Сардана Родионова
Формирование ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В статье рассматривается сущность ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогического явления. Описываются методы диагностики ценностного отношения к здоровью, приводятся статистические сведения и их исследование. Приведены примерные игры для формирования и воспитания ценностного отношения к здоровью детей в МБДОУ детский сад №4 «Ромашка» г. Покровска, Хангаласского района.
Публикация «Формирование ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности» размещена в разделах
Ключевые слова: дошкольное образование, здоровье, ЗОЖ, дошкольник, старший дошкольник, ценностное отношение к здоровью, игра, игровая деятельность.
В современном мире, многочисленные физиолого-гигиенические и психофизиологические исследования убедили педагогов, воспитателей детского сада и руководителей системы образования в том, что необходимо принимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья дошкольников. Эти положения вошли в последнее время в важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития образования.
Одним из главных задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в рамках образовательной области «Физическое развитие», является становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
Здоровье - это общее благополучие организма, включающее в себя следующие аспекты: отсутствие болезни, некоторый уровень физической тренированности, подготовленности, функционального состояния организма. Есть очень много критериев оценки уровня здоровья организма. Данные критерии определяются по разным показателям. В понятие здорового образа жизни входит целый комплекс условий и требований, исполнение которых благотворно воздействует на здоровье человека [1; c.92].
Мероприятия по формированию мотивации следует приступать с самого рождения ребенка. Для этого родители постепенно приучают его к правильному и регулярному питанию, личной гигиене. Взрослея, ребенок привыкает к режиму дня, установленным для него родителями правилам и не представляет себе другого образа жизни. Необходимо также вовремя привить ребенку навыки самообслуживания и самостоятельного выполнения основных действий личной гигиены. Здоровый образ жизни должен стать для ребенка необходимостью. Если ребенок, например, не смог утром сделать зарядку или почистить зубы, то он уже испытывает дискомфорт [5; c.166].
Большое влияние на формирование ценностного отношения к здоровью ребенка накладывает личный пример взрослых, окружающих его, так как в природе детей заложено подражание взрослым. Это относится к действиям родителей, членов семьи, воспитателей детского сада. Важно также постоянно контролировать ребенка: все его действия должны быть оценены, он должен получать поощрение или порицание. Поэтому мы провели опытно- экспериментальную работу по формированию ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Опытно–экспериментальная работа проводилась в МБДОУ детский сад №4 «Ромашка» г. Покровска, Хангаласского района. В исследовании приняли участие 12 детей. Цель практической работы было апробировать игры с целью выявления и обоснования формирования ценностного отношения к здоровью старших дошкольников. В соответствии с целью были выбрана методика:
- Рисуночный тест, разработанный О. С. Васильевой и Ф. Р. Филатовым и адаптирован Г. А. Хакимовой «Что такое здоровье?» [3; c.175].
Проанализировав результаты анкетирования детей старшего дошкольного возраста, можно сделать вывод, что большинство детей имеют средний – 71,7 % уровень, в то время как детей с низким уровнем – 16,7 % и высоким уровнем – 11,6 %.
Исследование детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ детский сад №4 «Ромашка» г. Покровска, показало, что сформированность ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей соответствует среднему уровню.
Ведущим видом деятельности в старшем дошкольном возрасте является сюжетно-ролевая игра. Поэтому, предложено разработать игры, направленных на формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста. Игры для формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни, представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Комплекс игр по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
№ Название
1 Дидактическая игра для старших дошкольников детского сада «Где живет витаминка?»
2 Дидактическая игра для старших дошкольников детского сада «Что нужно сердцу?»
3 Дидактическая игра для старших дошкольников детского сада «С чего начинается утро?»
4 Дидактическая игра для старших дошкольников детского сада «Часы здоровья»
5 Дидактическая игра для старших дошкольников детского сада «Дерево здоровья»
6 Дидактическая игра для старших дошкольников детского сада «Польза комнатных растений»
7 Дидактическая игра для старших дошкольников детского сада «Цвет здоровья»
Для выявления результативности применения данного комплекса игр, было проведено повторное диагностическое обследование детей старшего возраста МБДОУ детский сад №4 «Ромашка» г. Покровска.
Рассмотрев результаты повторного рисуночного тестирования детей старшего дошкольного возраста, можно сделать вывод, что большинство детей имеют средний – 66,25 % уровень, остальные дети высокий уровень – 33, 75 %, в то время как детей с низким нет.
Таким образом, полученные данные позволяют с уверенностью сказать, что предложенный комплекс игр по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста дал положительный результат.
Использованная литература:
1. Алямовская В. Г. Оздоровительные технологии в дошкольном образовательном учреждении: инновационный аспект. М. : Педагогический университет «Первое сентября». 2010. 92 с.
2. Айдаркин Е. К., Иваницкая Л. Н., Возрастные основы здоровья и здоровьесберегающие образовательные технологии: учебное пособие. Ростов н/ Д: Изд-во ЮФУ, 2008. 176 с.
3. Хакимова Г. А., Гребенюк Г. Н. Формирование ценностного отношения к здоровью у детей : монография. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та. 2010. 175 с.
4. Шишкина В. А. Здоровый ребенок : Физическое воспитание - основа здоровьесберегающего образовательного процесса в дошкольном учреждении / В. А. Шишкина // Пралеска, 2006. № 9. 25-28 с.
5. Яковлева Л. В., Юдина Р. А. Физическое развитие и здоровье детей 3- 7 лет : Пособие для педагогов дошк. Учреждений: в 3 ч. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 320 с.