Волкова Татьяна Витальевна
Влияние игровой деятельности на формирование нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Нравственное воспитание детей – то мудрое ограничение.
Ребёнок должен понять, что есть три вещи: можно, нельзя и надо»
В. А. Сухомлинский.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что в настоящее
время, люди стремятся создать правовое общество с высокой культурой
отношений между людьми, которые определяются социальной
справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Такое общество
обуславливает необходимость нравственной воспитанности каждого.
Публикация «Влияние игровой деятельности на формирование нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Старшая группа
- Темочки
Большое значение в нравственном развитии личности имеет ее
собственное отношение к совершаемым действиям и поступкам, к соблюдению
установленных в обществе моральных требований. Надо, чтобы сама личность
стремилась быть нравственной, чтобы она соблюдала моральные нормы и
правила в силу собственного понимания их необходимости.
Формирование нравственности – важное условие всестороннего
воспитания личности ребенка. От того как, будет воспитан дошкольник в
нравственном отношении, зависит не только его успешное обучение в школе,
но и формирование в дальнейшем его жизненной позиции.
Одним из самых важных и распространенных средств нравственного
воспитания детей дошкольного возраста является игровая деятельность, как
ведущий вид деятельности у детей данного возраста. Именно через игру
ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Игра выступает в роли
своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и
взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей. Игра основана на
восприятии представленных норм и правил, тем самым ориентирует ребёнка на
соблюдение определённых норм и правил взрослой жизни.
Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности.
К семи годам уже достаточно четко прослеживается направленность личности
ребенка как показатель его нравственного развития.
Ключевые слова: мораль; нравственность; нравственное воспитание;
игровая деятельность.
Воспитание нравственных качеств ребенка является той необходимой
основой, без которой невозможно сформировать более сложные черты
личности ребенка.
Определение проблемы и актуальности данной темы позволяет
сформулировать цель исследования : выявить влияние игровой деятельности в
формировании нравственного воспитания старших дошкольников.
Нравственное формирование личности ребенка является одной из
важнейших задач воспитания, главным стержнем всестороннего развития
личности. Это длительный и сложный процесс; его успешное осуществление
требует согласованности и преемственности в воспитательной работе педагогов
детских учреждений и школы.
В психолого-педагогическом словаре Е. С. Рапацевича нравственность
(мораль) рассматривается как совокупность норм и правил, регулирующих
отношение людей в обществе на основе общественного мнения,
стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность. [16]
Необходимость регулирования обществом поведения людей включает две
взаимосвязанные задачи:
- выработка нравственных требований, которые находят отражение и
получают обоснование в моральном сознании общества в виде норм,
принципов, идеалов, понятий справедливости, добра и зла;
- внедрение этих требований и связанных с ними представлений в
сознании каждого человека с тем, чтобы он смог сам направлять свои действия,
а также участвовать в проведении регулирования общественного поведения,
т. е. предъявлять требования к другим людям и оценивать их поступки.
Термин «нравственность» употребляется как синоним термина «мораль».
В. И. Логинова, П. Г. Саморукова рассматривают понятие «мораль» в
прямом значении этого слова как обычай, нрав, правило. В зависимости от того,
как освоена и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои
убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами,
можно судить об уровне его нравственности. Иначе говоря, нравственность -
это личностная характеристика. [10]
По мнению Г. Н. Эйсмонт-Швыдкой, отечественная педагогика
рассматривает нравственное воспитание как активный целенаправленный
процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек,
нравственного поведения с первых лет жизни ребенка. [20]
«Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных
норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и
их неуклонное соблюдение», - пишет И. Ф. Харламов. [19, с. 344]
К. Д. Ушинский отмечал зависимость содержания детских игр от
социального окружения. Он считал, что существует зависимость содержания
детских игр от социального окружения, так как игры не проходят для ребенка
бесследно: они могут определить характер и поведение человека в обществе.
Нравственные качества нельзя воспитать, лишь разъясняя ребенку, что хорошо,
а что плохо, нельзя научить его быть добрым. Дошкольник может прекрасно
знать, что нужно сочувствовать чужой беде, но не сделать даже попытки
помочь человеку, попавшему в беду. Знать, что лгать стыдно, но говорить
неправду и т. д. Необходимо, чтобы ребенок с малых лет упражнялся в
нравственных поступках в доступной ему деятельности. [18]
Именно в игровой деятельности дошкольник наиболее самостоятелен:
сам выбирает, во что будет играть, действует в соответствии с замыслом и
своей фантазией, устанавливает доброжелательные взаимоотношения со
сверстниками.
Игровая деятельность – это своеобразный материальный этап. Он
моделирует сферу человеческих взаимоотношений, которые определяют
развитие у дошкольников умения выделять и лучше познавать те стороны
своих взаимоотношений с другими детьми, которые регулируются
нравственными нормами.
По утверждению Д. Б. Менджерицкой, основной путь нравственного
воспитания в игре - это влияние на ее содержание, т. е. выбор темы, развитие
сюжета, распределение ролей, реализация игровых образов. Через
определенный сюжет, содержание и роль в ходе игры можно формировать
моральные и социальные чувства дошкольников. Сюжетно-ролевые игры детей
построены на правилах, но в отличие от дидактических и подвижных игр, где
правила даются в готовом виде, в ролевых играх правила заимствуются детьми
из той общественной среды, в которой они живут. Правилами общественной
жизни дети первоначально овладевают именно в изобретательных ими играх,
разумеется, по-своему, преломляя их с учетом современного общества. [11,
с. 79].
В своих исследованиях Р. И. Жуковская обращает внимание на
нравственно ценное содержание детских сюжетных игр, которое способствует
развитию моральных, патриотических чувств, чувства привязанности к родным
и близким, что отражается детьми при выполнении ими тех или иных ролей.
В старшем дошкольном возрасте особое место занимают игры, которые
создаются самими детьми: творческие или сюжетно-ролевые. В этих играх
дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя, в жизни
и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность
ребенка, поэтому является важным средством нравственного воспитания.
В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива,
справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои
собственные.
Задача педагога состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих
на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий,
способствовать установлению между детьми отношений, основанные на
дружбе, справедливости, взаимной ответственности. Воспитывать детей на
лучших примерах из жизни и деятельности людей, способствующих
формированию положительных чувств и побуждений.
В игре формируются моральные качества; ответственность перед
коллективом за порученное дело, чувство товарищества и дружбы,
согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо
разрешать спорные вопросы.
Нравственность является сложной, многоуровневой личностной
характеристикой, охватывающей такие личностные структуры как разум,
чувства, воля. Нравственное воспитание старших дошкольников - это
совокупность воспитания нравственных чувств, облика, нравственной позиции
и нравственного поведения.
Игра – школа морали в действии, школа произвольного поведения.
Именно в игре определяется поведение и характер человека в обществе. В игре
все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии.
Организовать дружный коллектив, воспитать у детей товарищеские чувства,
организаторские умения можно только в том случае, если удается увлечь их
играми, отражающими взаимоотношения людей в обществе.
Задача педагогов состоит в том, чтобы сосредоточить внимание
играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий,
способствовать установлению между детьми отношений, основанных на
дружбе, справедливости, взаимной ответственности.
Вопросы нравственного воспитания подрастающей личности на
протяжении всех периодов развития общества были и остаются предметом
рассмотрения в философии, педагогике, психологии.
Проблема нравственного воспитания дошкольников в настоящее время
актуализируется, несомненно, и сложившейся ситуацией в современном
обществе. Возникший ценностный вакуум, отчуждение человека от культуры
как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации
понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед
опасностью моральной деградации.
Дошкольное детство - пора открытий.
Поэтому, взрослые должны помочь ребенку делать открытия, наполнив их
воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию у
него нравственных чувств.
Литература
1. Буре Р. С. Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений дошкольников /Р. С. Буре. М. :
Просвещение, 2006.141 с.
2. Вераксы Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Примерная Общеобразовательная Программа
Дошкольного Образования От рождения до школы /Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А/ Васильева. 4-е
изд. М. : Мозаика – Синтез, 2017. 368 с.
3. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. Программа Развитие/ Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. М. : Новая школа, 1994.
4. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский. 1966.№6 62-76 с.
5. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности : старшая группа / Н. Ф. Губанова. М. :Мозаика – Синтез,
2014.160 с.
6. Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре/ Р. И. Жуковская. М. :АПН РСФСР, 1963.320 с. pedagogic.ru
7. Запорожец А. В. Игра и развитие ребенка/ А. В. Запорожец. Дошкольное образование, 1964. 351 с.
8. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб.
заведений/ Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М. : Академия, 2003. 176 с.
9. Лихачев Б. Т. Педагогика. : учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / Б. Т. Лихачёв. М. : Прометей,
1998. 457 с.
10. Логинова В. И., Лейкина Б. С. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / под ред. В. И.
Логиновой, П. Г. Саморуковой: 2-е изд., исп. и доп. М. : Просвещение, 1998. 167 с. OCR Detskiysad.Ru
11. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре/ Д. В. Менджерицкая. М. : Просвещение, 1982. 128 с.
12. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду/ Н. Я.
Михайленко, Н. А. Короткова. М. :Гном, 2000.96 с.
13. Мухина В. С. Психология дошкольника : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений/ В. С. Мухина.
М. : Академия, 1975. 239 с
14. Ольшанский Д. В. Новая педагогическая психология/ Д. В. Ольшанский. М. : 2002. 127с.
15. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / под. ред.
М. : Мозаика-Синтез, 2008. 64 с.
16. Рапацевич Е. С. Психолого-педагогический словарь/ Е. С. Рапацевич. Минск. :Соврем. слово, 2006. 928 с.
17. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей/ под ред. А. В. Запорожца. М. :Просвещение, 1976.96 с.
18. Ушинский К. Д. Сочинения/ К. Д. Ушинский. М. :Лениздат,1950. т. 8. 234 с. revolution.allbest.ru
19. Харламов И. Ф. Педагогика/ И. Ф. Харламов: 2-е изд., перераб. и доп. - М. :Высшая школа, 1990. 576с.
20. Эйсмонт-Швыдкая Г. Н. Нравственное воспитание дошкольников/ под ред. Г. Н. Эйсмонт-Швыдкая. М. :
Просвещение, 1969.