Ирина Аксенова
Конспект занятия для детей 5–6 лет «Зимние явления в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для детей 5-6 лет на тему: «Зимние явления в природе»
Цель: расширение представлений детей о зимних явлениях в природе.
Образовательные задачи:
-закрепить с детьми признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом;
-закреплять знания о зимних месяцах;
-формировать умение строить связные высказывания типа рассуждения;
-учить получать знания о свойствах снега в процессе экспериментирования.
Развивающие задачи:
- развивать умение детей давать развернутые ответы, развивать воображения.
Воспитательные задачи:
-воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.
Словарная работа: снег, снегопад, метель, гололёд, иней, вьюга, изморозь, оттепель, наст, туман.
Предварительная работа: наблюдения за зимней погодой; создания календаря природы; рисование на темы «Зимний пейзаж», «Зима», «Иней покрывал деревья». Чтение рассказов «Снег», «Изморозь. Иней», «Зимние узоры» (Гурьева Н. А. «Знакомство с природой». Времена года. -2008)
Оборудование: проекционный экран, мультимедийный проектор, ноутбук, музыкальный центр, презентация на тему «Зимние явления в природе».
Материалы: запись музыки Чайковского П. И. «Времена года», формочки, тарелочки со снегом, салфетки, снежинка бумажная, картинки с изображением разных времен года для игры «Что лишнее?»
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская (экспериментирование, двигательная, коммуникативная.
Ход: 1. Организационный и сюрпризный момент.
Воспитатель: Мы с вами живем в России и имеем возможность любоваться всеми временами года. Каждое время года радует своей неповторимостью. Весна рассыпает по земле изумруды зелени; лето раскрашивает землю всеми цветами радуги; осень одаривает землю золотом листьев; а зима щедро укутывает землю серебром снежинок. Зима-это самое волшебное время года. Наша русская зима, словно сказочное царство, где происходят различные чудеса.
Ребята, я сегодня шла в детский сад и нашла волшебную снежинку. А на ней загадка (про зиму). Отгадайте загадку:
В это время года
Ложится спать природа,
Укрывшись белоснежным.
В снегу деревья и дома,
Мы говорим: «Пришла (зима)».
Воспитатель: Правильно. Ребята, какое сейчас время года? А как догадались? Какие приметы зимы вы знаете? А какие зимние месяцы существуют? С какого месяца начинается зима? А с какого-Новый год? Кто мне скажет, каким месяцем заканчивается зима? Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! Я хочу рассказать вам о зимних явлениях природы, некоторые из них вы уже знаете.
2. Просмотр презентации «Зимние явления природе».
Под музыку П. И. Чайковского «Времена года» дети просматривают презентацию «Зимние явления природе».
Воспитатель: Давайте, слушая красивые звуки природы, посмотрим зимние пейзажи. Посмотрите, пожалуйста, какая красота! (слайд №2).
Ребята, это зимние месяцы (слайд№3). Какие зимние явления природы мы здесь видим? (слайд №4, 5, 6) Ответы детей: Мы видим снегопад, метель, вьюгу.
Воспитатель: Как называется зимнее явление, когда идёт сильный снег, дует, зазывает ветер? Ответы детей: Это зимнее явление называется метель, вьюга.
Воспитатель: но зимой бывает и так, что становится теплее, снежок подтаивает. На снегу образуется твердая корочка «наст» (слайд №7). На крышах и деревьях появляются сосульки (слайд №8). Такое состояние погоды называется «Оттепель».
(Слайд №9). Гололед – это слой плотного льда, образовавшийся на поверхности земли, тротуарах, проезжей части улицы и на предметах (деревья, проводах, и т. д.) при замерзании переохлажденного дождя и мороси (тумана).
(слайд «10). Воздушный пар превращается в капельки воды, когда остывает это и есть туман. В мороз туман образуют мельчайшие кристаллики льда, которые потом, падая на деревья, образуют иней, такая зимняя роса. Чаще всего так и бывает. Сначала туман, потом иней. Значит, туман –это слишком насыщенный льдинками воздух.
Воспитатель: а как называется мелкий дождик? Мелкий дождик называется изморозь и ночью немного подмораживает, на деревьях и кустарниках появляется красивый иней (слайд №12)
Изморозь и иней образуются в морозную погоду из водяного пара, но иней окутывает предметы тонким слоем, а слой изморози довольно толстый и нарастает равномерно со всех сторон. Да и по внешнему виду иней не такой пушистый и нарядный, как изморозь, переливающаяся разными цветами. По ходу обсуждения звучит спокойная музыка, и показываются на экране картинки.
3. Дидактическая игра «Что лишнее?»
Воспитатель: а теперь давайте поиграем в дидактическую игру «Что лишнее?» (среди разных картинок надо выбрать только те, которые относятся к зиме.)
Физкультминутка. Упражнение «Снег».
Снег сегодня шёл с утра (руки опускаются сверху вниз)
Рада снегу детвора (хлопают в ладоши)
Снег на ветках (руки вверх, на дорожках (наклоны вниз)
На носах (дотрагиваются до носа) и на ладошках (показывают ладошки).
4. Экспериментальная деятельность.
Воспитатель: а сейчас ребята, мы с вами отправимся в снежную лабораторию, в которой происходят чудеса со снегом. (Берём тарелочки со снегом и пустые формочки).
Воспитатель: давайте посмотрим, что будет происходить со снегом в тёплом помещении? Какой становится снег? Ответы детей: снег становится влажным, липким.
Воспитатель: давайте его потрогаем. Что можно сделать с таким снегом? Ответы детей: можно скатать в комочек. А что происходит со снегом, когда мы его катаем в руках? Ответы детей: снег тает в руках.
Воспитатель: Что происходит со снегом, спустя некоторое время? Ответы детей: снег превратится в воду. Правильно ребята, снег растает и превратится в воду. А если мы эту воду нальём в формочки и поставим на улицу на мороз, что с ней произойдет? Ответы детей: Вода замерзнет и превратится в лёд.
Воспитатель: Ребята посмотрите, а снег в тарелочках уже превратился в воду. Можно ли эту воду назвать чистой? Ответы детей: нет, в ней видны частички грязи, пыли. Воспитатель: Во время снегопада снег собирает в воздухе частички пыли, поэтому, несмотря на то, что снег белоснежный, в нём содержится много грязи и микробов. Давайте аккуратно выльем воду в формочки. Дети сливают воду в приготовленные формочки. (помощник воспитателя уносит формочки с водой.)
Воспитатель: Когда вечером вы пойдете домой, то увидите свои формочки, в них уже будет лёд.
5. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, о чём мы сегодня с вами беседовали? Маша, что нового ты узнала? Саша, тебе понравилось заниматься? Вам было интересно? Максим, что тебе было интересно? Лена, какие зимние явления ты уже узнала? Таня, о каких зимних явлениях ты узнала сегодня?
Воспитатель: Дети, вы сегодня были внимательны, узнали много нового и закрепили свои знания о зимних явлениях природы.
Используемая литература:
1. Рыжова Н. А. «Экологические образование в детском саду».
2. Иванова А. И «Экологические наблюдения в детском саду».
3. Волчкова В. Н. «Экология».