Галина Фурцева
Влияние цифровых технологий на развитие грамотности современного поколения
▼ Скачать + Заказать документы
Современная действительность отражает кризис читательской культуры и читательской грамотности общества. В условиях стремительного развития информационно-коммуникационных технологий наблюдается заметное сокращение доли регулярно читающей части современного общества.
«Каждый человек обязан (я подчёркиваю – обязан) заботиться о своём интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живёт, и перед самим собой. Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития – чтение». Это слова академика Д. С. Лихачёва.
Публикация «Влияние цифровых технологий на развитие грамотности современного поколения» размещена в разделах
Не секрет, что нынешнее поколение не испытывает тяги к чтению классической литературы. Что мы читаем? Задумывался ли об этом кто - нибудь из нас? В основном, это журналы или газеты, рекламы или подборка новостей, приключения, фантастика и фэнтези, юмор и «весёлые» книги, ужастики и комиксы. Современное поколение, большей частью, читает только то, что ему необходимо в данный момент. Что мы делаем, когда школьнику надо написать сочинение, студенту – реферат, взрослому – подготовиться к выступлению перед публикой? Конечно же в первую очередь пользуемся интернет- ресурсами. Почему? Во-первых, быстрей – не надо листать страницу за страницей, вчитываться, переписывать. Скопировал, вставил (как принято сейчас выражаться) и готово. Во-вторых, можно найти уже готовый материал на заданную тему и выдать это за свои мысли (все знают, что это плагиат, но, тем не менее, это факт). Вот здесь, самое время задуматься над тем, что используя такой способ саморазвития, мы учимся думать и говорить по шаблону. А это ли не тенденция к росту безграмотности человечества?
Что даёт нам чтение классики, художественной, познавательной литературы? В процессе чтения мы познаём не только прошлое, настоящее и будущее мира, но и учимся думать, анализировать, сравнивать. Читая художественное произведение, поневоле становишься участником описываемого события. Начинаешь сравнивать себя с героем произведения, хочется подражать ему, говорить, как герой, совершать такие же поступки. Из книги мы узнаём о манере общения светского общества прошлых веков. Люди во все времена жили без интернета, сотовых телефонов, но от этого они не становились безграмотными невеждами. Общение людей происходило вербально, где человек мог передать своё эмоциональное состояние, чувства. Нынешнее, виртуальное общение не позволяет раскрыть широту мыслей.
А знает ли нынешнее поколение о письмах и открытках, которые писали друг другу наши предки. В этих письмах люди сообщали о своей жизни. Для этого они подбирали нужные слова. Вот здесь и развивалась не только грамотность, но и речь человека. Как происходит нынешнее общение между людьми? Это телефонный звонок или короткие смс – сообщения. При этом используют короткие слова «привет», «пока», «как дела». Это в лучшем случае. Но чаще отправляют смайлики, выражающие разные чувства. Я думаю, не должен грамотный человек (если таковым он себя считает) ставить «классы!» под сообщениями о человеческих проблемах.
Мы до сих пор пользуемся словарями Даля и Ожегова, не смотря на то, что можно зайти в вики – словарь. По словарю Ожегова: 1. грамотный – это умеющий читать и писать, а также умеющий писать грамматически правильно, без ошибок. 2. Обладающий необходимыми знаниями, сведениями в какой – нибудь области.
Если обратиться к вики-словарю: Грамотность— степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать, или только читать на каком-либо языке. В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания. Людей, умеющих только читать, также называют «полуграмотными». В статистике под грамотностью понимается способность человека прочитать, понять и написать короткий простой текст, касающийся его повседневной жизни.
Как видим, трактовка понятия «грамотный, грамотность» в разных источниках практически ничем не различается. Только темпы развития грамотности современного общества очень стремительны, как и требования к грамотному человеку очень высоки. Как этого достичь, выбор каждого из нас. Я думаю наряду с примерами развития «советской» грамотности, нельзя отрицать применение современных ИТ- технологий. И неважно, сколько тебе лет, какая у тебя должность и положение в обществе. Можно утверждать, что грамотность каждого человека – это фундамент успешного развития современного общества. Использование Интернета сегодня – неотъемлемая часть образа жизни цифрового поколения и один из важнейших факторов их социализации. Но при этом важно помнить, что «Книга – источник знаний», а «Интернет – источник информации». Умение человека выбрать нужную литературу, пользование различных Сетей Интернета – всё это формирует его словарный запас, широту его мыслей, жизненные принципы.
Источники:
1.https://ru.wikipedia.org/wiki
2. Словарь Ожегова
3. Казахстанская программа развития функциональной читательской грамотности