраль.
Воспитатель: А какой сейчас месяц?
Дети: Январь.
Воспитатель: Какой день недели был вчера?
Дети: Вчера был вторник.
Воспитатель: Какой будет завтра?
Дети: Завтра будет четверг.
Воспитатель: А какой день недели сегодня?
Дети: Сегодня среда.
Воспитатель: Среда – это день любимой.
Дети: Книги.
Воспитатель: Посмотрите, в нашем книжном центре не большой беспорядок. Давайте поставим книги на место.
Дети ставят книги на место и замечают новую большую книгу. Если они не замечают, воспитатель обращает внимание на книгу.
Создание проблемной ситуации.
Воспитатель: Какая большая и красивая книга сказок.
Дети вместе с воспитателем листают книгу и замечают, что в сказках пропали главные герои.
Воспитатель: Что же с ними случилось? Где они?
Слайд 1. На интерактивной доске появляется Баба-яга.
Баба-яга: Это я украла сказочных героев! Чтобы вернуть их, вам нужно отправиться в сказочное путешествие и выполнить мои задания. Если справитесь — сказочные герои вернутся в свои истории. Но будьте осторожны! Чтобы не заблудиться, я дарю вам карту. Удачи, смельчаки!
Воспитатель: Похоже, Баба-яга сомневается, что мы смелые и сможем выручить сказочных героев. Как вы думаете, справимся?
Дети: Да, мы справимся!
Воспитатель: Ну что ж, давайте докажем, что мы не боимся трудностей и готовы помочь сказочным героям! Отправляемся в путь! Закрываем глаза и повторяем волшебные слова: топни, хлопни, вокруг себя обернись и в сказке окажись! Звучит музыка - дети открывают глаза.
II. Основная часть.
Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим карту, чтобы понять, куда идти.
Вместе рассматривают знаки на карте, что они могут означать, в каком направлении двигаться. Находят свое положение на карте. И двигаются по стрелке к первому заданию.
Д/у 1 «Красивый ковер»
Воспитатель: А вот и первое задание Бабы-яги (карточка с заданием на сенсорной коробке, чтобы спасти этого сказочного героя, сначала отгадайте загадку:
Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал ее кто-то.
Дети: Царевна-лягушка.
Воспитатель: надо украсить ковер геометрическими фигурами.
Воспитатель: Возьмите по одной геометрической фигуре и назовите ее.
Дети: 1) круг, 2) квадрат, 3) треугольник, 4) прямоугольник, 5) овал, 6) ромб).
Воспитатель: Слушайте внимательно загадки о геометрических фигурах, у кого эта фигура, тот и выполняет задание.
1) Есть углы у меня, но не четырехугольник я (треугольник) – в левый верхний угол;
2) Нет углов у меня, а похож на колесо я (круг) – в центр.
3) Все углы во мне равны, и четыре стороны (квадрат) - в правый верхний угол.
4) Он похож и на яйцо и даже на твое лицо (овал) - справа от круга.
5) Дверь, шкаф и окно, и даже подоконник, это всё(прямоугольник) - в правый нижний угол.
6) Какая фигура осталась? (ромб). Куда поместишь? (в левый нижний угол).
Воспитатель: Если вы правильно выполнили задания, то в сенсорной коробке спрятана … (царевна-лягушка).
Ребенок достает из сенсорной коробки картинку и прикрепляет ее на страницу книги.
Воспитатель: давайте посмотрим карту и отправимся дальше.
Д/у 2 «Задачка с пирожками» (дети садятся за столы)
Воспитатель: А здесь надо выполнить два задания. (На столе две сенсорные коробки, на каждой карточка с заданием). Прежде, чем выполнить их, мы немного поиграем в игру «Кулак, ребро, ладонь».
Воспитатель показывает движения, дети выполняют на столе.
Воспитатель: Надо составить задачу по картине и решить ее.
Воспитатель: Назовите части задачи, и что они означают?
Дети: Условие и вопрос, условие то, что известно, вопрос - что надо узнать.
Воспитатель на доску прикрепляет картину: тарелку с 4 пирожками с вишней и с 3 пирожками с яблоком. При необходимости поясняет.
Воспитатель: Какую задачу можно составить?
Воспитатель: Как ее решить?
Дети: Надо к 4 пирожкам добавить 3 пирожка.
Воспитатель: Запишите решение задачи на карточке. Поменяйтесь с соседом карточками и проверьте правильность решения задачи.
Воспитатель: Какой сказочный герой нес бабушке пирожки?
Дети: Красная Шапочка.
Ребенок достает из сенсорной коробки картинку и прикрепляет ее на страницу книги.
Слайд 2 Физкультминутка «Бабка-ёжка»
Баба-яга: Я такая веселая, озорная, люблю танцевать и вас приглашаю.
Д/у 3 «Волшебный ключик» графический диктант.
Воспитатель: Будем спасать следующего героя? Тогда приступаем к следующему заданию Бабы-яги.
Воспитатель читает на карточке задание графического диктанта «Ключик»
От красной точки:
2 вверх, 1 вправо,
2 вниз, 1 вправо,
2 вверх, 1 вправо,
2 вниз, 5 вправо,
1 вверх, 4 вправо,
4 вниз, 4 влево,
1 вверх, 8 влево, 2 вверх.
Воспитатель: Что у вас получилось?
Дети: Получился ключ.
Воспитатель: У какого сказочного героя есть ключ?
Дети: Ключ есть у Буратино.
Ребенок достает из сенсорной коробки картинку и прикрепляет ее на страницу книги.
Д/у 4 «Крупинка за крупинкой» (задание выполняют в парах за общим столом)
Воспитатель: Смотрим карту и идем дальше, а вот и последнее задание Бабы-яги (карточка с заданием на сенсорной коробке).
Воспитатель: На столе три банки с крупой, какая крупа в банках?
Воспитатель: Надо узнать, сколько крупы в каждой банке, и какой крупы больше?
Воспитатель: Как узнать, сколько крупы в каждой банке?
Дети: Использовать условную мерку.
Воспитатель: Посмотрите, здесь разная посуда. Что из предложенного, можно использовать, как условную мерку?
Предложить на выбор различную посуду, из них несколько одинаковых по величине чашек или маленьких стаканчиков.
Дети: Можно мерить одинаковыми чашками.
Воспитатель: Чтобы не сбиться со счёта, каждый раз, когда высыпаете полную чашку, нужно отложить одну палочку.
Воспитатель: Сколько получилось гречки/риса/пшена?
Дети: Гречки 4 чашки, риса 3 чашки, а пшена 2 чашки.
Воспитатель: Какой крупы больше? Почему?
Дети: Больше гречневой крупы, потому что четыре больше трех и двух.
Воспитатель: А какой меньше? Почему?
Дети: Меньше пшена, потому что два меньше трех и четырех.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием, как выдумаете, какой сказочный герой вернется в сказку?
Дети: Золушка.
Ребенок достает из сенсорной коробки картинку и прикрепляет ее на страницу книги.
Слайд 3. На интерактивной доске появляется Баба-яга.
Баба-яга: Вы были дружными, активными, выполнили все задания. Забирайте книгу и возвращайтесь в детский сад. До новых встреч, ребята!
Воспитатель: До свидания, Баба-яга. Закрываем глаза и повторяем волшебные слова: топни, хлопни, вокруг себя обернись и в детском саду окажись! Звучит музыка - дети открывают глаза.
III. Заключительная часть.
Рефлексия.
Воспитатель: Вам понравилось путешествие? Какое доброе дело вы сделали? А каких сказочных героев вы спасли? Какое задание Бабы-яги было трудным, а с каким справились легко?
Вы были активными, внимательными, дружными, благодаря вашим знаниям и смелости, все сказочные герои вернулись в книгу сказок, и книга получилась красочной.
Воспитатель: А у меня к вам есть предложение, нарисовать любимого сказочного героя. И мы оформим выставку ваших рисунков.